Тувья Зарецки

Смена вероисповедания ради любимого человека: решиться или нет?

Смена вероисповедания ради любимого человека: решиться или нет?

Смена вероисповедания ради любимого человека: решиться или нет?

«Я встречаюсь с евреем, и дело у нас идёт к свадьбе. Я выросла в христианской семье. Мой жених уговаривает меня принять иудаизм и хочет дать нашим будущим детям еврейское воспитание. Я в целом не против, но хочу подробнее изучить этот вопрос».
— Екатерина*

Мы постоянно получаем подобные письма на электронную почту. Люди часто рассказывают нам: «Когда мы говорим о будущем, нам обоим становится неловко, особенно когда обсуждаем религию, ожидания наших семей и воспитание детей». Звучит знакомо? Возможно, вы удивлены или даже сбиты с толку, обнаружив, что некоторые слова, которые для вас означают одно, для вашего партнёра-еврея означают совершенно другое. В итоге в вашем разуме может возникнуть вопрос: поможет ли нам решить эти проблемы мой переход в иудаизм?

Тот факт, что вы думаете об этом, очень много говорит о вас и о глубине чувств в вашем сердце. Вы явно любите своего партнёра. Вы хотите, чтобы ваши отношения развивались и длились долго. Вы готовы сделать всё возможное, чтобы они имели будущее, и вам приходится нелегко. Мы предполагаем, что вы читаете эту статью, потому что ищете информацию об обращении в иудаизм и мнения людей, сталкивавшихся с подобными ситуациями, а мы как раз можем предложить вам и то, и другое. Мы предлагаем вам начать с того, чтобы задать себе два важных вопроса:

  1. Каковы на данный момент мои собственные религиозные или духовные убеждения?
  2. Каковы мои ожидания от перехода в иудаизм? Как это может мне помочь?

Мы считаем, что понимание того, где вы находитесь сейчас, является жизненно важным первым шагом при выборе нового направления. Также крайне важно прояснить ваши ожидания относительно того, как такое изменение может или не может вам помочь. Мы надеемся, что некоторые из наших вопросов и замечаний станут той полезной информацией, которую вы ищете. Итак, начнём!

Каковы на данный момент ваши собственные религиозные или духовные убеждения?

У всех нас есть глубоко ощущаемое самосознание, более-менее целостное представление о том, кто мы есть и что в этой жизни имеет для нас смысл и ценность — что позволяет нам чувствовать себя комфортно с самим собой. Поскольку эта идентичность выходит за рамки физических аспектов нашего существования, она сознательно или бессознательно коренится в каких-то духовных убеждениях. Как вы её видите?

Каковы ваши основные убеждения, которые не подлежат обсуждению? Ваши надежды, радости, опыт и убеждения могут меняться, когда вы сталкиваетесь с новыми людьми, новым опытом или новой информацией. Но прежде чем размышлять о сознательном внесении каких-либо серьёзных изменений в свою идентичность, имеет смысл хорошенько подумать о том, кем вы являетесь сейчас. Если вы читаете это потому, что, как и Екатерина, выросли в христианской семье, каким именно было ваше христианское воспитание?

Семена веры, посеянные в детстве,
иногда прорастают спустя годы.

Для некоторых воспитание в христианской семье означает просто семейные встречи на Пасху и Рождество и, возможно, периодическое посещение церкви по особым случаям. Но для многих оно означает наличие (сейчас или в прошлом) глубоко укоренившейся веры в Иисуса. Найдите время подумать о том, что для вас значит ваше христианское воспитание. Если сейчас для вас это не важно, может ли это стать более важным в будущем? Семена веры, посеянные в детстве, иногда неожиданно прорастают спустя годы.

Если вы никогда до конца не принимали христианские верования или когда-то верили, но теперь сомневаетесь, сейчас самое время ещё раз внимательно исследовать эти верования, прежде чем отбросить их как второстепенные или не касающиеся отношений с любимым человеком.

Будьте честны с самими собой. Спросите себя: относится ли вера в Иисуса к факторам, определяющим то, кем я являюсь? Будете ли вы чувствовать себя «в своей тарелке», если больше не сможете открыто отождествлять себя с Иисусом, прославлять Его, разговаривать с Ним в молитве в присутствии своего супруга или говорить о своей вере в Него со своими близкими, включая собственных детей? Потому что, даже если ваш партнёр-еврей не просит этого от вас, переход в иудаизм, вероятно, этого потребует.

Дайте себе время подумать над ответами на эти вопросы. Если вы ведёте жаркие баталии со своим партнёром, обсуждая верования друг друга, не спешите закрывать глаза на эти разногласия. Сделайте паузу и спросите себя: «Почему нас так взвинчивают эти споры? Что мы защищаем? Почему мы чувствуем, что не понимаем друг друга?» Вы не можете ответить на эти вопросы за своего партнера, но всегда можете попросить Бога: «Покажи мне, что скрывается за этими чувствами, которые я испытываю».

Наконец, если ваш партнёр не высказывал просьбу сменить веру, не додумывайте за него, что он или она хочет, чтобы вы это сделали.

Неловкость, образовавшаяся между вами, может иметь другие корни: возможно, ваш любимый человек опасается, что это вы будете давить на него/неё, чтобы он/она ради вас изменился, или что он/она не сможет дать еврейское воспитание своим детям. Я встречал многих евреев, которые понимают, что качества, которые они любят в своей половинке-христианине, во многом определяются именно её/его верой в Иисуса. Они никогда не захотят отнять это у них.

После того, как вы дали себе время понять, насколько христианская вера является определяющей для вашей идентичности, пришло время изучить причины, по которым вы рассматриваете возможность обращения в иудаизм.

Почему вы хотите принять иудаизм?

Ваши мотивы тесно связаны с вашими ожиданиями, а здоровые отношения зависят от реалистичности и того, и другого. Вот почему, когда люди начинают процесс обращения в иудаизм, один из первых вопросов, которые мудро задаёт раввин: «Почему вы хотите принять иудаизм?» Мы предлагаем вам прямо сейчас начать для себя искать ответы на этот вопрос.

Конечно, вы надеетесь найти общее основание в своих отношениях, но будет полезно, если вы углубитесь в конкретные способы, которыми, по вашему мнению, это основание обретётся, если вы примете иудаизм. Мы составили список наиболее распространённых причин, о которых рассказывали нам люди, находившиеся в вашей ситуации:

1. Я хочу лучше понять, что значит быть евреем.

Желание понять культуру того, кого вы любите, прекрасно. Просто будьте осторожны и не нагружайте такое желание потенциально нереалистичными ожиданиями. Некоторые люди надеются, что их интерес к иудаизму побудит их партнёра-еврея так же заинтересоваться исследованием веры в Иисуса, но так бывает далеко не всегда.

Ваш партнёр-еврей отвечает взаимностью на ваш интерес к иудаизму, задавая вопросы о христианских обычаях и верованиях? Или он/она любит вас, но предпочитает исключать «слово на букву И» из ваших разговоров? Замечательно, если у вас обоих появляется одинаковый интерес к духовности. Взаимное уважение и понимание — хорошие признаки, если же ситуация противоположная — это сигнал проявить бдительность.

И мы говорим об этом не для того, чтобы отбить у вас желание узнать, что значит быть евреем. Нам, евреям, верующим в Иисуса, нравится, что вы хотите знать об этом больше! Одноко есть много способов продемонстрировать своё искреннее уважение и восхищение еврейским наследием, ценностями и убеждениями, не обращаясь в другую веру. Мы будем рады предоставить информацию и советы, которые помогут вам аккультурироваться. «Аккультурация» — это процесс изучения культуры другого человека и включения её аспектов в свою собственную жизнь. Это не обращение в другую веру, потому что является принятием чужой культуры и участием в ней без отказа от своей собственной.

2. Я люблю Бога и знаю, что еврейский народ Ему особенно дорог.

Может быть, вы задаётесь вопросом: «Будет ли моё обращение в иудейскую веру угодно Богу или приблизит меня к Нему?» Лучшую информацию о том, что угодно и не угодно Богу, предоставляет Библия, поэтому именно в ней имеет смысл искать ответ на данный вопрос.

История Руфи — замечательный пример нееврейки, которая верила в Бога Израиля. Она была моавитянкой, полюбившей единого истинного Бога, и заняла почётное место в Его планах. Она никогда не проходила формальную церемонию обращения в какую-либо религию, и её никогда не называли еврейкой. Только вера Руфи — а не еврейство — сделала её тем, кем она стала. А стала она прабабушкой царя Давида, от которого произошёл «сын Давидов» (один из мессианских титулов Иисуса).

В библейские времена язычники (например, Руфь) становились частью еврейского народа через смешанные браки и ассимиляцию. Натурализовавшись, они теряли свои прежние верования и культуру. Они поселялись в Земле Израильской и дети от их браков с евреями тоже рождались евреями. Тех, кто таким образом присоединился к еврейскому народу, называли «гер» (גֵר), т.е. «пришелец», или «тошав» (תוֹשָׁב), т.е. «житель» (Левит 19:10 и 23:22).

История Руфи является знаковой и соответствует тому, как в библейские времена язычники могли быть приняты в еврейское общество. Нигде в Библии не говорится о каком-либо формальном обращении в иудаизм. Фактически, иудаизм даже не упоминается в еврейской Библии. Бог говорит о Своём народе, еврейском народе, с точки зрения отношений завета, а не религии. Эти отношения основаны на Его обетованиях.

Библия показывает, что рождение в еврейской семье или просто еврейство никогда не было основой близости к Богу. Бог избрал еврейский народ, чтобы он верой принял Его любовь, дабы пролить Свой свет на все народы, призывая людей познать и полюбить Его. Еврейские Писания очень много и подробно говорят о верности Бога еврейскому народу, включая тему Божьей благодати, терпения и неизменной верности Своим обетованиям, даже когда Его народ сбивается с пути.

Как мессианские евреи, мы верим, что повествование о Боге в еврейской Библии указывает на Иисуса, еврейского Мессию, как на Его высшее благословение. Поэтому позвольте задать вам следующий вопрос: если вы уже верите в Него, как обращение в иудаизм усовершит вашу веру? Вы уже получили главный приз! Как и Руфь, по вере вы уже являетесь частью вечной Божьей семьи.

3. Я хочу упростить планы по воспитанию наших детей.

Это правда, что хорошее воспитание невозможно без согласия между мамой и папой в том, как и что они рассказывают своим детям о Боге. Будучи служителем, я видел немало пар, находивших к этому разный подход. В некоторых случаях родители ищут точки соприкосновения в том, во что они верят, и по мере взросления детей объясняют различия. В других случаях один родитель делает уступку в пользу убеждений другого. Последнее обычно происходит тогда, когда у того, кто идёт на уступки, нет собственных твёрдых убеждений. Но если у вас обоих есть твёрдые убеждения, и только один из вас может передать свои убеждения своим детям, это может усложнить ситуацию. Если вы согласитесь не говорить с детьми о своей вере, это может развеять опасения вашего партнёра. Но как насчёт ваших собственных опасений? Если ценой сохранения мира является молчание о ваших собственных убеждениях в том, что является истиной, спросите себя, можете ли вы позволить себе заплатить эту цену — не только как супруг, но и как родитель.

В какой-то момент ваши дети повзрослеют и сами решат, во что им верить, а во что нет. Для них не обязательно, а может быть, даже вредно расти, слыша убеждения только одного родителя. Представьте себе, чтó спустя годы будут думать и чувствовать ваши дети, если в какой-то момент жизни придут к осознанию своей потребности в спасении через Иисуса и поймут, что вы всегда знали о Нём, но никогда им не рассказывали.

Пока между мамой и папой существует взаимное уважение, дети могут слышать о двух разных системах верований, и это не будет сбивать их с толку. Возможно, вам будет полезно узнать, что даже среди евреев существуют очень разные представления о том, что значит воспитывать детей евреями. Быть евреем — это далеко не только не верить в Иисуса!

Точно так же, как вы можете уважать и принимать еврейство вашего партнёра посредством аккультурации, вы можете воспитывать своих детей так, чтобы они праздновали еврейские праздники, знали, чем живёт еврейский народ и какие проблемы его волнуют, и участвовали в жизни еврейской общины, не обращаясь в другую веру или не замалчивая свои собственные убеждения. Если этого недостаточно, чтобы удовлетворить вашего потенциального мужа или жену, было бы хорошо обсудить, почему.

4. Я хочу, чтобы еврейская семья и друзья моего партнёра приняли меня.

Все мы хотим чувствовать себя в безопасности и быть принятыми такими, какие мы есть. Вот почему я предложил вам начать этот процесс с прояснения вашего собственного религиозного или духовного самоопределения — что для вас значит ваше христианское воспитание и какими убеждениями вы не можете поступиться, не потеряв себя. Если Иисус для вас важен, у вас будет потребность в том, чтобы семья и друзья вашего партнера уважали это, так же как вы обязаны уважать их желание или нежелание слушать изложение ваших убеждений.

Агапэ, Божья любовь, безусловна
и стремится служить другим.

Библия говорит нам, что любовь «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Коринфянам 13:7). Агапэ, Божья любовь, безусловна и стремится служить другим. Именно такую любовь каждый из нас хочет давать и получать при выборе спутника жизни. Вот хороший тест: должен ли ваш партнёр-еврей стать христианином для того, чтобы его приняла ваша семья и друзья? Что, если бы они сказали вам, что для того, чтобы быть принятым в вашем кругу ваш будущий супруг должен отказаться от своего народа или важной части своей идентичности? Точно так же разумно ли для человека, который любит вас, просить вас отказаться от своей веры в Иисуса, вашего Спасителя, чтобы быть принятым его или её сообществом?

Мы надеемся, что, проведя внутренний анализ своей нынешней духовной идентичности и обдумав причины, по которым вы решили принять иудаизм, вы получите более чёткое представление о том, чего вы хотите и как вам лучше всего достичь духовной гармонии со своим партнёром-евреем.

Если вы заинтересованы в дальнейшем обсуждении этих и других вопросов, волнующих смешанные пары, мы будем рады услышать ваше мнение. Вы можете связаться с нами для личной беседы с одним из наших служителей: контакты. Это совершенно бесплатно, и мы не оказываем никакого давления ни на еврейских, ни на нееврейских половинок и не вынуждаем их принимать нашу точку зрения.


*Имя изменено в целях сохранения конфиденциальности.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *