Лора Костеа

,

Скрытая надежда в Суккоте: Наше странствие по пустыне ещё не окончено

Скрытая надежда в Суккоте: Наше странствие по пустыне ещё не окончено

Скрытая надежда в Суккоте: Наше странствие по пустыне ещё не окончено

Для стороннего наблюдателя Суккот — одна сплошная загадка. Зачем нужен праздник, сосредоточенный вокруг строительства шатра/шалаша и еды (а иногда и сна) на открытом воздухе? Да ещё и целую неделю, и с кучей гостей, которых нужно втискивать именно в этот самый шатёр, хотя дом у тебя в десятки раз вместительнее!

Для человека вроде меня, который пытается вернуть себе своё еврейское наследие уже в зрелом возрасте, само строительство сукки тоже вызывает множество вопросов. Поиск идей в Интернете только усложняет ситуацию. Вас тут же захлёстывает поток рекламных предложений: от супернавороченной сукки во весь двор за 3000 долларов до одноместной раскладной мини-сукки за 200 долларов!

Поэтому мы с семьёй в этом году сделали то же самое, что и в предыдущие годы: использовали то, что было под рукой, как это, вероятно, и делалось, когда праздник только был установлен. Есть что-то прекрасное в несовершенстве самодельной сукки. Может быть, именно хлипкость и делает её прекрасной.

Каждому, кто пробовал ходить в походы с палаткой, вероятно знакомо своеобразное чувство уязвимости. Выход на природу вдали от привычных удобств заставляет нас выпустить из своих рук определённую степень контроля над средой, которая нас окружает. Возможно, именно этого «отпускания» отчасти и хотел добиться Бог, когда давным-давно вынудил Израиль жить в пустыне, полагаясь только на Него.

Как и все наши праздники, Суккот сохраняет свою значимость и в наши дни. Господь установил Праздник кущей как постановление вечное (Левит 23:41). А значит, идея, что мы будем пребывать с Ним в скинии, ещё не исчерпана! Верующие в Иисуса евреи считают, что элементы Суккота очень недвусмысленно указывают на Мессию и на нашу надежду пребывать с Ним в вечности. Давайте рассмотрим, какие у нас для этого есть основания.

Противопоставление временного и постоянного обиталища

Когда Моисей передал нам слова, которые должны были научить нас жить в гармонии с Божьим присутствием и друг с другом, он включил в них и указания о Празднике кущей:

«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней… Все исконные израильтяне должны жить в эти дни в шалашах, дабы знали потомки ваши, что Я селил в шалашах сынов Израилевых, когда выводил их из Египта. Я — Господь, Бог ваш» (Левит 23: 39, 42-43).

Бог обещал привести древний Израиль в прекрасную землю, которая станет их постоянным домом, и Он это сделал. Зачем же тогда Он велит им каждый год жить под открытым небом в течение недели? По той же причине, по которой мы каждую весну празднуем Песах: чтобы помнить. Мы вспоминаем, что Господь вывел нас из Египта, обитал среди нас и защищал нас на долгом пути в пустыне. И мы отмечаем эти праздники, потому что верим, что наше путешествие с Ним ещё не окончено.

Праздник кущей должен напоминать нам, что Бог хочет быть с нами. Он ведёт нас в неизведанные места и приведёт в землю обетованную.

Мы отмечаем эти праздники,
потому что верим, что наше
путешествие с Ним ещё не окончено.

Для евреев, верующих в Иисуса, эта идея приобретает новый смысл. Для первых еврейских последователей Иисуса осознание, что в лице Мессии среди нас появился Сам Бог, стало удивительным, чудесным и — скажем честно — немного обескураживающим открытием. Когда мы празднуем Суккот, мы выходим из зоны нашего комфорта и попадаем в более хлипкое жилище, и мы верим, что Мессия совершил именно это, когда, будучи Богом, пришёл на землю, воплотившись в человеческое тело. Как выразился один из учеников Иисуса: «[Бог] стал плотию и обитал с нами» (Иоанна 1:14, выделено автором).

Если оставить в стороне сложный вопрос о том, как Бог мог стать человеком, идея, что Бог, являясь творцом и царём вселенной, тем не менее  заинтересован в том, чтобы приблизиться к нам удивительным и физически доступным образом, прямо вытекает из Торы. От Авраама до Моисея история за историей показывают, что Бог не стесняется физически входить в созданный Им мир и пребывать в нём с нами: «И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Левит 26:12, выделено автором).

Поэтому мессианские евреи верят, что в личности Иисуса Бог облёк Себя в хлипкую человеческую оболочку, чтобы жить среди нас.

Живая вода

Земледельческий Израиль, живший до появления таких современных удобств, как водопровод, воспринимал Суккот как время для искренней молитвы о Божьем обеспечении. Отсутствие дождя означало отсутствие урожая, а отсутствие урожая в свою очередь означало отсутствие пищи.

И потому в Суккот мы не только вспоминали, как Бог был верен нам в пустыне, но и просили Его продолжать быть столь же верным в году грядущем. Эти молитвы достигали своего апогея в последний день Суккота — «День великой осанны».

В знак нашего упования, что Бог обеспечит дожди для урожая Израиля, Первосвященник выливал воду из купальни Силоам в чашу у подножия жертвенника. Кроме того, эта вода была для нашего народа символом Духа Божьего.1

Возможно, сегодня мы не ощущаем острой ежедневной потребности в дожде, как ощущал её древний Израиль, но всем нам знакомо ощущение духовной или эмоциональной жажды. Когда Иисус праздновал Суккот, он заявил, что является ответом на эту нашу внутреннюю жажду.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоанна 7:37-39).

В Суккот мы всегда молились о воде, но это была вода, которая приходила и уходила, и удовлетворяла лишь сиюминутную физическую потребность, а в следующем году о ней необходимо было молиться снова и снова. Иисус же, вторя пророкам (Захария 14:8; Иезекииль 47), пообещал нам источник, который никогда не иссякнет — присутствие Духа Божьего, обитающего внутри нас.

Жатва

Суккот приходился на то время года, когда с полей, садов и виноградников заканчивали собирать урожай. Молитвы и славословия, которые мы возносим Богу в этот праздник, напоминают нам, что именно Он обеспечивает нас всем, что у нас есть! И вас Он тоже обеспечивает. Наша зависимость от Него не прекращается, как бы далеко мы ни находились от пустыни.

Сегодня мы украшаем наши суккот (множественная форма слова «сукка») фруктами, овощами, колосьями и ягодами, чтобы напомнить себе и поблагодарить Бога за Его обеспечение.

Наша зависимость от Бога не прекращается,
как бы далеко от пустыни мы ни находились.

Кроме того, Иисус обещал плодотворную жизнь всем, кто доверится Ему: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5, выделено автором).

Торжество

Суккот часто называют «время нашей радости», и это неудивительно. Наши предки праздновали его с пониманием, что Бог провёл нас через пустыню и хочет вести дальше. Все люди, от стариков до детей, от самых сильных до самых немощных, объединялись под одним небом, живя с одной целью — в ожидании одного великого обетования.

Суккот был одним из трёх паломнических праздников (когда мужчины-евреи должны были явиться в Иерусалим). Традиционно Суккот означает не просто пребывание с Господом, а восхваление Его всем, что у нас есть: пением псалмов, потрясанием лулавами и даже танцами (в воспоминание о том, как наши предки танцевали перед Богом в пустыне).

Образ потрясания ветвями деревьев пред Господом присутствует и в Новом Завете, когда Иисус въезжает в Иерусалим. Множество народа «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: „Осанна!“» (Иоанна 12:13, выделено автором; «Осанна» — это то же слово, которое традиционно используется на Суккот в молитвах о живой воде).

Суккот в вечном Божьем царстве

Вышеупомянутые четыре элемента Суккота также можно найти в библейских описаниях грядущего нового царства. Давайте их разберём.

  • Противопоставление временного и постоянного обиталища: Один из первых еврейских учеников Иисуса увидел видение нового царства и написал об этом, используя то же слово, которое мы используем для обозначения Праздника кущей: «Се, скиния [букв. куща/шатёр] Бога с человеками, и Он будет обитать [букв. раскинет кущу/шатёр] с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение 21:3, выделено автором)

Он не только будет жить с нами, но и станет нашей обителью: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откровение 21:22).

  • Живая вода: В видении Иоанна о новом царстве присутствует и образ живой воды. Он написал: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откровение 22:1).

Это поразительно напоминает пророчество Захарии: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет» (14:8, выделено автором). Мессианские евреи верят, что «тот день» наступит, когда Иисус вернётся, чтобы воцариться на земле.

  • Жатва: Даже в Суккот жизнь может быть очень переменчивой: в один год мы можем иметь изобилие пищи, а в другие годы — её недостаток. Однако в видении Иоанна о будущем царстве присутствуют вечные плоды, которые нам обеспечит Бог. «Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откровение 22:2). Дерево жизни в новом царстве будет давать плоды всем живущим в нём.
  • Торжество: Захария предсказал и будущее единство в том, как мы будем праздновать: «После этого каждый, кто останется в живых из народов… станет из года в год приходить на поклонение Царю, Господу Воинств, и Праздник кущей станет и его праздником» (Захария 14:16, СРП, выделено автором)

Один из лучших даров грядущего Суккота — это то, что еврейский народ будет иметь возможность проявлять гостеприимство, которое мы так высоко ценим! Мы больше не будем пытаться выжить и защититься от окружающих нас народов, наоборот, народы будут приходить к нам с миром, чтобы прославлять Бога вместе с нами.

Вечная безопасность

В Суккот, Песах и в другие дни года мы можем молиться Псалмами. Почему? Разве мы не надеемся — и не выбираем верить — что сегодня Бог верен так же, как и тогда? Что мы можем положиться на Него, как полагались псалмопевцы?

Мы никогда не видели обители,
в которую он нас ведёт,
но знаем, что это такая обитель,
в которую стоит стремиться.

Мы многого не знаем о будущем, но то, что мы не знаем всего, не означает, что мы не можем знать хотя бы некоторые вещи. Мы можем вкладывать в наши дома и наши физические тела столько угодно времени и денег, но мы знаем, что все наши хлипкие обиталища в конечном итоге подведут нас. И мы знаем, что если Бог вывел Авраама в новую землю, если Он сохранил наших предков в пустыне, то мы можем верить, что он построит вечную обитель и для нас. Одного Его присутствия достаточно — так было всегда.

Возможно, именно это и значит быть мессианским евреем: мириться с тем, что надежда идёт рука об руку с тайной, и знать, что они обе соединяются в Иисусе. Мы никогда не видели обители, в которую он нас ведёт, но знаем, что это такая обитель, в которую стоит стремиться.

Мы также знаем, что наша надежда на будущее включает и долгожданный вечный мир. В городе, где Господь будет нашим храмом, не будет ни войны, ни страха, только полная безопасность: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откровение 21:25).

Праздник кущей напоминает нам о том, что нужно оглянуться назад, но в то же время приглашает нас с надеждой ожидать будущего, более безопасного, чем всё, что мы когда-либо знали на земле. Бог дарует эту безопасность всем, кто позволит Ему стать их обителью.


Примечания:

1. Вертхайм, Джени-Сью и Шапиро, Кэти. Еврейский год с Иешуа. Сан-Франциско: Евреи за Иисуса, 2015 .

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *