Шавуот, Праздник седмиц: еврейский, христианский или общий?
Как произносится и переводится
На иврите праздник называется Шавуóт, но можно также говорить Шавýос. Шавуот означает «недели» («седмицы» в традиции русского синодального перевода). Однако он больше известен под названием Пятидесятница, поскольку празднуется на пятидесятый день после Песаха (Пасхи).
Шавуот в Ветхом Завете (Левит 23:15-21)
Шавуот наступает через 50 дней или семь недель после Песаха. Это праздник урожая, прославляющий Божье обеспечение и верность Своему народу. Шавуот имеет две важные общие характеристики с праздниками Песах (Пасха) и Суккот (Праздник кущей):
- На все три праздника предписывалось совершать паломничество в Иерусалим.
- Во все три праздника совершалось приношение первых плодов в Храм:
- На Песах, ранней весной, приносили первые плоды самого первого урожая — ячменя.
- В Шавуот, поздней весной, приносили первые плоды урожая пшеницы. Среди множества других подношений были «хлебы возношения» — по два квасных пшеничных хлеба от каждого жилища.
- На Суккот, осенью, заканчивался сбор урожая, и приносили первые плоды фруктов, оливок и винограда.
Шавуот и еврейские традиции
Верования
- Согласно еврейской традиции, Моисей получил Закон от Бога на горе Синай через 7 недель после ночи десятой египетской казни (первого Песаха) — то есть, во время Шавуота.
- Иудейская традиция также предполагает, что царь Давид родился и умер в Шавуот.
Темы
- Откровение: через Закон открылось Божье Слово.
- Сообщество: дарование Закона научило еврейский народ тому, как относиться друг ко другу и к Богу.
Обычаи
- В память о даровании Закона читаются Десять заповедей.
- Некоторые евреи не спят всю ночь, читая Тору (Закон), чтобы «заново пережить» откровение горы Синай.
- Читается Книга Руфи, в которой присутствует тема жатвы и тема общества. Кроме того, считается, что царь Давид родился в Шавуот, а последний стих книги указывает, что Руфь была одной из его прародительниц.
- Читается арамейский пиют (литургическое стихотворное произведение) XII века Акдамут, предвещающий мессианское будущее.
- Евреи традиционно украшают свои дома и синагоги цветами и зеленью.
- Согласно древней традиции, выпекаются две буханки дрожжевого хлеба: по одной версии, они символизируют человечество (один хлеб — еврейский народ, другой — язычников), по другой — две скрижали Закона, принесённые Моисеем с Синая.
- В Шавуот традиционно едят молочные продукты, поскольку раввины говорят, что, когда наш народ получил Закон, он был как новорожденный младенец.
Шавуот в Новом Завете
(см. Деяния 2)
Дарование евангелия: Божья благодать, явленная через Живое Слово
Когда Святой Дух в виде языков пламени сошел на учеников, и они начали говорить иными языками, они стали проповедовать евангелие Иисуса богобоязненным евреям, которые пришли в Иерусалим из всех народов под небом, чтобы отпраздновать Шавуот в Храме.
Связь с воскресением: царь Давид и Иешуа
Проповедь Петра после сошествия Святого Духа свидетельствует о том, что он, скорее всего, был знаком с традицией, согласно которой царь Давид родился и умер в Шавуот. Говоря о воскресении Иисуса, Сына Давидова, он использовал пророчества Давида из Псалмов.
Исполнение пророчества
Пётр указал собравшимся, что то, чему они стали свидетелями, было исполнением пророчества из книги Иоиля (Иоиль 2:28).
Откровение и рождение сообщества
В тот день произошло великое откровение, когда 3000 евреев поняли истину слов Петра и стали последователями Иисуса.
Шавуот в будущем: грядущий праздник урожая
Подобно тому как в день Пятидесятницы произошло настолько сильное излияние Святого Духа, что многие из еврейского народа сверхъестественным образом услышали и принял Иисуса, пророк Захария предсказывает ещё более мощное излияние: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Захария 12:10).
Да, после того как весь Израиль наконец осознает, кто такой Иисус, будет великий плач, но после плача и покаяния настанет великая радость. Говоря о жатве душ последнего времени, Иешуа сказал:
«Жатвы много, а делателей мало; итак, моли́те Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матфея 9:37-38).
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!