Евреи за Иисуса

Проблема проклятия Иехонии в контексте родословия Иисуса

Проблема проклятия Иехонии в контексте родословия Иисуса
Проблема проклятия Иехонии в контексте родословия Иисуса

© iStock

Эту проблему можно изложить так. Согласно родословию из Евангелия от Матфея 1:12, Иисус является потомком Иехонии, однако в Иеремии 22:24 и 22:30 написано, что Иехония был проклят:

«Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя».

«Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее».

Соответственно, поскольку ни один потомок Иехонии никогда не сможет воссесть на престол, то Иисус, являясь потомком этого проклятого царя, не может быть Мессией.

Если это правда, то что делает Иехония в родословии Иисуса в Евангелии от Матфея? И как тогда Иисус может претендовать на звание Мессии? Прежде всего, давайте спросим себя — зачем Матфей вообще включил Иехонию в число предков Иисуса, если бы это так явно лишало Иисуса права быть Мессией. На самом деле Писание показывает нам, что проклятие было кратковременным, если не полностью аннулированным самим Богом.

Проклятие, произнесённое на Иехонию (которого также называют Йегояхином или Конйау), состоит из трех частей:

  • что он будет бездетным (так буквально читается еврейский текст)
  • что ему не будет в жизни благополучия
  • что ни один из его потомков не будет править в Иудее

Однако из дальнейшего текста Писания мы видим, что на самом деле ничего из вышеперечисленного не произошло.

  • Хотя на иврите буквально говорится: «Запишите этого человека бездетным», в действительности у Иехонии были дети.

«Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия» (1 Паралипоменон 3:17-18).

  • В его жизни всё-таки был период благополучия.

«В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне» (4 Царств 25:27-28).

  • Его внук Зоровавель был благополучен и правил. Фактически те же слова, которые Бог использовал, отвергая Иехонию, были намеренно использованы при установлении правления Зоровавеля.
    Сравните:

«Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя» (Иеремия 22:24).

«В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:23).

Хотя Зоровавель не восседал на престоле как царь, тот факт, что в Аггея 2:23 используется та же терминология, что и в Иеремии 22:24, показывает, что пророк Аггей хотел указать на отмену проклятия.

Напрашивается вывод, что в Иеремии 22:30 «во дни свои» — относится к следующим за этими словами фразам, а «потому что» — указывает, что ни один из его потомков не будет процветать и править в течение его жизни.

Многие раввинистические литературные источники также согласны с тем, что Бог снял проклятие с Иехонии. И произошло это, как они считают, в результате искреннего раскаяния царя. В некоторых трудах мы даже находим идею о том, что Мессия произойдет от Иехонии — прямо противоположную другому мнению, что такое невозможно.

© Getty Images

Вот некоторые из этих источников:

1. Источники, утверждающие, что Иехония раскаялся, и поэтому Бог снял проклятие.

Санхедрин 37б-38а

«Р. Иоханан сказал: Изгнание искупит всё, ибо написано: «Так сказал Господь: запишите человека этого бездетным, мужем злополучным во дни его, ибо не удастся более никому из потомков его сидеть на престоле Давида и править в Йеудее». Однако после того, как он [царь] был изгнан, написано: «Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его и т.д.» (1) Ассир [был назван так], потому что мать зачала его в темнице. Салафиил, потому что Бог насадил его не так, как других. Традиция говорит нам, что женщина не может зачать ребенка в положении стоя. [Но она] действительно зачала стоя. Другое толкование: Салафиил, потому что Бог получил [от Небесного суда] освобождение от Своей клятвы (2)».

(1) I Пар. 3:17. Несмотря на проклятие, провозглашавшее, что Иехония будет бездетен и злополучен, после изгнания он был прощен.
(2) Произнесённой Им, чтобы наказать Иехонию бездетностью.

— Талмуд издательства «Сончино Пресс» с избранными примечаниями.

Песикта де-рав Кахана (V в.)

«Если Я принял покаяние Иехонии, разве не приму Я и твоего покаяния? Суровое проклятие было наложено на Иехонию: Писание говорит: «Этот человек, Конйау, — презренный разбитый истукан« (Иер. 22:28), ибо Иехония, по словам рабби Абба бар Кахана, был подобен человеческому черепу, который был разбит и стал совершенно бесполезным, или, согласно р. Хельбо, подобен обертке из тростниковой циновки, в которую заворачивают финики и которая после использования совершенно бесполезна. И дальше Писание говорит об Иехонии: «он – сосуд негодный» (там же), сосуд, по словам р. Хама бар р. Ханина, подобный писсуару; или сосуд, по словам рабби Самуэля бар Нахмана, который используется для отворения крови. [Эти комментарии к Иехонии взяты из] высказывания р. Меира: Святой поклялся, что не воздвигнет царя от Иехонии, царя Иудейского. В Писании сказано: «Как жив Я, — сказал Господь, — что даже если бы был ты, Конйау, сын Йеойакима, царь Йеудейский (перстнем с) печатью на правой руке Моей, то и оттуда Я сорвал бы тебя» (Иер. 22:24). Слова, которые использовал здесь Бог, р. Ханина бар р. Исаак объяснял так: «Начиная с тебя, Иехония, я срываю право дома Давидова царствовать». Следует, однако, отметить, что на иврите «сорвал бы тебя» написано не в привычной форме «tkk», а в более полной и реже используемой «tknk», которая также может переводиться как «исправил бы тебя», то есть исправил тебя покаянием. Таким образом, в том самом месте, [царствования], откуда Иехония был вырван, его вина будет заглажена, [его род будет возобновлен].

Р. Зеера говорил: «Я слышал, как Р. Самуэль бар Исаак разъяснял с учительской кафедры конкретный момент, касающийся Иехонии, но я просто не могу вспомнить, что это было». Р. Ага Арика спросил: «Возможно, это имело какое-то отношение к этому стиху – «Так сказал Господь: запишите человека этого бездетным, мужем злополучным во дни его» (Иер. 22:30)?» «Да, точно!» – сказал Р. Зеера. Затем Р. Аха Арика продолжил излагать толкование Р. Самуила бар Исаака на этот стих: «Во дни свои Иехония, пока он еще бездетен, будет злополучен, но, когда у него будет сын, он обретёт благополучие через благополучие своего сына».

Ра Аха бар Абун бар Бенджамин, цитируя Р. Абба бар Р. Папи, сказал: «Как велика сила покаяния, которая побудила Бога не просто отказаться от клятвы, но даже отменить проклятие». Где доказательство того, что покаяние человека побудило Бога отказаться от клятвы, которую Он дал в стихе: «Как жив Я, – сказал Господь, – что даже если бы был ты, Конйау, сын Йеойакима, царь Йеудейский (перстнем с) печатью на правой руке Моей, то и оттуда Я сорвал бы тебя» (Иер. 22:24)? Подтверждение находится в том стихе, где Писание говорит [об одном из потомков Иехонии]: «В день тот, – слово Господа Ц-ваота, – Я возьму тебя, Зеруббавэл, сын Шеалтиэйла… и сделаю тебя, как печать» (Аггей 2:23). А доказательство того, что покаяние человека побудило Бога отменить проклятие, которое Он произнес в стихе: «Так сказал Господь: запишите человека этого бездетным и т. д.» (Иер. 22:30)? Подтверждение содержится в стихе, где Писание говорит: «сыновья Йехонйи – он же Ассир – Шеалтиэйль, сын его и т.д.» (1 Пар. 3:17). Р. Танхум бар Иеремия сказал: «Иехонию звали Асир, «заключенный в тюрьму», потому что он был в темнице («асурим»), а его сына звали Шеалтиэйль, потому что он был подобен только что посаженному («хустелах») молодому деревцу, через которое будет продолжен род Давида».

Р. Танхума сказал: «Иехония был назван Ассиром, «заключенным в тюрьму», потому что Бог заключил Себя в тюрьму Своей клятвой по отношению к нему. А сына Иехонии звали Шеалтиэйль, «Бог советовался», потому что Бог посоветовался с небесным судом, и они освободили Его от Его клятвы».

— Издание Yale Judaica в переводе Уильяма Г. Брауде и Исраэля Дж. Капштейна (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1975), стр. 376-77. В скобках приведены комментарии Брауде и Капштейна.

Левит Раба XIX: 6 (V-VI вв.)

«Святой, да будет Он благословен, затем сказал: «В Иерусалиме ты не соблюдал заповедь, касающуюся женских дней очищения, но теперь ты исполняешь её», как сказано: «ради крови завета твоего выпустил Я узников твоих из ямы, в которой нет воды» (Захария 9:11), [что означает]: ты вспомнил кровь на Синае, и ради этого: «выпустил Я узников твоих». Р. Шаббетай сказал: «Он [Иехония] не двинулся оттуда, пока Святой, да будет Он благословен, не простил ему все его грехи». В отношении этого события в Писании сказано: «Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет в тебе изъяна!» (Песнь Песней 4:7). Раздался Небесный Голос и сказал им: «Возвратитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу» (Иеремия 3: 22)».

— Мидраш Рабба издательства «Сончино Пресс», т. 4, стр. 249.

Песикта Раббати, Писка 47 (VI-VII вв.)

«Р. Джошуа бен Леви, однако, утверждал следующее: «Покаяние отменяет всё проклятие, а молитва отменяет его половину. Вы обнаружите, что так было и с Иехонией, царем Иудейским. Ибо Святой, да будет Он благословен, поклялся в гневе Своём: «Как жив Я, – сказал Господь, – что даже если бы был ты, Конйау, сын Йеойакима, царь Йеудейский (перстнем с) печатью на правой руке Моей.. – обратите внимание, как сказал Р. Меир, что Бог поклялся именно Своей десницей – то и оттуда Я сорвал бы тебя» (Иер. 22:24). А каким было проклятие лично для Иехонии? Что он умрет бездетным. Как сказано: «Запишите человека этого бездетным» (Иер. 22:30). Но как только он произнес слова покаяния, Святой, да будет Он благословен, отменил проклятие, как показывает упоминание в Священном Писании о сыновьях Иехонии – «сыновья Йехонйи – он же Ассир – Шеалтиэйль, сын его» (1 Пар. 3:17). И далее в Писании сказано: «В день тотЯ возьму тебя, Зеруббавэл, сын Шеалтиэйла… и сделаю тебя, как печать» (Аггей 2:23). Только посмотрите, как покаяние может полностью отменить проклятие!

— Издание Yale Judaica в переводе Уильяма Г. Брауде (New Haven: Издательство Йельского Университета, 1968), т. 2, стр. 797.

Числа Раба XX:20 (точная датировка неизвестна; IX в.?)

«…как только они раскаялись, опасность была предотвращена: «И отказался Господь от зла, о котором сказал» (Исход 32:14). И так происходит во многих местах Писания. Например, Он сказал об Иехонии: «У всех его потомков не будет благополучия» (Иер. 22:30), и сказано: «И опрокину престол царств, и истреблю силу царств народов… В день тот, – слово Господа Ц-ваота, – Я возьму тебя, Зеруббавэл, сын Шеалтиэйла, рабом себе… и сделаю тебя, как печать» (Аггей 2:22-23).  Таким образом было аннулировано то, что Он сказал его праотцу, а именно: «Как жив Я, – сказал Господь, – что даже если бы был ты, Конйау, сын Йеойакима, царь Йеудейский (перстнем с) печатью на правой руке Моей, то и оттуда Я сорвал бы тебя» (Иеремия 22:24)».

— Мидраш Рабба издательства «Сончино Пресс», том 6, стр. 812-13.

Раввин А. Дж. Розенберг, книга пророка Иеремии 22:30 (XX век).

«В словах «у всех его потомков не будет благополучия» имеется в виду: никто не займет престол Давида и не будет править в Иудее. Однако мы видим, что в дальнейшем Зоровавель, правнук Иехонии, всё-таки правил Иудеей по возвращении из изгнания. Раввины (Песикта д’Рав Кахана, стр. 163a) утверждают, что это произошло потому, что, сидя в тюрьме, Иехония раскаялся.

Далее они говорят: «Сила покаяния велика, потому что оно отменяет приговор, вынесенный человеку. Ибо было сказано: «Запишите человека этого бездетным». Но поскольку он раскаялся, его приговор был отменён и обращен на добро, и Бог сказал ему: «Я возьму тебя, Зеруббавэл … и сделаю тебя, как печать» (Аггей 2:23). Как говорил рабби Иоханан: «Изгнание искупает все грехи, ибо сказано: «Запишите человека этого бездетным«, а после того, как он был изгнан, в 1 Пар. 3:17 написано: «сыновья Йехонйи – он же Ассир – Шеалтиэйль, сын его…» —[РДК].»

— А. Дж. Розенберг. Иеремия: новый английский перевод. Нью-Йорк: Judaica Press, 1985. т. 1, стр. 185. «РДК» — это аббревиатура от «раввин Давид Кимчи» (XIII в.), мнение которого цитирует Розенберг.

Энциклопедия иудаики

Даже проклятие, что никто из его потомков не взойдет на престол (Иер. 22:30) было отменено, когда Зоровавель был назначен вождём вернувшихся изгнанников (ср. Санх. 37b-38a).

— Статья «Йехония» (9:1319).

2. Источники, утверждающие, что Мессия произойдет от Иехонии.

Танхума Бытие, Толдот (VIII-IX вв.)

«Писание ссылается здесь на стих: «Кто ты, гора великая пред Зеруббавэлом? Равниной станешь…» (Захария 4:7). Этот стих относится к Мессии, потомку Давида… От кого произойдет Мессия? От Зоровавеля.

— Мидраш Танхума-Йеламмедену, перевод Самуэля А. Бермана (Хобокен, Нью-Джерси: Ktav, 1996), стр. 182.

Комментарий раввина А. Дж. Розенберг к Иеремии 22:24 (XX в.)

«Мальбим обращает наше внимание на то, что в пророчестве Аггея (2:23) Бог говорит: «В день тот… Я возьму тебя, Зеруббавэл… и сделаю тебя, как печать», ибо Царь Мессия будет как бы перстень с печатью на правой руке Бога. Подобно тому, как на перстне с печатью выгравировано имя его владельца, благодаря которому его знают все, так и имя Бога будет известно в мире через Царя Мессию, через которого все узнают о Божьих чудесах. Он говорит здесь, что, хотя в будущем Конйау будет печатью на Моей правой руке, потому что Мессия произойдёт из его семени, теперь Я сорву его оттуда.

— Там же, стр. 183. Мальбим — это аббревиатура от «Меир Лёба бен Иехиэль Михале», раввин и комментатор XIX в., 22:24.

Еврейская энциклопедия

Печальный опыт Йехонии полностью изменил его характер, и когда он раскаялся в грехах, которые совершил как царь, он был прощен Богом, который отменил проклятие, согласно которому ни один из его потомков никогда не сможет стать царем (Иер. 22: 30; Pesik., изд. Buber, 25:163a, b), но в итоге Иехония даже стал предком Мессии (Танах, Толдот, 20 [изд. Buber, 1: 140]).

— Луис Гинзберг, «Йехония», т. 7 стр. 84.

Вышеизложенная статья — лишь одно из возможных решений проблемы проклятия Иехонии. Альтернативное мнение можно найти в статье «Родословная Мессии» Арнольда Г. Фрухтенбаума.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *