Слишком заняты омытием ног?
Это был всего лишь один из тех коротких разговоров, которые происходят десятки раз на дню, но впечатление от него осталось со мной навсегда. Я остановился поговорить со знакомым, который рассказал мне о своём недавнем разговоре с вдовой известного христианского лидера. «Представьте, после его похорон она ни разу не была в церкви», — воскликнул он. «Она сказала мне, что никогда по-настоящему не нуждалась в Боге. Вместо Него у неё был муж. И это не единичный случай — это проблема очень большого количества прихожан. Они так заняты поддержанием «чистоты своих ног», что даже не осознают, что на самом деле никогда не принимали полноценную ванну».
Мой собеседник имел в виду стих из Евангелия от Иоанна 13:10. В нём Иисус говорит, что, после того как Он очистил душу человека, тому необходимо лишь периодическое омывать свои ноги, чтобы оставаться «чистым»Один ученый-библеист иллюстрирует эту метафору, рисуя образ человека, возвращающегося из общественной бани, где он только что тщательно вымылся с ног до головы. По дороге домой испачкаются только его ноги, обутые в сандалии, поэтому только они и будут нуждаться в том, чтобы их ещё раз омыли. Этот стих — один из моих любимых. Однажды я даже использовал его в проповеди, призывая тех, кто был омыт кровью Иисуса, жить так, чтобы их души ежедневно очищались от грязи этого мира. Теперь же описанный выше разговор заставил меня посмотреть на омытие ног с другой стороны.
Физическая грязь на ногах может быть абсолютно очевидной для всех окружающих, особенно там, где принято ходить без носков. Но даже в стандартном сегодняшнем обществе, где носить носки под обувь — это норма, и то и другое надевается на чистые ноги — чему я очень и очень рад! Держать ноги в чистоте — это элементарное проявление вежливости к окружающим. Никому не нравятся вонючие ноги. Наш мир действительно становится намного лучше, когда мы все соблюдаем нормы гигиены, правила вежливости и т.д., чтобы не оскорблять друг друга «грязными ногами» и в буквальном, и в переносном смысле.
Прожив в евангельском мире большую часть своей жизни, я очень хорошо знаю то фигуральное «омовение ног», которое мы практикуем, чтобы быть приемлемыми друг для друга. Проблема в другом: мы вполне можем тратить всё своё время на мытьё собственных ног и даже ног окружающих, упуская при этом из виду самое главное — нашу потребность в полноценном глубоком очищении. Есть люди, которые никогда не омывались кровью Иисуса, однако регулярно «омывают ноги», как часть служения Богу. Возможно, они настолько заняты этим служением, что никак не найдут время узнать Иисуса достаточно близко, чтобы получить от Него спасение.
Парадоксально, что покойный муж вышеупомянутой вдовы изо дня в день проповедовал евангелие, призывая людей посвятить себя Мессии Иисусу и очиститься Его кровью. Тем не менее эта женщина, очевидно, не восприняла проповедь своего мужа достаточно серьёзно, чтобы посвятить себя Иисусу больше, чем супругу. Можно сказать, что она была настолько увлечена добрыми делами своего мужа, что сама так ни разу и не поступила правильно. Она была так занята мытьём ног других — и своих заодно — что сама никогда не принимала полноценную ванну. Она никогда по-настоящему не нуждалась в Господе, потому что это место в её жизни занимал муж.
Некоторые прихожане настолько заняты добрыми делами, что не осознают, что ещё не стали полноценной частью христианской семьи, даже если и делают все эти добрые дела. Затем в их жизнь приходит какой-нибудь кризис, шок от которого вызывает в них закономерный «распад». Они перестают читать Библию, перестают ходить в церковь и участвовать в христианской деятельности. Так какая же вера у них была изначально? Возможно, вращаясь в христианском сообществе они были счастливы ощущать себя принятыми и нужными. Возможно, их даже считали «благочестивыми» или «искренними» в своей вере — людьми, которые, казалось, являли своей жизнью образец христианских добродетелей. Но их вера была не в их Господа, а в самих себя.
Я думаю, что автор книги Нового Завета, обращенной к евреям-христианам, имел дело именно с этой проблемой. Он писал людям, которые знали, что значит жить в обществе с высокими культурными и религиозными требованиями. Они родились евреями, жили как евреи и собирались умереть евреями. Они знали, чего от них ждут, или, по крайней мере, думали, что знают. Некоторые даже гордились тем, как тщательно они соблюдают закон. У них были «самые чистые ноги» в мире! Но затем пришёл Мессия и поколебал их самодовольство.
Он был таким же евреем, как и они, но Он был другим. Он не пришёл служить людям с «чистыми ногами». Он пришел, чтобы дать им самую настоящую ванну — полное погружение, которое вовлечёт всё их существо.
Автор Послания к евреям писал:
«Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евреям 3:13-14).
Твёрдо сохранить до конца — вот настоящая вера. Вера, которая колеблется, проходя испытания в горниле жизни, не является истинной верой в Бога. Это что угодно, только не вера. Если вы находитесь на грани того, чтобы отказаться от своей веры, потому что услышали, что какой-то известный проповедник впал в блуд, или потому что дело вашей жизни пошло прахом, если ваша надежда на Бога рушится, когда умирает партнёр по браку или вы полгода не можете найти работу — у вас неправильная вера. Возможно, вы годами содержали свои ноги в чистоте, но на самом деле обманывали себя, думая, что вам не нужно полноценное омовение. Тогда пришло время подвести итоги. Действительно ли вы родились свыше? Очищены ли вы кровью Мессии? Является ли Иисус Господом и Повелителем вашей жизни, или вы уповаете на кого-то или что-то другое?
Омовение ног, которое вы совершали: было оно для Господа, для какой-то организации или потому, что в этом участвовал ваш супруг? Омовение любых ног должно начинаться с омовения ног Иисуса, как это сделала Мария Магдалина. Она омыла ноги Спасителя своими слезами и отёрла собственными волосами. Если женщина готова использовать свои волосы, чтобы вымыть чьи-то ноги, она говорит этим: «Всю свою гордость кладу к ногам твоим». Только достигнув такого состояния, когда мы омываем ноги Спасителя своими волосами, другими словами, отдаём Ему всё, что для нас важно и драгоценно, только тогда мы по-настоящему начинаем заботиться о других людях и служить. Но мы служим не людям, чьи ноги омываем. Скорее, мы служим Спасителю, Который сказал нам, что мы должны омывать ноги друг другу. Именно в этом состоит разница между гуманизмом и христианской благодатью. Подлинно верующий человек не просто отдаёт себя другим, он отдаёт себя другим в Господе.
Используя ту же метафору ног, искренность вашей веры определяется не тем, что вы омываете ноги, свои или чьи-то ещё, а тем, что ваши ноги ходят с Господом. В Его сторону направлены пальцы ваших ног, а не пятки. Вы следуете за Ним. Вы идёте туда, куда идёт Он, и туда, где, по вашему мнению, Он хочет, чтобы вы были. Вы чувствуете Его присутствие, когда идёте с Ним. Это чувство исходит изнутри, а не навязывается извне. Уверенность в спасении приходит благодаря хождению в Нём, а не совершаемым делам.
Та женщина, которая отпала от церкви, когда умер её муж, стала жертвой своей уверенности в том, что в её жизни больше нечего переживать, кроме того, что она уже пережила. Большинство людей, от тела или ног которых исходит неприятный запах, уверены, что они не пахнут и не причиняют окружающим никакого дискомфорта. Ну, либо они предполагают, что у других людей нет носа.
К сожалению, многие в христианском мире являются членами Почётного общества чистых ног. Да, они замечательные люди, с ними интересно и весело. Они жертвуют на разные служения, посещают конференции и приносят запеканки и печенье на церковные встречи. Они чувствуют себя в церкви как дома, но обманываются собственным чувством самоправедности. Грязные ноги увидеть легко, грязное сердце — нет. Их ноги чисты, но Бог говорит, что их души остаются грязными. Они так и не родились свыше.
Возможно, вас когда-то увлёк сам Мессия, но по мере вхождения в сообщество Его последователей, вас начали больше привлекать другие верующие? Вам почему-то понравилось, как они держат свои ноги в чистоте, и вы начали делать то же самое? Возможно, прошли годы, а затем в вашей жизни наступил кризис. Но справиться с ним вы не смогли. Почему? Потому что ваше сердце на самом деле не принадлежало Мессии. Когда вы отдаёте Ему своё сердце, Он омывает его и входит в него навсегда. Вы больше не одиноки — Он с вами. Он даёт вам силу пройти через любой кризис. Ведь в конечном итоге важно то, что внутри — по-другому это не работает.
Вы когда-нибудь делали правильные вещи с неправильным мотивом? Существует немало историй о врачах, которые отправлялись трудиться в составе миссионерских команд, на самом деле не веря в Бога, а имея только номинальную веру. И уже когда они несли свой труд, Бог открывался им, и они понимали, почему находились там. Есть истории о служителях, которые по-настоящему обратились в веру через много лет проповеднического служения.
Недавно я был на конференции, посвящённой евангелизационному служению, где один из присутствовавших пасторов рассказал как раз такое свидетельство. Он приехал туда в поисках ответов, как сделать так, чтобы его церковь росла, и на этой трёхдневной конференции Бог обличил его сердце через проповедь евангелия, и он наконец обрёл личное спасение и отношения с Иисусом. Он поделился своими переживаниями с нами, и это было очень сильное свидетельство. Наконец-то он поставил на первое место в своей жизни то, что действительно является главным.
Поймите правильно, я не против чистых ног, но давайте поставим главное в нашей жизни на первое место! Что скажете? Мыть ноги нужно. Это абсолютно в наших силах. Но сначала позвольте Иисусу омыть ваше сердце. Это шаг, который необходимо сделать нам всем, всё остальное имеет смысл только после омытия Его кровью.
автор — Уорвик Купер
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!