Страдания Иисуса и страдания Израиля: размышления над 53-й главой Исаии
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Исаия 53:10-11).
Пожалуй, ни одно место еврейских Писаний не вызывает таких горячих споров между евреями и христианами, как 53-я глава Книги Исаии.[1] Кто такой Раб Бога, упомянутый в тексте? Спор вокруг этого отрывка обычно превращается в бесконечный поток контраргументов. Христиане (в том числе, евреи-христиане) используют его как свидетельство того, что именно Иисус является еврейским Мессией, а еврейские религиозные богословы с жаром доказывают, что эти слова относятся не к конкретной личности, а к народу Израиля в целом. Христиане читают берущее за душу описание незаслуженных страданий и видят Иисуса, умирающего на кресте во искупление грехов человечества. Религиозные евреи видят не менее впечатляющее описание незаслуженных страданий Израиля в рассеянии от рук язычников. Христиане видят своего Мессию, в то время как религиозные евреи видят свою родословную.
Некоторое время назад мой знакомый, который возглавляет австралийское отделение антимиссионерской организации «Евреи за иудаизм», задал вопрос на своей странице в Фейсбуке: «Если бы Вы осознали, что Иисус не был и не мог быть исполнением пророчества Исаии 53, Вы бы оставили веру в Иисуса как своего Мессию?» Менее чем за три дня этот пост, состоящий в оригинале из 34 слов, собрал 476 комментариев – 68 страниц дискуссии!
Авторы большинства комментариев не столько отвечали на поставленный вопрос, сколько приводили христианские аргументы в пользу того, что в 53-й главе Исаии говорится о Мессии. В ответ на аргументы христиан иудеи приводили свои контраргументы – и весь цикл повторялся снова и снова.
Немного истории
Споры о 53-й главе книги Исаии не являются чем-то новым. В 248 г. нашей эры Ориген, один из Отцов Церкви, записал наиболее ранний из известных исторических примеров таких споров в своём основополагающем богословском трактате «Против Цельса»:
«Помнится мне, как я однажды в разговоре с иудеями, которых считали за великих ученых, указывал на эти именно пророчества. Мой же иудейский противник возражал мне по поводу этих пророчеств, говоря, что их нужно понимать в приложении к целому народу, который был рассеян и поражен для того, чтобы вследствие рассеяния иудеев среди остальных народов можно было приобрести многих новых исповедников веры».[2]
Ориген не указывает, удалось ли ему убедить своих иудейских оппонентов в мессианстве Иисуса. Но интересно отметить, что этот литературный источник 1800-летней давности показывает, что уже в те времена иудеи твёрдо придерживались толкования Исаии 53 как описания страданий еврейского народа в рассеянии.
В общем-то, это не удивительно, поскольку Ориген писал своё сочинение всего через 112 лет после катастрофического поражения восстания Бар-Кохбы, в результате которого было истреблено 580 тысяч евреев – мужчин, женщин, детей[3], а большая часть тех, кто уцелел, была изгнана за пределы Иудеи. В конце концов, в 53-й главе Исаии приведено яркое описание незаслуженных страданий, а еврейский народ незадолго до этого перенёс страшные и незаслуженные страдания.
По злой иронии судьбы, дебаты о толковании 53-й главы Исаии в разное время использовались в целях оправдания антисемитских гонений, что ярче всего проявилось во время Барселонского диспута. Этот публичный иудейско-христианский диспут между рабби Нахманидом и обратившимся в католичество евреем Пабло Христиани состоялся в 1263 г. Несмотря на хорошее впечатление, произведённое во время дебатов Нахманидом, доминиканский монашеский орден (который сам же и организовал этот диспут) впоследствии добился изгнания Нахманида из Испании за «хулу на христианство».
За рамками полемики
Возможно, 53-я глава Исаии вызывает такую бурную реакцию, потому что полемика на эту тему велась ещё во времена ранней церкви. Полемика по определению представляет собой «напористую устную или письменную атаку на чью-то позицию». Полемика не рассматривает тему целостно. Она не уделяет внимание различным нюансам сложных вопросов и не ищет диалога. Наоборот, полемические аргументы сводят дискуссию к однобокой непримиримой риторике.
Не исключено, что наши дискуссии о 53-й главе Исаии перестанут заходить в тупик, если мы откажемся от полемики и переведем её в диалог – диалог, который признаёт не только Иисуса как страдающего Раба Божьего-Мессию, которым Он, вне всяких сомнений, является, но также признаёт и воздаёт должное страданиям нашего народа в контексте данного отрывка. Возможно, нам стоит подходить к этому тексту не с позиции «либо-либо», а с позиции «и то, и другое»: страдающий Раб Божий может одновременно символизировать народ Израиля и являться его Мессией.
Допустимо ли такое прочтение 53-й главы Исаии? Сравните прочтение Матфеем книги Осии 11:1 «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». Матфей цитирует этот стих, говоря о первых годах жизни Иисуса, проведённых в Египте: «…да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Матфея 2:15). Никто ведь не пытается доказывать, что толкование, которое придаёт этому стиху Матфей, перечеркивает тот факт, что изначально Осия говорил здесь о народе Израиля. Иисус есть Сын Божий, которого Бог вызвал из Египта, и Израиль – тоже сын Божий, которого Бог вызвал из Египта. Второй является прообразом или предзнаменованием первого.
Могли ли страдания Израиля быть прообразом страданий Иисуса – или наоборот? Эту тему развивали в своих изумительных работах многие еврейские мастера изобразительного искусства, в частности Марк Шагал, Марк Антокольский и Мозес Джейкоб Изекииль. В Еврейском музее Нью-Йорка не так давно проходила выставка под названием «Шагал: любовь, война и изгнание», среди экспонатов которой было эссе профессора истории Нью-Йоркского университета Кеннета Е. Сильвера.[4] В нём Сильвер отметил, что Шагал «сумел продемонстрировать не только евреям, но также – и даже в первую очередь – неевреям, что то, через что пришлось пройти современным ему евреям, имеет прямые параллели с судьбой Иисуса, которого Его современники не поняли и предали жестокой смерти за то, что Он был не таким, как все».[5] И далее: «Возможно, именно образ Иисуса Христа как Мужа Скорбей – страдальца – больше, чем что-либо другое, делает Его символом всего еврейского народа».
Я восхищаюсь работами Шагала, потому что он соединяет в них образы страданий Иисуса и страданий еврейского народа в соответствии с обоими традиционными толкованиями 53-й главы Исаии. И тем не менее, учитывая многовековой конфликт между этими двумя точками зрения, поразительно видеть, что они прекрасно сочетаются.
Я нахожу очень полезным в своей евангелизационной работе позволять этим двум на первый взгляд диаметрально противоположным толкованиям сталкиваться, но при этом сосуществовать. Мы должны признать, что тема страданий еврейского народа является в эмоциональном плане весьма чувствительной. Утверждая с полным основанием, что пророчество 53-й главы Исаии исполнилось в страданиях Йешуа, мы не должны умалять или недооценивать горькую реальность страданий еврейского народа на протяжении многих веков.
Более того, признавая обе эти интерпретации, мы поступаем честно по отношению к историческим фактам. Одно из моих любимых мест Библии – это 24-я глава Евангелия от Луки, потому что в ней очень реалистично показаны сомнения, опасения и вера – или неверие – учеников Иисуса непосредственно после Его воскресения. После рассказа об учениках, шедших в Эммаус, мы читаем следующее:
«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Луки 24:44-47).
То есть, только после того, как Иисус «отверз им ум к уразумению Писаний», они поняли, что Мессия должен был пострадать и умереть. Даже Его первые ученики не понимали и не принимали Его страдания, пока Он не объяснил им их необходимость (см. также Матфея 16:21-23). Почему же мы начинаем свое свидетельство религиозным евреям с безапелляционного утверждения, что в 53-й главе Исаии однозначно идёт речь о страданиях Мессии и только о них?
И тем не менее, 53-я глава Исаии – это действительно очень мощный и убедительный аргумент для евреев, ищущих истину, что доказывают свидетельства многих наших соплеменников, которые уверовали и покаялись, потому что их сердец коснулось описание страдающего Раба Божьего. Иисус Сам сказал, что в Нём исполнилось пророчество из Исаии 53:12: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Луки 22:37; аналогично в Евангелии от Матфея и 1 Петра говорится об Иисусе как исполнении пророчества из этой главы; многие другие места Нового Завета также указывают на 53-ю главу Исаии). Это исполнение пророчества было действительно предначертано Богом – небесным автором, который вдохновил Исаию записать Свои слова. При всём при этом, утверждение, что 53-я глава Исаии настолько ясно указывает на Иисуса, что не допускает никакой привязки к еврейскому народу, является, на мой взгляд, неверным.
Двигаться вперёд
Так как же нам подходить к толкованию 53-й главы Исаии, когда мы свидетельствуем об Иисусе нашим друзьям и родственникам-евреям?
Во-первых, я рекомендую начать с честного разговора об истории толкования этого отрывка, не скатываясь в полемику, но строя с собеседником содержательный диалог. Возможно, раньше Вы уже разговаривали о 53-й главе Исаии со своими друзьями или родными. Попробуйте вернуться к этой теме, используя другой подход. Проанализируйте текст стих за стихом, честно признавая, в каких словах можно узнать страдания Израиля, и акцентируя внимание на тех, в которых явственно описываются страдания Иисуса. Найдите параллели между страданиями еврейского народа и страданиями Иисуса, вместо того чтобы искать различия.
Во-вторых, когда мы на основании Писания утверждаем, что страдания Йешуа были исполнением пророчества в 53-й главе Исаии, мы должны делать это так, чтобы не умалять реальность и ужас страданий, пережитых еврейским народом на протяжении многих столетий.
В-третьих, нам нужно молиться, чтобы Бог «отверз им ум к уразумению Писаний», как Йешуа Своим ученикам. Мы должны признать, что никто не способен постичь истину, если Бог не откроет разум человека к ее пониманию.
И наконец, нам следует использовать тот подход, который применил апостол Филипп в Деяниях 8:35: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Филипп начал с 53-й главы Исаии, потому что именно эта тема интересовала его собеседника, но не ограничился ею. Он последовал примеру Иисуса в Евангелии от Луки 24:27: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». 53-ю главу Исаии необходимо толковать в контексте всего еврейского Писания: мы не можем и не должны использовать ее как отдельно взятое «убедительное доказательство», применяемое обособленно от остальных пророчеств.
[1] Фактически в этот отрывок входят стихи 52:13-53:12, но для удобства его чаще всего называют просто «53-я глава Исаии».
[2] https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/1#sel=70:2,70:61
[3] Согласно римскому историку Кассию Диону; http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio/69*.html
[4] https://thejewishmuseum.org/exhibitions/chagall-love-war-and-exile
[5] www.washingtonpost.com/national/religion/marc-chagalls-jesus-paintings-focus-of-jewish-museum-exhibit/2014/01/17/b56e3738-7fb7-11e3-97d3-b9925ce2c57b_story.html
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!