Верят ли евреи в существование греха?
Что такое грех?
Слово «грех» обычно вызывает у людей внутренний и внешний дискомфорт. Но что такое грех? Что именно передает это слово, заставляя нас так бурно реагировать? Русское слово «грех» имеет славянское происхождение и изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огрех»). Английское «sin» происходит от латинского «sont-is», что значит «виновен». В библейском греческом языке слово «грех» (амартия) означает непопадание в цель — как если бы кто-то бросал копье, чтобы поразить мишень, но промахнулся.
Грех – это все, что в нашей жизни становится выше Бога.
В каком-то смысле понятие греха включает в себя все эти значения: ошибка, промах, чувство вины, зависимость от привычных пороков, понимание необходимости искупления. Грех — это то, что встает на нашем пути и отделяет нас от Бога (как описано в 4 главе Бытия). Это то, что порабощает и отвлекает нас от Его святости и верховной власти. Это все, что в нашей жизни становится выше Него. Это любое действие, которое мы совершаем, не прислушиваясь к Богу.
Большинство евреев верят в грех (хотя бы раз в год, в Йом Кипур)! Йом Кипур-День искупления — самый святой и самый мрачный день еврейского года. Этим праздником завершаются Десять дней раскаяния, которые начинаются с Рош hаШана (еврейского Нового года). Как и Рош hа
Шана, Йом Кипур – это праздник, устремленный в будущее, когда мы готовим себя к наступающему году через пост, покаяние и исповедь.
Еврейское ортодоксальное понятие греха
Стивен вырос в ортодоксальной еврейской семье. Он ходил в еврейскую школу, прошел бар-мицву и соблюдал праздники. Однако, когда ему исполнилось 15 лет, его родители начали экспериментировать с более либеральным еврейским образом жизни. Возможно, это был бунт против ее собственной матери, но мать Стивена начала делать свиные отбивные — блюдо, ранее запрещенное в семейном меню и чуждое их вкусовым рецепторам. В то же время, его отец купил дымовую пожарную сигнализацию, которая, как поначалу казалось, к отбивным отношения не имела. Зато на случай пожара у них все было готово.
Но так случилось, что сигнализация срабатывала всякий раз, когда мать готовила свиные отбивные. Ее пронзительная сирена выводила из себя обычно спокойное семейство. Иногда сигнал тревоги сопровождался еще и дымом. Отец Стивена шутил, что это, наверное, Бог пытается им что-то сказать. А именно, что свинину есть нельзя. Остальная часть семьи восприняла это замечание как шутку, и кулинарные эксперименты продолжились. Тем не менее, с тех пор свинина всегда готовилась под аккомпанемент орущей сигнализации. В конце концов, отец Стивена принял решение, которое само напрашивалось. Он избавился от пожарной сигнализации!
Конечно же, ее демонтаж не решил проблему. Фактически, это повысило вероятность опасности. В попытке отвергнуть наличие проблемы они просто отключили сигнал предупреждения! Именно так многие из нас решают проблему греха. Мы можем отказаться признавать, что грех вообще существует, особенно когда дело касается наших собственных грехов.
Возможно, нам не нравится признавать проблему греха, потому что мы не уверены, что у нее есть решение.
Само слово «грех» доставляет нам дискомфорт. Может быть потому, что нам нравится думать о себе как о «современных, рациональных людях XXI века», которым не нужны такие «архаичные» концепции. А возможно, нам не нравится признавать проблему греха, потому что мы не уверены, что у нее есть решение. Если бы мы сейчас услышали звук, предупреждающий, что мы совершаем ошибку, многие из нас предпочли бы не обратить на него внимание.
Один из таких предупреждающих сигналов — звук шофара на Рош hа`Шана, каждый год призывающий наш народ к покаянию. Слишком часто мы стараемся ослабить значение этой литургической сигнализации. Мы избегаем неприятных аспектов его значения, часто относясь ко греху и покаянию как к какому-то древнему второстепенному вопросу. Переосмысливая, переориентируя и пересматривая этот четкий сигнал, мы делаем его более удобным для себя.
Откуда берет начало вера евреев в грех?
Еврейские Писания часто ссылаются на грех, но не дают ему ни объяснения, ни определения. Предполагается, что читающий Библию человек уже знает, что между добром и злом есть разница. Бог действительно дал набор правил — что можно делать и чего нельзя (например, убийство запрещено). Но проблема греха гораздо глубже, чем простое подчинение или неподчинение правилам.
Через Священное Писание Бог непрестанно показывает, что у нас есть выбор: мы можем идти либо Его путем, либо своим. Любить Бога — значит выбирать Его путь. Другое направление движения включает в себя бесчисленное количество возможностей служить себе любимому.
В конечном счете, грех связан с предрасположенностью сердца — склонностью идти своим путем, а не путем Божьим. Ярким примером ожесточенного сердца, которое отвергает живого Бога и восстает против Него, является фараон. В Библии сердце часто описывается как что-то, нуждающееся в ремонте или замене из-за повреждений, нанесенных ему грехом. Для описания людей, которые не были послушны Богу, пророки часто использовали термин «необрезанные сердца». Пророк Иеремия передает нам слова Бога:
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9).
Правдивость этого заявления трудно отрицать. Мало кто будет возражать против существования греха. Однако вопрос о том, как и почему грех вошел в мир, часто занимает центральное место в «иудейско-христианских» дебатах. Еврейские богословы быстро находят основные различия в еврейских и христианских взглядах на происхождение греха. Христианское учение утверждает, что когда Адам и Ева согрешили, все человечество было заражено их греховностью. Традиционная еврейская мысль не только не согласна с этой точкой зрения, но часто приводит отрицание этой доктрины как характерную черту еврейской веры:
«Никогда не было придумано более отвратительной теории, чем теория первородного греха. Она совершенно чужда еврейской мысли и Библии, не смотря на то, что христиане используют притчу о Саде, чтобы дать ей божественное одобрение»[1].
«Первородный грех» — это еврейское понятие?
Многие бы удивились, обнаружив, что понятие «первородного греха» встречается в древних еврейских письменах. Сэмюэл Кохон, экс-профессор богословия и богослужения в Hebrew Union College, так объяснял изменчивую природу еврейских взглядов на грех в первые века нашей эры:
«Примерно во времена зарождения христианства за статус официальной в иудаизме боролись три основных концепции греха.
-
- Первая утверждала, что развращенность нации является наследственной.
- Вторая давала очень туманное объяснение, что все же существует связь между грехом Адама и тем, что его потомки несут на себе бремя наказания за этот грех (без определения точной природы этой связи).
- Третья точка зрения рассматривала всякий грех как плод собственных поступков человека»[2].
Похоже, Библия утверждает, что мы совершаем грехи потому, что мы уже грешники.
Поскольку первые последователи Иисуса продолжали придерживаться традиционного взгляда на грех, как на последствие грехопадения Адама, еврейские учителя Закона уделяли больше внимания греху, как результату исключительно наших собственных действий. Возможно, именно потому, что последователи Иисуса считали грех осквернением вселенского масштаба, раввины его отрицали и решительно выступали против.
Сегодня христиане все еще учат, что греховные поступки человека проистекают из его греховной природы. Раввины учат, что состояние греховности наступает после факта согрешения. Однако Библия, похоже, указывает на то, что мы совершаем грехи потому, что мы уже грешники.
Кохон продолжал описание раввинстических взглядов на грех в последующие столетия, подчеркивая, что они «имеют характер случайных, неофициальных и частных мнений без какого-либо налета категоричности»[3].
Самое распространенное из этих мнений — это «йецер ха-тов вэ йецер ха-ра» (доброе начало и злое начало). Эта концепция гласит, что у нас есть потенциал как для добра, так и для зла, и мы должны выбирать. Но часто это мнение упоминается лишь как дань уважения еврейскому фольклору, а не как реальная проблема, требующая решения. Подобно «сглазу», это часть нашей традиции, а не часть повседневной реальности.
Многие взгляды на грех, которые сегодня разделяет еврейское общество, совпадают с нееврейской мыслью, вдохновленной либо психологией, либо философией, либо множеством разновидностей религии Нью Эйдж. Первая пытается переложить вину на кого-то или что-то другое, вторая вообще отрицает наличие такой проблемы. Согласно мнению Нью Эйдж, мы все являемся частью Бога, в отличие от библейского представления о Творце, отделенном от его творения.
Добро, зло, грех и относительность
Споры о природе добра и зла не прекращаются с момента зарождения философии. В наше время зло часто пытаются оправдать или переименовать. Аллан Блум в книге «Закрытие американского разума» признал наличие этой тенденции среди студентов современных американских университетов. На вопрос, кого они считают злом, был лишь один ответ — только Адольфа Гитлера. Блум отметил:
«Они понятия не имеют, что такое зло. Они даже сомневаются в его существовании. А Гитлер – это просто еще одна абстракция и предмет для заполнения пустой категории. Хотя эти молодые люди живут в мире, в котором совершаются самые ужасные деяния и просто на улице можно стать свидетелями жестокого преступления, они остаются равнодушными. Возможно, они верят, что злые дела совершают люди, которые этого бы не делали, получи они надлежащее лечение. То есть для них ни злых поступков, ни злых людей не бывает. В этой комедии нет ада»[4].
Легко распознать грехи самых, как нам кажется, грешных людей. На ум сразу приходят убийцы, насильники и растлители малолетних. Однако подобное остается далеким от нас, обычно чуждым нашему собственному опыту. Вечерние новости представляют нам радикальные примеры греха, заставляя нас задаться вопросом, как и почему такое зло все еще существует «в нашем-то веке». Но при чем здесь «наш век»? Даже наш век передовых технологий не нашел способа справиться с вековыми проблемами человеческого сердца. Слепой фанатизм, ненависть и жадность по-прежнему на коне!
К примеру, политический процесс – уникальная возможность взглянуть вглубь человеческой природы. Ни один кандидат не смог избежать сеансов поливания грязью, не оказавшись в итоге сам в грязи с головы до ног. Но мы понимаем, что даже лучшие из них едва ли безупречны. Хоть нас и убеждают, что эту грязь вытаскивают на свет, чтобы раскрыть избирателям «истинную личность» оппонента. Поэтому наш выбор, в итоге, становится выбором меньшего из двух зол.
Как вы думаете, политический процесс создает их проблемы или просто вскрывает уже имеющиеся недостатки? Что же такое «проявляется» в людях? Откуда это взялось и почему мы тратим так много времени на то, чтобы это отрицать, скрывать или обвинять других в том, что у них этого больше, чем у нас?
У нас не все в порядке: мы поняли, кто наш враг. Это мы сами.
Несколько десятилетий назад бестселлер «Я в порядке, ты в порядке» помог изменить представление о природе нашей человечности. Наши недостатки были отвергнуты, потому что они рассматривались как «просто человеческие». Но это та самая проблема, которую нельзя было сбрасывать со счетов. Сегодня психологи уже начали это признавать. Появилось множество программ «Двенадцать шагов к …» и других групп самопомощи. Конечно, у нас не все в порядке: мы поняли, кто наш враг. Это мы сами.
Как насчет маленьких грехов?
А как быть с людьми, которые не совершают так называемых «больших» грехов, которые не находятся в центре политических или общественных событий, и даже их семьи не назовешь неблагополучными? В глазах всего общества они вполне нормальные, возможно, даже праведные. Но самые опасные грехи — как раз те, которые другим людям не видны, те, которые уже гниют в наших сердцах, и в которых мы никогда не каемся.
В эту категорию попадают все «нормальные, милые и добродетельные» люди. И не важно, что часто мы, не задумываясь, готовы удовлетворить собственное эго за счет других. Мы любим, чтобы наши собственные нужды восполнялись мгновенно, как будто бы мы заслуживаем этого больше, чем остальные.
Об этом же клевета или осуждение других — мы сами себя назначаем на должность судьи. Некоторые из нас могут присвоить добрые дела или таланты, данные Богом, и считать, что за это достойны славы мы, а не Бог.
А как насчет «маленькой лжи во спасение»? И не такой уж и маленькой? Какой человек не считает себя в праве решать, что его/ее путь следования за Богом (или не следования за Богом) абсолютно приемлем или достаточно хорош (с его точки зрения)? Все это способы намекнуть Богу: «Да будет воля моя, а не Твоя!»
Мы все ощущаем и понимаем, что грех — это проблема. Неважно, отрицаем мы его существование или нет, придумываем ему новые названия или не соглашаемся с его первоисточником. Это реальность, которую мы все должны принять. Бог послал в мир еврейских пророков, чтобы они стали для нас зеркалом, которое показывает, какие мы и наши поступки на самом деле. Божье послание людям всегда было и есть: «Я в порядке, а ты нет!»
Есть ли у грехов последствия?
Вывеска в кабинете одного стоматолога гласит: «Не нужно чистить зубной нитью все зубы, а только те, которые вы хотите сохранить». Вот кто умеет правильно объяснить! В одном предложении этот стоматолог ухитрился вместить проблему, ее последствия и решение! Таким было и послание древних пророков. Они провозгласили потрясающую весть в надежде, что мы увидим свою проблему и правильно среагируем.
Последствия нашего греха наступают немедленно и навечно. Бог провозгласил через пророка Исаию:
«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаия 59:2).
Грех – это помеха, которая держит нас отключенными, отделенными от Бога.
Отделение и изоляция от Бога мешают нашему общению с Ним. Это то же самое, как пытаться докричаться другу на другой континент через океан. Вашей искренности и силы голоса недостаточно. Чтобы наладить связь, потребуется телефон. Но не просто телефон, а такой, на линии которого не будет помех. Точно так же наши грехи — это помеха, которая держит нас отключенными, отделенными от Бога.
Еврейская мысль о грехе
Современные еврейские взгляды на вечные последствия греха разнятся. Многие верят, что весь еврейский народ уже по праву рождения имеет место в мире грядущем. Другие убеждены, что только наше время здесь, на Земле, имеет значение, и что мы сейчас несем ответственность за создание наших собственных небес и ада. Третьи считают само понятие осуждения архаичным, не имеющим отношения к современному обществу.
В «Тринадцати принципах» Маймонида о грехе конкретно не говорится, но о результатах нашего непослушания Богу упоминается. Одиннадцатый принцип гласит:
«С совершенной верой я верю, что Бог вознаграждает тех, кто выполняет заповеди Торы, и наказывает тех, кто их нарушает».
Еврейская вера в грех и практика его искупления
В Хумаше (одной из первых пяти книг еврейской Библии, в Торе) решение проблемы греха четко прописано в правилах, касающихся Йом Кипура. Сначала первосвященник приносил в жертву быка для собственного искупления. А затем становился ходатаем, совершая обряд искупления от имени сынов Израилевых. Вместо них убивали одного козла: его жизнью платили за их испорченные грехом жизни. Позже второго козла, называемого «азазель» (козел отпущения), прогоняли в пустыню — как символ наших грехов, забранных далеко от нас.
Один из еврейских комментариев к системе жертвоприношений объясняет ее важность:
«Жертва заменяла отдельную человеческую жизнь или жизни членов общины в ситуациях, когда Бог мог потребовать жизнь обидчика или кого-либо еще. Потому что все, кто стоял в присутствии Бога, действительно рисковали стать объектом божественного гнева. Но предотвратить такую опасность может заместительная жертва, в которой особенно важную роль играет жертвенная кровь, поскольку она есть символ жизни»[5].
Соблюдение Йом Кипура было дано Богом как решение проблемы греха. Но только пока Иерусалимский храм не разрушили римляне в 70 году н.э., положив конец эпохе заместительного искупления.
В то время равви Иоханан бен Заккай и его коллеги разработали другой план на День искупления. Они заявили, что в отсутствие Храма средствами искупления станут пост и молитва. Наш народ веками и до сего дня следовал этому плану. Однако внутреннее обновление, которое по идее должен приносить этот день, нам все еще недоступно. Мы игнорируем, даем другое название и даже стесняемся проблемы греха.
Просто делайте все, что в ваших силах. И делайте правильный выбор.
Грех и покаяние без Храма сегодня
Существуют современные теории тшувы (покаяния), но они предлагаются только тем, кто выбирает быть религиозным. Как будто бы это просто выбор образа жизни, а не насущная проблема, которая требует немедленного решения перед Богом. Создается впечатление, что менее религиозной части общества дают понять: «Просто делайте все, что в ваших силах. И делайте правильный выбор».
К сожалению, именно наша склонность называть неправильный выбор и действия «правильными» и есть первопричина большинства наших проблем! Мы очень далеко отошли от подробных и точных правил храмовой системы жертвоприношений. Рабби Йоханан бен Заккай и его коллеги сделали все возможное, чтобы предоставить альтернативу в отсутствие Храма. Однако они не учли, что в системе жертвоприношений было заложено убеждение, что кто-то другой не сделает за нас того, что мы не можем сделать за себя.
Грех и Новый Завет
Всего за несколько десятилетий до разрушения Храма другой еврей по имени Йоханан предложил другое решение проблемы греха. Однажды он увидел Иешуа (Иисуса) у реки Иордан. Указывая на него людям, он провозгласил: «Вот агнец Божий, который берет на себя грех мира».
Если нам кажется чуждым решение вопроса заместительной жертвы, которое дал Иисус, то может это потому, что мы упустили из виду реальность и серьезность проблемы греха?
Но характер Бога не изменился. Да и мы не доросли до того уровня, где нас бы не беспокоили те же старые проблемы, с которыми сталкивались наши предки. Но Бог не оставил нас без духовного оператора, который удаляет помехи в эфире и устанавливает стабильную связь с Ним:
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:23).
Данная статья была адаптирована на основе более ранней публикации «Евреев за Иисуса».
ССЫЛКИ:
- В. Фишер, Американский сионист, 5 ноября 1953 г., стр. 14.
2.Кохон, Самуэль, Очерки еврейского богословия (Цинциннати, Hebrew Union College Press, 1987), стр. 240.
3. Там же, стр. 240.
4. Блум, Аллан, Закрытие американского разума (New York, Simon and Schuster Inc., 1987), стр. 67.
5. Левин, Барух А., Комментарий к Торе в JPS, Левит (Филадельфия, JPS, 1989), комментарий к Левит 17: 11.1, стр. 115.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!