Праздник трубного звука
Мы – евреи – счастливые люди: у нас сразу несколько новых годов каждый год!
Во-первых, Пасха – старый еврейский новый год.
Во-вторых, Рош ашана.
В-третьих, обычный Новый год, который отмечают 31 декабря и который особенно любят светские евреи во всем мире.
И, в-четвертых, старый Новый год, который празднуют только евреи, выросшие в СССР.
Не жизнь, а сплошной праздник, сплошной НОВЫЙ ГОД!
Ну шутки шутками, а поговорить я хочу только об одном из этих «новых годов» — о Рош ашане. Дословный перевод его – голова, или начало, года – открывает собой череду осенних праздников. По еврейской традиции годы принято считать от сотворении мира, поэтому сейчас наступает еврейский новый год.
Этот праздник не был придуман народом или нашими мудрецами. Этот праздник – постановление Самого Бога. Изначально он носил название, которое лично мне нравится больше. Он назывался «праздник труб», или «дни трубного звука». Недаром один из элементов этого праздника – шофар (бараний рог), но об этом позже.
Рош ашана – праздник не просто моего народа, а один из праздников Господних. В Книге Левит сказано: «…объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, и еще о празднике труб скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-25).
Каждый верующий в Господа имеет возможность прикоснуться к тому, что даровал Бог Израилю, вне всякой зависимости от национальности.
Давайте не забывать, что праздники Господни даны ВСЕМ (через Израиль) и они БОЖЬИ.
Но почему «праздник труб» уже не называется «праздником труб»? Почему у всех на слуху название «Рош ашана»? Актуальность названия праздника труб была утеряна еще в Вавилонском плену 500 лет до н.э. Будучи в плену, евреи перенесли свой Новый год с месяца ниссан (обычно апрель по григорианскому календарю, т.е. с Пасхи) на месяц тишрей (обычно сентябрь по григорианскому календарю).
Праздник труб созывает народ на священное собрание, призывает к очищению души, и по традиции этот праздник называют «высокий праздник покаяния». В истории нашего народа сложилось так, что в эти дни мы особенно раскаиваемся перед Богом. Со временем были даже придуманы мидраши, которые говорят о том, что в эти дни Господь открывает Свои книги, и одна из них – Книга жизни, и что Господь вписывает туда судьбу и путь человека: смерть или жизнь, покой или скитания, бедность или богатство, благословения или проклятия… Еврейские мудрецы всегда учили, что Праздник труб (Рош ашана) – дни особенного общения между человеком и Богом.
В чем же суть праздника?
Главное – это подготовка и покаяние. Уже за месяц до Нового года многие евреи начинают говорить о важности покаянии и пересмотра своих жизненных мотивов и дел, трепетно готовясь таким образом к торжеству священного собрания. В канун Рош ашана мы, мессианские евреи, так же много времени уделяем очищению себя изнутри, переосмыслению и покаянию.
Сегодня, к сожалению, слово «покаяние» для многих неверующих и даже верующих утратило силу и смысл. Неверующие люди часто заявляют: «Это Бог пусть кается передо мной за Свои ошибки в моей жизни!» Верующие говорят: «Я уже прощен, зачем мне пересматривать и копаться в себе?» Но, лишний раз заглядывая в себя, смиренный человек скажет: «Господи, прости!»
Такая подготовка хороша и тем, что мы анализируем и очищаем свои души молитвой покаяния. Это особая молитва, призывающая усилить чувство покаяния. Она называется «слихот» и произносится в синагогах и во многих мессианских общинах в последнюю неделю перед праздником Рош ашана. Она основана на Книге Исход 34:6-7, где мы умоляем Бога Его же словами из Торы: «Ты человеколюбивый, прости…»
Религиозные евреи следуют множеству и других ритуалов и действий в эти дни: «ташлих» и «миква», т.е. выкидывания мусора из карманов и омовение. Как видите, это действия, которые опять таки напоминают нам об очищении и покаянии. Наивно, конечно, полагать, что ритуал сможет изменить греховную суть человека, но сами действия пробуждают мысль о том, что менять себя необходимо.
Еще один важный момент праздника труб – это непосредственно его труба, или «шофар», «бараний рог». Этот музыкальный инструмент имеет особое значение в жизни Израиля. Звуки шофара напоминают нам:
- о приближении дней трепета;
- о жертве за грех;
- о присутствии Божьем в нашей жизни;
- о Торе и Законе (10 заповедях);
- о покаянии (его надломленный звук говорит о сокрушении человека).
Прямое повеление трубить в шофар дано в Псалме 80 (ст. 4-5).
Но какой же праздник без радости? Праздник труб действительно напоминает нам о сокрушении и покаянии, но когда человек пройдет все эти высоки ноты подготовки, очищения, покаяния и переосмысления, его посещает радость чистая, святая, радость Бога! Ведь почему многим людям так тяжело радоваться настоящей чистой радостью? Да потому, что в их сердцах нет настоящего неподдельного очищения! Только пройдя эти моменты подготовки не религиозно, а искренне, с верой и чистым сердцем, к нам приходит радость присутствия Бога, радость Духа Святого. «Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его» (1 Пар. 16:27).
Подготовка, покаяние, переосмысление – все эти моменты ведут нас к радости Божьей, а радость – это сила!
Желаю вам в этот Праздник труб настоящей подготовки, искреннего покаяния, переосмысления и радости Божьей!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!