Правда причиняет боль
БРЕМЯ ПРАВДЫ
Слушать правду может быть больно. Все мы признаём это полушутя-полусерьёзно, но за расхожим выражением кроется гораздо более глубокая истина, чем большинство людей готовы принять. Когда правда причиняет боль, перед нами встаёт выбор: либо терпеть эту боль, либо избегать правды – тягостный выбор. И каков результат? «Истина тяжела, поэтому согласных принять её очень мало» [1].
Мало кто готов признать, что сознательно избегает правды, но часто люди позволяют себе считать, что правда — это что-то относительное. Те, кто верит, что правда относительна, способны быть лишь «относительно правдивыми». Многие никогда не станут сознательно красть, лгать или обманывать, но быть правдивым — это не просто говорить правду или поступать по правде в определенных обстоятельствах. Правдивость включает в себя также мысли и чувства человека. Подлинно правдивые люди укоренены в правде, стоят в правде, растут в ней, и правда является плодом всего их существования. Правда у них в сердце, как говорит Псалом 50:8. Чтобы оставаться правдивыми, они должны постоянно подгонять не только свои действия, но и все свои мысли и чувства под этот стандарт.
КОГДА ЖЕ ПРАВДА ПРИЧИНЯЕТ БОЛЬ?
Правда сталкивает нас лицом к лицу с тем, чего мы не хотим знать. Например, правда состоит в том, что когда-нибудь мы умрем. Большинство людей принимают это на поверхностном уровне, на самом деле просто не осознавая всей реальности данного факта. Те же, кто действительно осознал это на глубинном внутреннем уровне, знают, что принять тяжёлую правду о собственной смертности очень нелегко. А мысли о смертности близких и любимых ещё более мучительны.
Еще правда причиняет боль, когда требует, чтобы мы перестали делать то, что мы хотим, или начали делать то, чего мы делать не хотим. Она разбивает любые оправдания и требует, чтобы мы или делали то, что правильно, или принесли в жертву самоуважение – мнение о себе, как о человеке, который верен своим принципам и поступает в соответствии с ними. Некоторые избегают этого выбора, стирая грань между правдой и ложью. Наш мир настолько наполнился этими размытыми стандартами, что многие люди даже не понимают, что реальность по своей природе не является двойственной или расплывчатой.
Правда болезненна и тогда, когда указывает нам на наши собственные обязанности или недостатки вместо того, чтобы позволить сосредоточиться на чужих. Она подчеркивает нашу личную потребность меняться и расти. В разгар конфликта нам нравится считать, что мы правы, невиновны, и что наши страдания — это результат бесчувственности или вины другого человека. Но правда вынуждает нас увидеть себя нагими и беспомощными — какими мы и есть на самом деле. Все мы иногда ошибаемся, иногда бываем виноваты, а иногда используем свои эмоции, слова и даже действия, чтобы манипулировать или причинять боль другим. Больно видеть себя такими, какими мы есть. Настолько больно, что некоторые люди никогда и не пытаются разглядеть себя настоящих.
ЕСЛИ НЕ ВЕРИШЬ — НЕ БОЛЬНО
Многие люди считают, что правда имеет отношение только к их сознанию, совести или комфорту. Они считают, что истина не может быть познана, поэтому всё, что человек может сказать без риска оказаться самонадеянным, — это «я верю».
Вселенная действительно содержит больше истин, чем мы в состоянии познать. Но тот факт, что мы не можем знать всё, не означает, что мы не можем знать ничего. Тем не менее в современной философии по-прежнему популярно мнение, что «реально только то, что я чувствую или во что верю»[2] и что «истинная реальность всегда останется непостижимой»[3].
Давайте разберёмся. Что такое правда, если не основание реальности? Если непостижимо одно (истина), то и другое (объективная реальность) тоже будет непостижимо. Является ли реальность не более чем отражением наших чувств и убеждений? Действительно ли объективная реальность непостижима?
Многие считают, что правда (истина) — это лишь абстрактное понятие или же что она непознаваема. И хотя люди легко соглашаются с подобными утверждениями, когда речь идет о философии или богословии, в практической жизни мало кто рассматривает «материальную» действительность, как нечто иллюзорное и неопределённое.
Возьмём один из таких материальных примеров: истинный бриллиант — это настоящий, подлинный огранённый алмаз. Некоторые фальшивые бриллианты очень красивы, но это не делает их настоящими. Предположим, Саша покупает кольцо с бриллиантом, не зная, что камень в нём поддельный. Полагая, что бриллиант настоящий, он дарит его своей невесте Маше. Большинство людей согласятся, что ни неосведомленность Саши, ни его чистая совесть не делают камень в кольце настоящим бриллиантом. Помолвка молодых людей будет настоящей, а вот бриллиант — нет. И если Маша сказала «да», только потому что ей нужен был настоящий бриллиант, то они оба были бы обмануты.
Теперь перейдём к нематериальному. Когда Саша узнал правду о кольце, он подумал, что Маша очень расстроится, если обнаружит, что ее кольцо — подделка. Саше так кажется. Если он скажет Маше, и она действительно очень расстроится, то его (нематериальное) восприятие своей невесты было правильным. Если же нет, то его восприятие не соответствует тому, какова на самом деле Маша.
ПРАВДА ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Иногда наше восприятие соответствует истине, а иногда нет (и на материальном, и на нематериальном уровнях). Наше восприятие зависит от многих вещей, в том числе от того, как мы используем имеющуюся у нас информацию и приучили ли мы себя смотреть дальше собственных страхов, желаний, неуверенности и самомнения.
Но все эти факторы никак не влияют на объективную правду! Сказать, что правда относительна — все равно, что сказать, что реальность существует лишь иногда; что целостности нет, и каждая вещь или событие не связаны со всеми остальными.
И тем не менее, когда правда причиняет боль или требует чего-то, что человек не хочет давать или делать, люди часто ведут себя так, будто эта правда может быть предметом обсуждения или (что еще хуже) вообще не существует!
СМИ ежедневно бомбят нас информацией. И многое из того, что мы видим и слышим, отрицает необходимость идти на жертвы ради истины. Мы редко слышим такие еврейские постулаты, как «Безропотно принимай правду, даже если она горька»[4]. Наше общество потребления проповедует более громкое, более приятное для нас послание: «Получай как можно больше удовольствия и как можно чаще избегай боли». Мало кто признаётся (даже себе) в том, что разделяет подобные принципы, но решения большинства людей выглядят именно так. Особенно, когда дело касается боли. Чтобы блокировать, заглушить или уменьшить боль, люди подавляют свою способность принимать правду.
Отстранение
Большинство людей временами избегают правды, и лишь немногие рассматривают такое избегание как ложь самим себе. Мы учимся понемногу приручать нашу ложь, чтобы жить с ней. Но, чтобы приручить ложь, в глубине души необходимо признать, что мы закрываем глаза на правду. Тем не менее мы всё-таки выбираем воспринимать вещи определенным образом, чтобы, как нам кажется, все были счастливы.
Некоторые пытаются приручить ложь, «разбавляя» правду. Но, как гласит еврейская поговорка: «Половина правды — всё еще ложь».
Откуда берется эта маленькая ложь? Попытка оттянуть развитие и изменение, когда они нам необходимы, вызывает внутреннее трение. Достаточно сильное трение приведет к возгоранию. Ложь — это кандалы, выкованные в огне нашего нежелания двигаться вперёд.
Корень этого нежелания может быть в страхе встретиться с болезненной правдой. Это может быть боязнь отпустить что-то. Наша маленькая ложь удерживает нас на месте, уверяя, что мы не можем или не должны позволять себе верить в то или делать то, что может принести боль. Она толкает нас на мысли: «Правда это или нет, я не обязан(а) этому верить. И только это имеет значение».
ЛОГИКА АБСОЛЮТИЗМА
Если бы эта идея анализировалась исключительно с точки зрения логики, вряд ли бы кто-то всерьёз верил, что абсолютной правды не существует. Истина о том, что некоторые вещи моральны, а другие категорически нет, совершенно очевидна для нас, когда мы слышим об изнасиловании детей, массовых убийствах или случаях каннибализма. Мало кто скажет: «Ну, лично меня, эти вещи оскорбляют, но это не делает их неправильными», — потому что для тех, кто допускает такую относительность, жизнь становится абсурдом. Существование человечества превращается в кошмарную шутку, в которой мы делаем что угодно и верим чему угодно в зависимости от обстоятельств. Это жизнь без достоинства и практически без смысла.
Большинство принимает идею об относительности истины лишь настолько, насколько нужно, чтобы «сохранить мир». Люди применяют эту идею, когда хотят примирить разногласия. Некоторые думают, что не говорить неудобную правду — это проявление такта или дипломатии. Но если наш такт или дипломатия приводят к падению другого человека, то это неправильно. Люди избегают разногласий, опасаясь, что другие сочтут их невежливыми и нетерпимыми. Они предпочитают выглядеть в глазах окружающих миротворцами. Но может ли размытая правда действительно принести мир? Подумайте над высказыванием: «Правда и мир неотделимы друг от друга» [5].
Как найти мир
Понятие мира, шалома, включает нечто гораздо больше, чем просто отсутствие конфликта. Шалом подразумевает наличие благополучия, здоровья и внутренней целостности. Мы не можем быть целостными, когда отсутствует правда. Без правды у нас не может быть шалома, мы можем добиться лишь шаткого перемирия, искусственного мира с собой и другими. Многие довольствуются этим искусственным миром, потому что не хотят идти туда, где они могут столкнуться с правдой.
Тем не менее отстранение от правды в итоге причиняет больше боли, чем её принятие и действия в соответствии с ней. Потребность избежать боли или хотя бы приглушить её может стать настолько всепоглощающей, что люди становятся зависимыми от веществ, манеры поведения или ощущений, которые, как им кажется, обеспечивают это избавление или приглушение.
Злоупотребление едой, алкоголем, наркотиками, сексом или подпитывание всевозможных иллюзий — всё это средства защиты (сознательные или несознательные), которые люди используют, чтобы заглушать свою боль. К сожалению, подобная анестезия притупляет не только боль, но и восприятие реальности.
Реальность и боль
Избавление от боли иногда включает в себя побег от истины. В результате это может привести к тому, что вы избавитесь от всего, что может дать жизни смысл и надежду. Побег от правды разрушает! Разрушает нашу способность справляться с реалиями жизни. Неизбежным результатом такого побега является отчаяние.
Истина учит. Она не только открывает нас для принятия болезненной реальности, но и показывает, как превратить боль в радость, позволяет увидеть другую, удивительно прекрасную сторону реальности.
Древние высказывания и избитые фразы часто содержат зёрна мудрости, которые мы упускаем из виду. Когда человек не знает правды о чём-то, он говорит, что он «в темноте» касательно этого вопроса. Когда он наконец обнаруживает правду, возникает ощущение, как будто «зажёгся свет». Эти обороты речи основаны на реальности жизни: неправда — это тьма, правда — это свет.
КТО ВКЛЮЧИЛ СВЕТ?
Есть мысли, которые никто из нас не хотел бы выставлять на свет. А полутьма, подобно тусклому свету свечи, делает их очертания более мягкими и лестными. Предпочесть тьму свету очень легко.
В кинотеатре, когда заканчивается фильм, свет включается мягко, и его яркость усиливается постепенно. Но бывало ли у вас такое: вы сидите в темной комнате, смотрите слайды или какой-нибудь фильм, и вдруг кто-то заходит и резко включает свет? Естественной реакцией будет раздражение на человека, который щёлкнул выключателем. Ситуация меняется, если человек хоть как-то предупредил перед тем, как это сделать, чтобы люди с чувствительными глазами могли их прикрыть и подготовиться к включению яркого света.
Духовное пробуждение
То же самое происходит с нашими духовными глазами. Бог, источник всего духовного света, на протяжении многих веков снова и снова призывал нас приготовиться к моменту, когда он «щёлкнет выключателем». Еврейские Писания от Бытия до Пророков изобилуют Его предупреждениями! Затем было несколько сотен лет молчания, во время которых не было записано ни одного пророческого голоса.
Наконец предупреждение пришло снова через еврея по имени Йоханан (больше известного как «Иоанн Креститель»), который положил свою жизнь, провозглашая, что Бог собирается включить свет. Иоанн призывал людей отвергнуть тьму и «покаяться, ибо приблизилось Царствие Божие». Многие услышали и откликнулись на призыв, пройдя через традиционную церемонию миквы.[6].
Те, кто прислушался к его предупреждению, признали, что они были во тьме, и отвернулись от своих неправильных взглядов и действий, готовясь ко Свету. А Светом, о приходе которого объявил Йоханан, был Иешуа (Иисус).
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Иисус пришел, но многие не были готовы принять Его режущий глаза свет. Казалось, тьма предлагала защиту от болезненной правды об их духовном состоянии. Но эта «защита» была своего рода тюрьмой. Подобно доспехам, которые нельзя снять, она заключила людей в броню самоправедности. Эта броня не давала им омыться и одеться в праведность Божью.
Иешуа сделал потрясающее заявление и дал серьезное обетование, когда сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Когда Он говорил об истине, которая освобождает, то имел в виду не просто отсутствие лжи. Как и шалом, который больше, чем отсутствие конфликта, истина больше, чем отсутствие лжи и фальши. Говоря об истине, Иисус сказал о Себе: «Я есмь путь, истина и жизнь…»[7].
А вы хотите рассмотреть истину Иешуа? Мудрецы напоминают нам: «Познай правду, и ты узнаешь ее Хозяина»[8].
СНОСКИ:
- Уседа, Самуэль. Мидраш Шмуэль, 1579. Ред. С. Бубер (1892).
- Мендельсон, Феликс. Письмо к пастору Бауэру.
- Фрейд, Зигмунд. Очерк психоанализа. 1949. С. 106.
- Ибн Габироль, Шломо. Мибхар ха-Пениним. С. 1050 # 135. Пер. Б.Х. Ашер. Логндон, 1859.
- Апокрифическая Книга Еноха 11:2
- Погружение в воду.
- Евангелие от Иоанна 14:6
- Фалакера, Шем-Тов. Иггерет ха-викуах,
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!