Лора Костеа

,

Свет во тьме

Свет во тьме

Свет во тьме

По мере того, как дни становятся темнее, а вместе с ними и весь наш мир всё больше обволакивают сумерки неопределённости, мы вполне можем задаваться вопросом: где же обещанный свет в конце туннеля? И когда мы до него доберёмся? Бывают дни, когда кажется, что стены антисемитизма смыкаются вокруг нас.

Если это так, то Ханука нам сейчас нужна больше, чем когда-либо. Эти огоньки в окне могут быть маяками, вдохновляющими символами надежды нашего народа. По сути, в моменты, когда мир тускнеет на глазах, ханукия в окне может стать самым упрямым актом любви из всех нам доступных.

Учитывая события, произошедшие в мире за последние полтора года, еврейским мужчинам, женщинам и детям во многих странах за пределами Израиля может потребоваться немалая смелость веры, чтобы поставить менору на окно.

Даже за год до атаки 7 октября NPR (National Public Radio) сообщало, что многие американские евреи опасаются открыто праздновать Хануку из-за растущего антисемитизма. Еврейка Бет Ричман заявила: «Ставить зажжённую менору на окно действительно кажется весьма рискованным, безусловно… Пугающие времена».1 При этом, хотя миссис Ричман не постеснялась рассказать о своих опасениях открыто праздновать Хануку, она точно так же без стеснения заявила, что зажжёт менору, несмотря ни на что.

Это будет далеко не первый раз в истории, когда мы выстояли, несмотря на страх. И мы не унываем, потому что тысячелетия существования еврейского народа научили нас тому, что Бог всегда даёт нам свет, даже в самой кромешной тьме.

Вот четыре причины зажигать менору в эту Хануку с сердцем, полным надежды.

Великое чудо было там

Трудно представить себе место, где надежда угасала бы быстрее, чем в нацистских концентрационных лагерях. Но даже во времена непроглядной тьмы Холокоста были вдохновляющие истории евреев, которые находили способы почтить Бога за Его верность. Вот одна из таких историй.

«Выживший в Холокосте Йехезкель Херштик, которому тогда было лет 12, вспоминает, как его вместе группой других евреев, перегоняли пешком из концлагеря в Сэчеле в другой румынский концлагерь в Илиоара. Проходя через мост, они остановились, зажгли свечи вдоль парапета моста, прочитали ханукальные молитвы и продолжили свой путь».2

Возможно, зажигание свечей на мосту было дерзким актом надежды, их способом сказать Богу: «Мы всё ещё здесь, ведь Ты не забыл нас. А мы помним о Тебе». Возможно, они помнили обетования, что наша идентичность как народа, как нации перед Господом никогда не будет стёрта. Эти люди, вероятно, цеплялись в тот момент за слова нашего пророка Исайи:

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).

Может быть, в этом году произойдёт новое чудо — дарованное Богом чудо надежды во времена самой глубокой тьмы на памяти большинства живущих ныне евреев. В конце концов, еврейский народ во времена Маккавеев столкнулся с тьмой, намного более жестокой, чем нынешний подъём антисемитизма. Они подверглись насильственной ассимиляции и стали свидетелями осквернения Храма. Согласно древней традиции, именно в этой обстановке Бог сотворил чудо с маслом: то, чего должно было хватить только на один день, прослужило восемь.

Обязательным аспектом каждого из наших праздников является наставление нашим детям о верности Господа. А в истории Хануки есть и история о детях, которые изучали Божье Слово и учились сопротивляться гнёту.

Даже дети могут вносить свой
вклад в сохранение памяти
народа о Божьих обетованиях.

Эта история, хотя, вероятно, и апокрифическая, гласит, что во времена оккупации Антиоха, когда дети собирались вместе, чтобы поиграть, они на самом деле изучали Тору, что было запрещено оккупационными властями. Когда солдаты проходили мимо, дети доставали свои простенькие игрушки, чтобы сделать вид, что они играют. Они оказывали тихое сопротивление. Даже если эта история не соответствует реальности, она показывает, что наш народ всегда ценил упорство веры в Бога в смутные времена, и что даже дети могут вносить свой вклад в сохранение памяти народа о Божьих обетованиях. 3

Слова Бога, подобные приведенным выше из Исайи, всегда были нашей опорой. Ханукальный гимн «Маоз Цур» («Оплот крепости») — это песня памяти и хвалы Богу за то, что Он неизменно приходит на помощь в самые мрачные моменты нашей истории. Там есть очень сильная фраза: «И слово Твоё сокрушило их меч, когда наши собственные силы оставили нас».4 Зима, и буквальная и фигуральная, — это не только время празднования Хануки, но и время вспомнить обетования и воздать славу Тому, кто привёл нас к Хануке и повёл дальше. Давайте продолжать дело храбрецов, которые шли этим путём до нас, и давайте помнить три вещи: мы страдали и раньше, мы сопротивлялись и раньше, и Бог в такие моменты всегда приходил нам на помощь.

Интересно отметить, что для евреев, живущих в Израиле, ханукальный слоган звучит по-другому: «Великое чудо было здесь» [а не «там»]. Мы надеемся и молимся о таком чуде в Израиле и сегодня.

Любовь сильнее страха

Каждый из нас может внести свой вклад в изгнание страха, используя дары, данные нам Богом, и проявляя любовь к тем, кто рядом с нами.

У многих евреев есть близкие, которые всё ещё сражаются со вполне себе физическими врагами на передовой. И мы знаем, что история Маккавеев — это история, полная экшена и безрассудной храбрости в бою. Однако многим евреям по всему миру сегодня приходится противостоять невидимому — хотя и не менее реальному — врагу внутри нас самих: страху.

«Не бойся».

Бог знает, с чем нам предстоит столкнуться в этом мире. Возможно, именно поэтому одна из самых часто повторяющихся в Библии заповедей — «не бойся». Мы способны сделать осознанный выбор любить Бога сильнее, чем бояться зла. Видя рост проявлений антисемитизма во всём мире, неудивительно, что некоторые из нас опасаются того, что может случиться, если у них в окне будет стоять зажжённая менора. И какой-нибудь молодой матери, живущей в диаспоре, возможно, потребуется немалая храбрость, вдохновлённая силой любви и преданности своей семье и своему народу, чтобы решиться выставить ханукальные огни напоказ. Любовь усиливает свет, поэтому Ханука — это больше, чем свечи и масло; это акт стойкости в надежде на Бога и акт преданности своему народу.

Эта заповедь из Танаха подтверждают и еврейские авторы Нового Завета. Один из них, Иоанн, сказал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:18).

Если вы когда-либо зажигали ханукию, вы знаете, что это особенный момент. Когда сгущаются сумерки, все собираются вместе, чтобы смотреть и слушать. Свет меноры собирает вокруг себя всех в доме. Возможно, это единение, это собрание у окна, чтобы смотреть на свет, является символом того, что значит быть евреем и любить Бога больше, чем бояться тех, кто хочет нас уничтожить.

Перестать быть евреем невозможно

Как-то мы с подругой сидели в реформистской синагоге. После того как женщина из общины прочитала недельную главу Торы, раввин прокомментировал прочитанное и спросил, есть ли у кого-нибудь вопросы. Один пожилой мужчина в конце зала поднял руку и спросил: «Можем ли мы отказаться от избрания?» — спросил он. Раввин пожал плечами и сказал: «Нет», — и это явно был ответ, которого мужчина ожидал, потому что он тут же, не медля ни секунды, возразил: «Ну, мы же не выбирали быть избранными!»

На самом деле, мы можем выбирать, родиться нам евреем или неевреем, не больше, чем место или время своего рождения. Подсознательно каждый из нас ощущает всем своим существом то, что Господь сказал пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (1:5, выделено автором).

Вы родились среди еврейского народа не просто так. Вы часть большей истории: народа Израиля, которому принадлежит история Хануки и многие другие. Он избрал вас, и это свершившийся факт вне зависимости от того, чувствуете вы это или нет, видите или нет. Да, Бог видит и заботится о еврейском народе в целом. Он также видит и заботится о вашем сердце, вашей личной истории.

Верой мы можем сказать: «Он не отказался от нас. Мы тоже не сдадимся».

Иисус сказал: «Я свет миру»

Когда я сегодня смотрю или читаю новости, мне порой становится невыносимо. Я закрываю компьютер, закрываю глаза, и в моей голове проносится ещё одна сцена — ещё один пострадавший. Я вспоминаю, что мой еврейский Мессия тоже истекал кровью. Его жертва даёт мне смелость надеяться, независимо от того, насколько тёмным становится мир вокруг.

Многие люди отмечали, что Ханука идеально подходит ко времени года, когда она празднуется: как раз тогда, когда в сутках максимально преобладает тьма и меньше всего солнечного света. Иисус также пришёл в один из самых темных периодов нашей истории, во времена римской оккупации, и сказал: «Я свет миру» (Иоанна 8:12). Это довольно странное заявление о себе. Кто когда-либо мог себе представить, что свет может быть человеком? Но нести свет миру было, по сути, описанием служебных обязанностей Мессии.

Он указал нашим сердцам путь к примирению с Господом и показал нам, как доверять Богу до конца, даже несмотря на худшие проявления жестокости и насилия в этом мире. Фактически, он пошёл на риск быть побитым камнями за это учение о Боге и себе, которое изложил во дворе Храма в один из ханукальных вечеров (Иоанна 10:32).

Иисус принёс свой свет во тьму для нас, когда вошёл в нашу историю. И теперь мы ждём с надеждой, что Мессия вернётся и принесёт мир раз и навсегда.

Отражение Божьего света

Солнце является источником света само по себе, луна же всего лишь отражает его. И отражение это очень красиво, но всё же это только отражение. Точно так же мы не можем создавать или излучать собственный свет. Но мы можем отражать свет Бога.

Когда мы боремся со страхом зажечь свечи в темноте, давайте помнить, что именно свет Бога меняет нас.

Хотя мы для краткости просто зовём наш зимний праздник Ханукой, другое его название — Праздник освящения. Потому что, каким бы невероятным ни было чудо масла и какими бы героическими ни были Маккавеи, самую глубокую радость нам принесла именно возможность освятить Храм и снова поклоняться нашему Богу. В этом году давайте заново освятим себя так же.

И когда бывает трудно найти радость, когда трудно войти в состояние поклонения, мы всегда можем попросить Его помочь нам вспомнить. Может быть, именно в этом и заключается суть наших праздников. Традиционное благословение «Шеэхеяну», которое читают на Хануку, гласит: «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени». Мы зависим от Него во всём.

Когда вы ставите менору на окно, она даёт свет не только тем, кто находится в доме, но и всем, кто проходит мимо. Это маяк для мира, который говорит, что мы доверяем Богу Израиля. И когда это доверие выстрадано в подлинной борьбе, оно чаще всего оказывается наиболее глубоким и настоящим.

И так же как луна кажется тем ярче, чем темнее небо, — возможно, Его свет сияет в нас ярче всего, именно когда мы находимся в самом темном периоде нашей жизни.


Примечания

  1. Причеп, Дина. Многие американские евреи опасаются открыто праздновать Хануку на фоне участившихся случаев антисемитизма. NPR, 18 декабря 2022 г.
  2. Фрост, Наташа. Даже среди ужасов Холокоста многие евреи находили способы отметить Хануку. History, 20 декабря 2019 г.
  3. История и символика ханукального дрейдла Толдот, 29 ноября 2021 г.
  4. «Оплот крепости (Маоз Цур)», My Jewish Learning, дата обращения 16 декабря 2024 г.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса