Мойш Розен

ПРОРОК, ПОДОБНЫЙ МОИСЕЮ

A Prophet Like Moses

Они не собирались создавать новую религию. Они сделали открытие! Это было открытием всей их жизни, и потому они радовались. Их слова свидетельствовали о том, что их поиски и цель были очень еврейскими!
Пинхас, или Филипп, хорошо выразил это, рассказав об этом открытии своему брату Нафанаилу: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”.
Нафанаил саркастически ответил: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
Но Филипп на полном серьезе предложил: “Пойди и посмотри”.
Еще раньше Андрей рассказал своему брату Симону о том же самом открытии. Он сказал: “Мы нашли Машиаха, что значит: Христос”.
Здесь мы видим двух евреев, каждый из которых описывает свое понимание одной и той же Личности. И этой Личностью был обещанный Мессия Израиля.
Но что именно имел в виду Филипп, когда сказал: “Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе”? Где в Торе Моисей упоминал о Мессии? Никто не спорит, что многие, если не все, пророки говорили о грядущем Освободителе Израиля, но не каждый с готовностью принимает тот факт, что и Моисей писал о том же.

Освободитель

Да, Моисей говорил о грядущем Освободителе. Подводя итог Закона и говоря о наказании лжепророков, Моисей в восемнадцатой главе Дварим (Второзакония) произносит замечательное пророчество:
“Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте”.
Что имел в виду наш учитель Моисей, когда сказал “как меня”? Подразумевало ли это, что грядущий Пророк будет человеком пожилого возраста? (Моисей был восьмидесяти лет, когда вывел израильтян из Египта.) Подразумевало ли это, что Пророк будет вспыльчив и нетерпелив? (Конечно, Моисей был таким.) Подразумевало ли это, что Пророк будет воспитан при дворе египетского фараона? Ответ на все эти вопросы — нет. Описывая, чем же этот Пророк будет подобен Моисею, текст напоминает нам об опыте нашего народа, увековеченном и огненным резцом записанном в нашей памяти.
“Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть”.
“И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили”.
“Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу” (Второзаконие 18:15-19).
Как иудейские комментаторы толковали это пророчество? Большинство современных комментаторов считают, что написанное здесь исполнили Иисус Навин и другие пророки. Однако так считалось не всегда.

Леви бен Гершом

Леви бен Гершом

Рахмиель Фридланд

Рахмиель Фридланд

Рахмиель Фридланд в своей книге “Что раввины знают о Мессии” пишет: “В 14 в. раввин Леви Бен Гершон (РАЛБАГ, ‏ — רַלְבַּ»גלוי בן גרשום) сказал, что этот Пророк — Мессия”. И дальше цитирует комментарий РАЛБАГа:
“Пророка из среды вас”. Фактически таким Пророком является Мессия, как сказано в мидраше на стих “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Исаия 52:13)… Моисей своими чудесами привел один народ к поклонению Богу, а Мессия приведет к поклонению Богу все народы”.
Отрывок из мидраша, на который ссылается в этом комментарии РАЛБАГ, говорит:
“Написано: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Исаия 52:13). Это значит, что Он будет превыше Авраама, о котором написано: “Поднимаю руку мою” (Бытие 14:22). Он будет более превознесен, чем Моисей, о котором сказано: “Как нянька носит ребенка” (Числа 11:12). “И возвеличится” — то есть Мессия будет выше, чем служебные ангелы .
Независимо от того, принимаем ли мы данный отрывок из Второзакония как пророчество о Мессии или нет, что же мы все-таки можем узнать о сходстве между Моисеем и Пророком, подобным ему?
Это “подобие” указывает на время, место и событие. Контекст Второзакония 18 показывает нам, что Израиль как народ боялся и не хотел личной встречи с Богом. Это было страшное время грома, молнии, бурь и землетрясений, когда весь народ был собран в пустыне. Темная гора Синай, казалось, была центром грозы и сейсмической активности. Народ Израиля был напуган, и это нормально, потому что они ощущали, что стоят перед лицом чего-то святого и страшного.
Слово “страшное” едва ли может вместить всю глубину их страха. Они знали, что должны встретиться со своим Творцом, — возможно, “паним ле паним” (лицом к лицу). Они были в ужасе, поскольку знали от патриархов, что никто не мог увидеть лицо Бога и остаться в живых. И все же вот, Он, Всемогущий, Царь веков, шел им навстречу. Они единодушно трепетали, говоря: “Да не услышу впредь гласа Господа, Бога моего, и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть”.
Никогда еще не было у народа столь единого желания. Никогда еще не был народ так напуган. Страх Господень наполнил каждое сердце. Каждый человек знал, что он нечист в глазах Всемогущего, поэтому все как один они просили Моисея стать их заступником и посредником. Все, что Бог хотел, Он мог сказать Моисею, который, в свою очередь, передаст это народу, как он делал это до их вызволения. И Бог ответил Моисею, что люди просили о правильном.

Посредник

Затем Всемогущий подтвердил слова Моисея о Пророке, который будет провозглашать слово Божье и станет посредником между Богом и Его народом. Но Царь Небес добавил еще кое-что относительно этого Посредника, когда сказал: “Кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу”.
Итак, в этот самый важный в истории Израиля день было решено, что заступник должен говорить людям от Бога, и все, что он скажет или потребует, будет словом Божьим и Его требованием. Слово Божье и воля Его будут передаваться через этого особого заступника. Итак, во-первых, Пророк (Мессия) должен был быть “подобен Моисею” в роли посредника.
В библейские времена каждый священник был посредником, или заступником, представляя народ перед Богом. Священник приносил прошения и жертвы покаяния Израиля и стоял в святилище от имени людей.
Пророки также были ходатаями, обращаясь к людям от имени Бога. Они передавали слово Божье и часто призывали народ обратиться к Всемогущему, покаяться в грехе и вернуться ко взаимоотношениям завета.
Такие цари как Давид и Соломон также были подобны Моисею в том, что они вели целый народ и направляли его к Закону. Поскольку царь был судьей в мирное время и командиром на войне, цари израильские действовали от лица Бога, передавая Его волю и, следовательно, были заступниками.

Понесет грех

Слово Мессия, или Машиах, означает “помазанный”. Пророки, священники и цари все были помазаны елеем, что показывало их посвящение. Моисей в некотором смысле исполнял все три функции одновременно.
Но в одном грядущий Пророк, Мессия, должен был более всего походить на Моисея. Мессия Йешуа походит на Моисея больше всего в том, что Моисей предложил себя, чтобы умереть за грехи своего народа.
Как ни хвалят Моисея, один эпизод его жизни часто упускают из вида. Возможно, раввины меньше комментировали этот отрывок из-за идолопоклонства Израиля, которое и привело к следующему эпизоду:
“На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей” (Исход 32:30-33)
Чтобы спасти Израиль от гнева Божьего, Моисей был готов пожертвовать собственной жизнью и взять на себя наказание за грехи людей, если бы Бог не мог простить их по-другому. Он просил Бога, чтобы его жизнь стала искуплением за грехи народа. Будучи священником, он мог бы принести огромные жертвы — тысячи агнцев или быков, — но вместо этого он просто предложил свою собственную жизнь.

Пастухи и овцы

Мы должны помнить, что Моисей провел сорок лет своей жизни пастухом в тех же самых горах и пустынях мадиамских. Ведя народ, он проявил качества хорошего пастыря. “Добрый пастырь” — это работа, требующая полной преданности, когда человек должен быть готов отдать собственную жизнь ради овец. Йешуа кратко объяснил это в Евангелии от Иоанна в Новом Завете:
“Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец” (Иоанна 10:10-15).
Истинно добрый пастырь ставит благосостояние стада выше своего собственного.
Когда Филипп сказал своему брату Нафанаилу: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”, он фактически признал, что Моше Рабейну и Мессия Йешуа были подобны. Но вероятно, он и сам не сразу понял полный смысл этих слов.
Мы видим, что Йешуа был Пророком, подобным Моисею, только более высшим Пророком. Моисей умер, а Брит Хадаша (Новый завет) сообщает нам, что Мессия Йешуа воскрес из мертвых и живет вечно, чтобы ходатайствовать за нас. Йешуа — Тот, Кто может вывести нас из «египта» обыденности. Он один может разрушить узы нашего греховного рабства. На пути к земле, обетованной нам Богом (т.е. к небесам), Он может провести нас и обеспечить всем необходимым. Хотя Он не будет давать нам манну и перепелов, однако у нас будет небесный хлеб, чтобы напитать свои души и восстановить свой дух.
Есть еще одно большое различие между Йешуа и Моисеем: Моисей вел людей в землю обетованную, но не смог войти туда сам. Это произошло из-за того, что хотя Моисей был благочестив и мудр, грешил даже он. Мессия Йешуа, с другой стороны, является совершенным посредником. Потому что Он непорочен, без греха, и Он взял наше заслуженное наказание на Себя. Он ожидает на небесах всех, кто вверит Ему свою жизнь. Когда мы встретимся там с Йешуа, мы, конечно же, увидим там и Моисея, потому что он знал и предсказывал пришествие Йешуа и верил в Него.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *