Ценность музыкального служения
Предположим, у кого-то есть огромный ресурс для достижения важной цели, но он редко им пользуется. Предположим, что этому человеку не удалось добиться поставленных целей другими средствами, однако можно было бы легко достичь намеченного с помощью этого неиспользованного актива. Тело Мессии располагает таким Богом данным ресурсом, которым оно постоянно пренебрегает или использует неумело. Этот актив — музыка!
Бог определил музыке важную роль. Церковь же изменила суть этой роли. Часто музыка используется просто как такая себе разогревочка перед проповедью или как способ заглушить шум во время сбора пожертвований. Мы всегда готовы слушать проповеди и учение, потому что осознаём их ценность и свою нужду в наставлении, назидании и воспитании. Однако мы не уделяем соразмерного внимания музыке и той роли, которую для неё определил Бог. Проповедники рассказывают людям о том, что важно, а учителя разъясняют, почему это важно, но музыкальные служители (чьи обязанности соответствуют обязанностям ветхозаветных левитов) просто делают то, что важно, без всяких объяснений.
В Писании музыка в качестве элемента поклонения упоминается гораздо чаще, чем проповедь. Даже утверждение Павла в Послании к Римлянам о том, что вера приходит от слышанья Слова Божьего, относилось в первую очередь к музыкальному представлению Писания, которое присутствовало в древнееврейском богослужении. По сей день Священное Писание в синагоге читают нараспев и многие места пропевают, а служитель, ведущий богослужение, называется «кантор» (в переводе с латинского «певец»).
Вдохновенная проповедь, безусловно, играет важную роль, но я думаю, что на небесах не будет ни проповедей, ни призывов, ни объявлений. Нам не понадобятся наставления и увещевания, так как мы и без того будем знать, как угодить Богу. Однако, исходя из моих знаний о поклонении, описанном в Писании, я действительно считаю, что на небесах будет много пения.
Я думаю, что Богу нравится музыка. Он хочет, чтобы она присутствовала в жизни Его народа как средство поклонения Ему. Музыка — это дарованное Богом транспортное средство. Хотя музыка воспроизводится и воспринимается на физическом уровне, она выходит за рамки физического мира. Через музыку Бог может поднять нас на те высоты, которые попросту недостижимы без Его помощи.
Музыка возносит нас к познанию
Музыка проговаривает к человеку в целом. Она проносит своих слушателей через их эмоции, чтобы они взыскали и познали Бога и сердце их обратилось к служению Ему.
В одном из рассказов нашего аудиосборника «Еврейские доводы в пользу Иисуса» Нэнси Гинстлинг описывает, как она впервые стала размышлять об Иисусе. Она услышала «Страсти по Матфею», произведение И. С. Баха, прославляющее Бога через музыкальное провозглашение евангелия. Очевидно, «Страсти» в своё время невероятно тронули сердце еврейского дирижера Феликса Мендельсона, когда оркестр исполнял их под его руководством, потому что вскоре после второго исполнения этого произведения Мендельсон стал христианином. Та же самая музыка так глубоко тронула Нэнси, что она начала задумываться о знании, которое скрыто вне физического мира, и это было началом того пути, который в конце концов привел её к Иисусу.
Музыка может запечатлеть в себе определённые события и впечатывать их в сознание своих слушателей, вызывая отклик в их сердцах. Песнь из 19 стихов в 15 главе Исхода чествует победу Израиля над Египтом. Припев в 21 стихе излагает краткую суть событий. Его исполнял женский хор, танцевавший с тимпанами во главе с бойкой старушкой Мириам. Из этого припева родилась наша современная хвалебная песня: «Воспою я Господу, ибо высоко превознёсся Он; коня и всадника его ввергнул в море». Это, безусловно, свидетельствует о том, что музыка как форма поклонения неподвластна времени.
Музыка обращает наши сердца к хвале и поклонению
В древние времена пение было главным средством совместного поклонения. Это подтверждают многие места Писания. У нас есть псалмы и другие песни из разных книг Библии. В описаниях обязанностей священников и левитов, которым предписывалось использовать пение и ударные инструменты (описанные в I Паралипоменон 15:16 и далее, и 25:1), мы видим ещё больше доказательств роли музыки в древнееврейском богослужении.
Музыка ведёт нас по дорогам воспоминаний
Храмовые песни использовались для запечатления в памяти определённых фактов, точно так же как около 500 лет назад использовался катехизис с его обучающими вопросами и ответами.
На протяжении веков музыка остаётся средством обучения. Хотя закладываемый в неё урок не всегда был богоугодным или содержал в себе истину, всё же довольно многие музыкальные произведения были написаны любящими Бога людьми, выражавшими в музыке свою искреннюю веру. Чарльз Уэсли, которого называли «поэтом методизма», так страстно любил сочинять гимны, что часто писал во время путешествия в дилижансе и даже верхом. Из 748 методистских гимнов не менее 121 принадлежат перу Чарльза Уэсли. Его произведения смогли преодолеть не только время, но и межконфессиональные различия.
Ранее упомянутые «Страсти по Матфею» были названы «высшим культурным достижением всей западной цивилизации». Бах написал это произведение на основе 26–27 глав Евангелия от Матфея как проповедь, положенную на музыку. Он задумывал его как литургию, в которой будут участвовать все присутствующие, переживая заново скорбь, раздумья, тихую радость и решимость нашего Мессии, когда Он готовился умереть за грехи мира. Весь драматизм событий Бах использовал для того, чтобы вызвать у слушателя эмоции. Структура произведения состоит из переходов от речитативного изложения Писания к музыкальным размышлениям об изложенных в нём событиях. Слова, взятые из Песни Песней Соломона, пробуждают в слушателе чувства любви и благоговения, но также обостряют в нём боль и скорбь о том, на какие муки пошёл Мессия в высшем выражении божественной любви. Два хора представляют ветхозаветных и новозаветных верующих. Бах хотел, чтобы и исполнители, и прихожане участвовали в пении хоралов. Вся композиция представляет собой невероятно эмоциональное воспоминание о страданиях и смерти Мессии.
Другое, более широко известное музыкальное произведение — «Мессия» Генделя. Многие сердца обратились к Иисусу, услышав это великое музыкальное изложение Божьего плана спасения.
Музыка возносит нас к духовному исцелению
Я знаю историю девушки, которая долгое время находилась на гастролях со своим студенчески хором. Ко времени последнего из запланированных концертов захватывающее совместное путешествие превратилось в изнурительную рутину. От недосыпа и усталости участники хора ссорились и сплетничали за спиной друг у друга. Возможно, почувствовав их усталость, руководитель хора решил подбодрить их, сказав: «Сегодня вечером пойте небесам».
Когда они надели мантии и выстроились, девушка задумалась: «Что он имел в виду? Наверное, он хочет, чтобы мы пели для Бога, а не для публики». После десятков концертов заученные слова песен давно потеряли для них смысл. Теперь, сосредоточившись на своей новой «аудитории», ей пришлось сосредоточиться и на словах.
С первой же ноты горло перехватило так, что девушка не могла петь. Осознание этих прекрасных слов любви и преданности Мессии вызвало слёзы, которые неудержимо текли по её лицу. Не обращая уже внимания на человеческую аудиторию, она одними губами произносила текст, превратив его в молитву к Богу. Через это она осознала свою мелочность, ревность и злословие, и призналась в них Богу, пока «пела». В антракте она попросила прощения у тех, с кем была в ссоре или в не очень хороших отношениях. Во второй половине концерта она попыталась взять себя в руки и всё-таки петь, но снова не смогла. С очистившимся сердцем и ясным как никогда разумом, всякий раз, когда она пыталась петь, на неё непреодолимой волной накатывалась и переполняла любовь и благодарность к Богу. Проплакав весь концерт и произнося слова одними губами, она поняла, что её сердца невероятно коснулось служение, в котором она должна была быть проводником для других.
Музыка поднимает в нас желание свидетельствовать окружающим
Музыка, написанная не только о Боге, но и как обращение к Нему, глубоко касается сердец. Иногда верующие испытывают чувство вины за то, что испытывают при этом слишком уж большое наслаждение в мире, который, безмятежно и ни о чём не подозревая, уверенным шагом идёт в вечность без Христа. И всё же Бог повелевает, чтобы в нашем провозглашении для этого погибающего мира была радость. Это не панихида по потерянному человечеству и не легкомысленное пение беззаботных детей. Это живое послание триумфа и победы в Мессии.
Но, возможно, как раз из-за этого чувства вины, что мы якобы получаем «слишком много» удовольствия от поклонения, мы склонны считать христианскую музыку развлечением, а не служением. Делая это, мы обесцениваем и принижаем значение музыкального служения в Божьем замысле. Если мы относимся к призванию и умению музыканта служить Богу через музыку как к инструменту для развлечения, а не для искупления, то мы препятствуем нашим музыкальным служителям, современным левитам, выполнять возложенные на них Богом обязанности.
Конечно, мы должны уделять должное время проповеди и молитве, ведь ни одно из служений не является менее важным, чем другое. Однако они не должны подминать под себя музыку, которая является столь же действенным средством совместного поклонения. Церковь может нести Божье послание и возносить молитвы, воспевая истину так же, как и просто произнося её.
Музыка ведёт нас к единству друг с другом и с Богом
Когда Божий народ соединяет свои голоса, воспевая Ему, возникает великолепное единство. Это единство, которое касается сердца самого Бога!
Софония 3:14-17 говорит нам, что, когда мы поём в радости, Сам Бог отвечает песней. Когда мы приносим в дар Богу свои голоса и песни, Он поддерживает наши мелодии счастья. Он превращает это во всеобъемлющую гармонию, которая звучит во всех небесных чертогах. И мы обнаруживаем, что сливаеся с Ним и друг с другом в танце единства, ведь когда поёт сердце, танцует душа.
Музыка возносит в небесные дворы
Представьте себя в небесных дворах Царя. Как описано в Книге Откровения, главах 4 и 5, вы слышите, как четыре животных бесконечно восхваляют Бога, воспевая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт». Двадцать четыре старца приветствуют вас, и вы подхватываете их песню: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил всё…». И постоянно растущее число поклоняющихся сливается в хоре с неисчислимым множеством ангелов, возвышающих свои голоса в одном великом славословии: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Музыка льётся, как бурлящая река, как ревущий прибой и всё заглушающий гром, и несёт вас в присутствие Ветхого Днями, чтобы вечно поклоняться Ему всем своим существом.
Неужели эта мысль не пробуждает в вас жажду, любовь и желание прославить Бога? Божье назначение для музыкального служителя Церкви —вдохновлять Его народ на святое поклонение вплоть до того дня, когда мы все соберёмся в небесном тронном зале, где будем петь Ему хвалу вечно. Я молюсь о том, чтобы мы не забывали наших музыкальных служителей и вложенный в них Богом ресурс для служения, и чтобы они были больше похожи на левитов древности — людей с сердцами истинных поклонников, призванных направлять свою аудиторию в присутствие Божье.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!