Тайна пасхальной чаши
Пасхальная чаша – один из ключевых символов дня, известного как праздник искупления нашего. Тем не менее, в первоначальном тексте истории Пасхи нет ни одного упоминания о чаше. Единственное библейское упоминание о чаше, связанное с Пасхой, находится в Новом Завете. Когда Иисус праздновал Пасху со Своими учениками, Он как минимум дважды использовал чашу во время вечери, чтобы сделать важные заявления о Себе (Луки 22:17,20). Каково же значение чаши, которую Иисус поднимал, соблюдая пасхальные традиции?
В еврейских Писаниях чаша часто используется как символ Божьего суда. Например, в Ветхом Завете упоминаются чаша гнева, чаша суда, чаша трепета и чаша ужаса и горя. Также мы видим, как псалмопевец Давид восклицает: «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Псалом 115:4). Таким образом, чаша может символизировать одновременно гнев и избавление, суд и благословение.
Но ни одно из таких мест Писания не говорит о Пасхе. И все же в историю Пасхи прекрасным образом вплетены темы суда и спасения. Бог явил Свой суд египтянам, но сохранил израильтян, которые послушались Его и помазали косяки своих дверей кровью агнца. Каждый год еврейские семьи пересказывают эти события во время седера – традиционного ужина, посвященного Пасхе.
Тем не менее, то, как чаша стала символом Пасхи, остается загадкой. Мы точно знаем, что во времена Иисуса поднятие чаши было официальной частью пасхальной традиции. Более того, древний раввинистический источник, Мишна, указывает, что во время пасхального седера из чаши следует пить четыре раза (Песахим 10:1). Эта традиция сохраняется и по сей день.
Каждый раз, когда чаша наполняется, она получает новое название. Бытуют разные мнения по поводу того, что символизирует та или иная чаша. Большинство согласно, что первая чаша – это киддуш, что значит освящение. Этой чашей мы начинаем пасхальный седер. Вторая чаша называется чаша казней. Третью называют либо чашей искупления, либо чашей благословения. Четвертая же часто называется халлель, что значит хвала, однако в одних традициях ее называют чашей принятия, тогда как некоторые используют название «чаша Илии». В последнем случае вторую чашу (казней) соединяют с чашей халлель, потому что мы славим Бога за казни, которые Он использовал, чтобы вывести нас из Египта.
Больше еврейская традиция ничего не говорит нам о чашах, кроме того, что они должны быть наполнены красным вином, чтобы напоминать нам о крови пасхального агнца.
В Новом Завете упоминается одна из чаш, которая была поднята после вечери, традиционно – третья чаша. Иисус объясняет ее как «… новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:20). Апостол Павел называет ее так: «чаша благословения, которую благословляем», а также «чаша Господня» (1 Коринфянам 10:16,21)
Иисус и Павел взяли нечто из еврейских традиций, чтобы дать откровения, которые раньше известны не были. Называя чашу «новым заветом в Моей крови», Иисус делает прямую отсылку к обетованию из Иеремии, 31 глава. Бог сказал, что заключит новый завет, потому что «тот завет Мой они нарушили» (Иеремии 31:32). Нарушение завета с Богом должно было повлечь за собой Его гнев и суд – ужасная чаша! Но вместо этого Бог пообещал новый завет милости и спасения.
Иисус объявил, что этот новый завет придет через чашу спасения в Его крови. Чаша искупления символизировала гораздо большее, чем исход еврейского народа из Египта. Она символизировала план и предназначение Божье на все будущие века. Суд и спасение, гнев и искупление собраны вместе в тайне одной чаши, значение которой Мессия объяснил в тот вечер. Иисус не говорил о чаше как о чем-то чисто символическом. Он описывал события, которые должны были вскоре произойти в Его жизни.
Позднее в тот вечер Он взывал к Богу в страданиях и молитве: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Будучи человеком, Иисус мог желать, чтобы эта чаша суда, которую заслужили все люди за нарушение завета с Богом, миновала Его. Однако, будучи послушным Сыном Божьим, Иисус знал, что чаша благословений сможет излиться во спасение многих только, если сначала Он выпьет из чаши Божьего суда над всем человечеством.
Несмотря на боль из-за отделения от Отца, наш Господь хотел испить из той чаши, понести то наказание, пережить тот ужас и смерть, чтобы мы могли быть освобождены и прощены. Неудивительно, что апостол Павел называет это чашей благословения. Что может быть большим благословением, чем то, что принес Мессия через свою смерть, погребение и воскресение?
Называя это чашей благословения, как говорилось в еврейской пасхальной традиции, апостол Павел указывает на сильную связь между Песахом (Пасхой) и причастием, хлебопреломлением. Корни данного таинства уходят глубоко в извечный Божий план, который раскрывается на страницах Писания, а также в традициях избранного Божьего народа.
Эта чаша является воплощением проблемы суда/наказания и обетования искупления. Она напоминает мне о другой чаше, которая совмещает в себе вопрос/проблему и обетование.
Помните Иосифа и его братьев? После того, как они предали его и продали в рабство в Египет, Бог поднял Иосифа до уровня великого признания и власти. Во время голода его братья пришли в Египет, чтобы купить зерна. Они не узнали своего брата в этом начальнике земли египетской, однако Иосиф их узнал. Он скрыл свое родство с ними и приказал им прийти с самым младшим братом, чтобы доказать, что они не соглядатаи.
У Иосифа был план. Он спрятал свою серебряную чашу в мешке самого младшего брата. Когда сыновья Иакова возвращались домой в второй раз, слуги Иосифа остановили их. Они нашли чашу Иосифа и обвинили Вениамина в краже. Та чаша стала обвинением для Вениамина и символом суда/наказания – верной смерти, как они думали. Братья в ужасе разодрали свои одежды и вернулись с Вениамином в Египет.
Там они узнали об истинном происхождении этого начальника над Египтом. Они, наконец, воссоединились с братом, который имел полное право казнить их всех, за исключением самого младшего (казнить не за кражу чаши, а за то, что продали его в рабство). Чаша, возвратившая их в Египет, была для них символом суда/наказания и смерти. Однако она привела их к моменту искупления и прощения.
Как же я хочу, чтобы мой еврейский народ нашел искупление, исцеление и прощение в чаше нового завета через Мессию Йешуа (Иисуса)! Я молюсь, чтобы каждый евангелизационный трактат, который раздают сотрудники «Евреев за Иисуса», каждая книга и каждое видео, которое мы отправляем по почте, каждое евангелизационное посещение стало подобно чаше Иосифа, спрятанной для Божьего замысла и ведущей ко спасению в Иисусе. Вспоминая историю Пасхи, празднуя победу Агнца в праздник Его воскресения, позвольте попросить Вас присоединиться ко мне в молитве за то, чтобы тайна этой чаши благословения, которую мы благословляем, стала известна всему моему еврейскому народу.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!