Арнольд Фрухтенбаум

Родословная Мессии

Родословная Мессии

Родословная Мессии

Родословные и Библия

Некоторые люди, сталкиваясь с родословными в Библии, не видят в них особой необходимости. Тем не менее, частое упоминание родословных свидетельствует об их важности. Родословные устанавливают происхождение человека – его принадлежность к еврейскому народу, к определенному колену, его право на царствование.

Во всех родословных, имеющихся в Писании, можно заметить определенную особенность. За очень редким исключением, родословные идут только по мужской линии – в них упомянуты только мужские имена. Женские родословные отсутствуют – имена женщин встречаются лишь мимоходом. Так как, с точки зрения Библии, принадлежность к народу и колену определялась по отцу, имело смысл вести только мужскую линию.

Мессианская родословная царя Давида

Кроме того, лишь одна линия прослеживается в Библии от начала и до конца истории – линия царя Давида. Писание раскрывает каждое имя до Давида (от Адама до Давида) и каждое после Давида (от Давида до Зоровавеля). Поскольку Мессия должен был быть из дома Давида, эту линию также можно рассматривать как мессианскую. По сути, родословные все более сужают рамки человеческого происхождения Мессии, выясняя его. Как «семя жены» Мессия должен был быть человеком. Как семя Авраама Мессия должен был произойти от народа Израиля. Как семя Иуды Он должен был быть из колена Иудина. Как семя Давида Он должен был быть из рода Давидова.

Еврейские Писания как основа Нового Завета

По принципу родословных, имеющихся в еврейских Писаниях, появляются две родословные и в Новом Завете: Матфея 1:1-17 и Луки 3:23-38. Из четырех Евангелий только в этих двух описывается рождение и детские годы Иисуса. Начало Евангелий от Марка и от Иоанна – это служение Иисуса во взрослом возрасте, поэтому вполне логично, что родословные встречаются только у Матфея и Луки. И хотя оба они рассказывают о рождении и детстве Иисуса, они смотрят с разных позиций.

В Евангелии от Матфея ведущую роль с самого начала играет Иосиф, а Мириам (Мария) остается «в тени». Матфей описывает ангелов, явившихся Иосифу, но не упоминаются ангелы, явившиеся Мириам. У Матфея описаны мысли Иосифа, но не сказано, о чем думала Мириам. С другой стороны, Евангелие от Луки рассказывает ту же самую историю, но в восприятии Мириам. Из контекста этих Евангелий становится очевидным, что у Матфея описана родословная Иосифа, а у Луки – родословная Мириам.

Тогда возникает вопрос: зачем нам нужны две родословные, тем более что Йешуа (Иисус) не был сыном Иосифа? Популярный и распространенный ответ таков: Евангелие от Матфея представляет царскую родословную, а Евангелие от Луки – родословную настоящую. Из этой идеи может возникнуть следующая мысль. Поскольку, по-видимому, Иосиф был наследником престола Давида, а Иисус – приемным сыном Иосифа, Иисус мог претендовать на престол Давида. С другой стороны, Евангелие от Луки дает истинную родословную, демонстрируя, что Сам Йешуа был потомком Давида. Через Мириам Он принадлежал к дому Давида, но Он мог претендовать на право восседать на престоле Давида и через Иосифа, очевидного наследника. На самом же деле все с точностью до наоборот.

Кто станет царем?

Чтобы понять необходимость в этих двух родословных, важно увидеть два требования к претенденту на царствование в еврейских Писаниях. Они были разработаны после смерти Соломона, когда его царство разделилось…

Первое требование применялось в южном царстве, Иудее, со столицей в Иерусалиме, а второе – в северном царстве, Израиле, со столицей в Самарии. Требованием к иудейскому престолу было происхождение от Давида. Никто не мог восседать на престоле Давида, не будучи его потомком. Поэтому, когда был составлен заговор, чтобы покончить с домом Давида (Исаия 7:5-6), Бог предупредил, что любой такой заговор будет обречен на провал (Исаия 8:9-15).

Требованием для престола в Израиле было пророческое одобрение или божественное назначение. Любой, кто пытался править на престоле Самарии без пророческого разрешения, был умерщвляем (3 Царств 11:26-39; 15:28-30; 16:1-4, 11-15; 21: 21-29; 4 Царств 9:6-10; 10:29-31; 14:8-12).

Исходя из этих двух библейских требований о царстве и того, что открывается в двух родословных Нового Завета, вопрос о праве Иисуса на престол Давида является решенным.

Родословная Иисуса в Евангелии от Матфея

В своей родословной Матфей нарушает еврейскую традицию и обычаи. Он упоминает имена четырех женщин – Фамарь, Раав («Рахава»), Руфь и Вирсавию (к которой относятся слова «бывшей за Уриею» в Матфея 1:6). Это противоречило еврейской практике упоминать женщин в родословной. Талмуд говорит: «Материнскую родословную нельзя называть родословной». Даже те несколько женщин, которых упоминает Матфей, были далеко не самыми выдающимися женщинами в родословной Йешуа. Матфей мог бы упомянуть Сарру, но не сделал этого. Тем не менее, у него была причина назвать этих четырех женщин, а других – нет.

Во-первых, все они были язычницами. Это видно по Фамари, Раав и Руфи. Не исключено, что это относится и к Вирсавии, поскольку ее первый муж, Урия, был хеттеянином. Здесь Матфей намекает на то, что он разъяснит позднее: хотя главная цель прихода Иисуса заключалась в спасении заблудших овец дома Израилева, язычники тоже смогут получить благословение от Его прихода. Во-вторых, трое из этих женщин были повинны в сексуальных грехах. Вирсавия была виновна в прелюбодеянии, Раав – в проституции, а Фамарь – в кровосмешении, связи с близким родственником (Бытие 38:13-30). Опять же, Матфей только намекает на то, что он позже уточнит: цель пришествия Мессии состояла в том, чтобы спасти грешников. И хотя это упоминание женщин, в целом, вписывается в формат родословных Ветхого Завета, не это является самым главным в родословной у Матфея.

Родословная Иосифа, приемного отца Иисуса

Родословная у Матфея нарушает традицию и в том, что он пропускает имена. Он прослеживает линию Иосифа, отчима Иисуса, углубляясь в историю и доходя до своего времени. Он начинает прослеживать линию от Авраама (стих 2) и продолжает к Давиду (стих 6). Из многих сыновей Давида был избран Соломон (стих 6), и затем линия прослеживается до Иехонии (стих 11), одного из последних царей перед вавилонским пленением. От Иехонии (стих 12) линия прослеживается до Иосифа (стих 16). Иосиф был прямым потомком Давида через Соломона, а также через Иехонию. «Звено Иехонии» в этой цепочке имеет важное значение в родословной Матфея из-за особого проклятия, наложенного на Иехонию в Иеремии 22:24-30:

«Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам тебя… «Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он — сосуд непотребный? за что они выброшены — он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?» О, земля, земля, земля! слушай слово Господне. Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.»

Ни один потомок Иехонии не имел права на трон Давида. Впрочем, согласно самому Иеремии, первым требованием к родословной Мессии было происхождение из дома Давида. Но им же было оглашено и ограничение. Итак, царю нужно было быть не просто из дома Давида, но также быть не связанным с родом Иехонии.

Иосиф и Иехония                                                            

Согласно родословной в Евангелии от Матфея, в жилах Иосифа текла кровь Иехонии. Он не имел права занять место на троне Давида. Он не был наследником. Это также означает, что ни один сын Иосифа не сможет претендовать на престол Давида. Поэтому, если бы Иисус действительно был сыном Иосифа, Он бы лишился права на престол Давида. Он также не мог бы претендовать на престол Давида, если бы Иосиф Его усыновил, потому что Иосиф не был настоящим наследником.

Таким образом, у Матфея цель родословной состоит в том, чтобы показать, почему Йешуа не смог бы быть царем, если бы Он был сыном Иосифа. Цель – не в том, чтобы показать здесь царскую линию. Именно поэтому Матфей начинает свое Евангелие с родословной, показывает проблему с Иехонией, а затем переходит к описанию девственного рождения, которое, с точки зрения Матфея, является решением проблемы Иехонии. Таким образом, Матфей доказывает, что если бы Иисус действительно был сыном Иосифа, Он не мог бы претендовать на престол Давида из-за проклятия, лежащем на Иехонии. Но Иисус не был сыном Иосифа, потому что Он родился от девы Марии, Мириам (Матфея 1:18-25).

Родословная Иисуса в Евангелии от Луки

В отличие от Матфея, Лука следует строгим еврейским требованиям и обычаям, в которых он не пропускает имен и не упоминает ни одной женщины. Однако если, например, кто-то захочет записать линию женщины, но по еврейской традиции он не может упомянуть ее имя, – как это можно сделать? Лука использует имя ее мужа! (Возможные прецеденты для этого описаны в Ветхом Завете у Ездры 2:61 и Неемии 7:63). Но тогда возникает второй вопрос: если бы кто-то изучал такую родословную, откуда он мог бы узнать, была это родословная мужа или жены? Ведь в любом случае будет использоваться имя мужа. Ответ не сложен; его можно понять благодаря английскому языку.

В английском языке ставить определенный артикль («the») перед именем человека («the Matthew», «the Luke», «the Miriam») – признак не очень-то хорошей грамматики; однако это вполне допустимо в греческом языке. В греческом тексте родословной в Евангелии от Луки каждое упомянутое имя имеет греческий определенный артикль (как «the»), но с одним исключением – имя Иосифа (Луки 3:23). Тот, кто читает это Евангелие в оригинале, сразу поймет по отсутствующему определенному артиклю перед именем Иосифа, что это была родословная не Иосифа, а его жены Мириам.

Кроме того, хотя во многих переводах Луки 3:23 написано: «…был, как думали, Сын Иосифов, Илиев», – из-за отсутствия греческого определенного артикля перед именем Иосифа этот стих можно было бы более точно перевести следующим образом: «…был, как считалось, Сыном Иосифа, но был Сыном Илия». Другими словами, это означает, что хотя Йешуа, согласно стиху, «предположительно был» или «был, как думали» потомком Иосифа, в действительности Он был потомком Илия. Илий был отцом Мириам. Отсутствие имени Мириам вполне соответствует еврейской практике родословных. Иерусалимский Талмуд признал, что эта родословная принадлежит Мириам, а не Иосифу, и называет Мириам дочерью Илии (Хагига 2:2).

Начиная с Адама

Также, в отличие от Матфея, Лука начинает родословную со своей эпохи и возвращается назад, к Адаму. Это относится к роду Давида в стихах 31-32. Однако сын Давида, вписанный в эту родословную, – не Соломон, а Нафан. Итак, как и Иосиф, Мириам также была из дома Давидова. Но, в отличие от Иосифа, ее происхождение – от другого сына Давида, Нафана, а не от Соломона. Мириам была из дома Давидова, но не принадлежала к роду Иехонии. Поскольку Иисус был сыном Мириам, Он также был из дома Давида и не имел отношения к Иехонии.

Таким образом, Иисус соответствует библейским требованиям для царствования. Поскольку потомство Иехонии не входит в родословную у Луки, он начинает свое Евангелие с девственного рождения и только позже, рассказывая о служении Йешуа, описывает родословную.

Тем не менее, Иисус был не единственным потомком из дома Давида, не связанным с Иехонией. Был ряд и других потомков, которые могли претендовать на равенство с Йешуа в правах на престол Давида, потому что в их жилах тоже не было крови Иехонии. Почему же Иисус, а не кто-то другой? Тут проявляется второе библейское требование для царствования – божественное назначение. Из всех потомков Давида, не связанных с Иехонией, только один получил божественное назначение. Луки 1:30-33 гласит:

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.»

Так на каком основании Иисус мог претендовать на престол Давида? Он был потомком Давида, отделенным от Иехонии. И Он один получил божественное назначение на этот престол: «…даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».

Почему Иисус?

Хотя родословная у Матфея показала, почему Йешуа не мог бы быть царем, будь Он сыном Иосифа, родословная Луки показывает, почему Йешуа мог быть царем. Когда Он вернется на землю, Он будет царем.

В заключение стоит отметить две вещи. Во-первых, многие возражения раввинов против мессианства Иисуса основаны на Его родословной. Их аргумент гласит: «Поскольку Иисус не был потомком Давида через Своего отца, Он не может быть Мессией и Царем». Но Мессия должен был быть другим. Уже в Бытие 3:15 было предложено считать Мессию «семенем жены», хотя это противоречило принятому в Библии. Необходимость этого исключения из правил стала очевидной, когда Исаия 7:14 пророчествовал, что Мессия будет рожден от девы: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». В то время как все остальные люди обретают человеческую природу и через отца, и через мать, Мессия стал человеком исключительно благодаря матери. В то время как принадлежность к еврейскому народу и к определенному колену обычно определялась по отцу, у Мессии все было бы иначе. Поскольку у Него не было земного отца, Его национальность и принадлежность к колену полностью исходили от Его матери. Да, это противоречит норме, но девственное рождение тоже ей противоречит. У Мессии все было иначе.

К тому же, в Его родословных просматриваются четыре грани личности Мессии. В Евангелии от Матфея 1:1 Он назван Сыном Давида и Сыном Авраама. В Луки 3:38 Он назван Сыном Адама и Сыном Божьим. Как Сын Давида Иисус является царем. Как Сын Авраама Иисус является евреем. Как Сын Адама Иисус является человеком. Как Сын Божий Иисус является Богом. Состоящий из этих четырех элементов портрет личности Мессии, представленный в родословных, и являет собой еврейского Царя, Богочеловека. Разве мог Мессия быть кем-то меньшим?

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса