Весна надежды — Пурим!
Весна всегда начинается с запаха — нежного, тонкого, запаха свежести и надежды. Еще ничего не изменилось — голые деревья, неумытая земля из-за остатков прошлогодних листьев и всякого мусора, недавно появившегося из-под снега, но что-то неуловимое, словно предчувствие радости на празднике, уже вошло в жизнь. У каждого народа земли есть свои праздники, которые являются памятью об исторических событиях государства. У нашего народа тоже есть свои праздники, но они не были учреждены людьми, а даны были самим Богом.
13 адара начинается веселый и озорной праздник Пурим. Он приходит весной, в марте по нашему календарю, когда на еврейском календаре стоит месяц адар. Во всех синагогах на этот праздник читают книгу Есфири (Мегилат Эстер). Книга эта повествует о том, как Бог спас чудным образом еврейский народ от истребления в персидском плену. В этой драматической истории участвуют четыре основных персонажа: царь Артаксеркс (Ахашверош), который был большим гулякой и любил устраивать огромные пирушки со своими друзьями по любому поводу; любимая жена царя — Есфирь (Эстер Малка), ставшая царицей после победы на конкурсе красоты и завоевав титул Мисс Персии в V веке до н.э., будучи еврейкой от рождения. Ее имя значит «звезда». Следующий герой этой книги — дядя Есфири, Мардохей (Мордехай), который являлся потомком колена Виниаминова, он спас от гибели царя Персии во время дворцового переворота и был записан в Книгу Почета Персии; и последний, самый гадкий и плохой персонаж — Аман.
Исторический фон, на котором разыгралась драма праздника Пурим был таков. Царь Артаксеркс назначил Амана на высокий пост, и поэтому Аман велел всем преклоняться перед ним. Мардохей отказался исполнять этот приказ. Аман, поставивший своей целью уничтожение евреев и уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Есфирь, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мардохея как раз в тот момент, когда Артаксеркс узнал, что именно Мардохей когда-то спас ему жизнь. Для определения точного времени начала действия приказа Аман бросил жребий — «пур», который выпал на 12 число еврейского месяца Адара. Отсюда и название праздника Пурим, что означает «жребий». Вся эта история могла бы закончиться трагично, если бы не мужество царицы Персии — Есфирь. Прежде чем пойти к царю Артаксерксу для прошения об отмене приказа Амана, предусматривавшего полное истребление всех евреев Персии, она постилась 3 дня и 3 ночи. Она как бы умерла для своих чувств и желаний. Затем Есфирь вошла в покои царя, куда ни один человек не имел права входить без особого разрешения самого царя. Это было равносильно смерти. Но царь принял свою любимую супругу, и она рассказала ему о том, что задумал коварный Аман. Царь Артаксеркс после разговора с Есфирью приказал повесить Амана на той самой виселице, которая предназначалась Мардохею. В честь великого избавления евреи и устроили праздник Пурим (см. Есф. 9:17-32).
Каковы же характерные черты праздника Пурим? Праздник начинается с поста 13 дня месяца адар. Называемым «постом Эстер» (Таанит Эстер), в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев города Сузы (Шушана). 14 и 15 Адара по постановлению Мардохея и Есфирь являются «днями пиршества и веселья», когда друзьям рассылаются подарки («мишлоах-манот» или «шалахмонес»), а неимущим — пожертвования. Пурим празднуется всегда за месяц до праздника Песах, чтобы избавление от Амана примыкало к избавлению из Египта.
И вот четыре основные заповеди Пурима:
- чтение Свитка Эстер;
- пир и веселье;
- посылание плодов;
- пожертвования бедным.
Каждый обязан дважды прослушать чтение Свитка Эстер: вечером и утром на следующий день. Также принято стучать, топать ногами и другими способами шуметь при произнесении имени Амана. К Пуриму делают даже специальные игрушки — трещотки, которыми дети трещат при произнесении имени Амана. Основной пир Пурима — днем, после утреннего чтения Свитка Эстер, и на нем должно быть много еды, вина и радости. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для посылания плодов и пожертвования бедным, то есть для выполнения третьей и четвертой заповедей Пурима. Еврейские мудрецы постановили: на пире Пурима следует выпить так, чтобы уже не различать фразы «проклят Аман» и «благословен Мардохей». Слова «проклят Аман» и «благословен Мардохей» отражают два аспекта еврейской радости: уничтожение зла и установление власти добра.
И еще одна характерная черта праздника. Тора однозначно запрещает выдавать себя за представителей противоположного пола, и, соответственно, переодеваться в их одежду. Кроме того, запрещается надевать одежду, характерную для идолопоклонников, и сознательно подражать их манерам. Однако на карнавале Пурима евреи изображают идолопоклонника Артаксеркса и злодея Амана; кроме того, раньше было принято, чтобы в Пурим-шпиле все роли играют мужчины, в том числе и роль Эстер. Самое популярное кушанье Пурима — «ухо Амана» (на идиш «гоменташ») — треугольная булочка, начиненная маком с медом. Переодеваясь в одежды идолопоклонников и играя на сцене злодеев, мы показываем нашу уверенность в том, что даже когда Израиль из-за тяжести грехов своих падает так низко, что отходит от Всевышнего, уподобляясь народам мира, глубинная связь евреев с Создателем все равно не исчезнет, и под внешней оболочкой в нас окажется Божественное зерно верности Его путям. Наша задача — дать этому зерну прорасти.
А как же в этом празднике отражается Мессия? Есфирь вошла в покои царя, куда ни один человек не имел права входить без особого разрешения самого царя, так как это было равносильно смерти, чтобы ходатайствовать за свой народ. Подобным образом и Йешуа вошел в Святое Святых небесного Храма, куда никто не мог войти, не умерев, и где на престоле восседает Бог, чтобы ходатайствовать о прощении и помиловании всех людей.
Итак, Пурим — это праздник спасения евреев от рук врагов, праздник избавления от злодея. И спасение это было от Бога (Быт.12:1-3).
Пурим учит нас, что евреи никогда не могут чувствовать себя в безопасности, потому что в среде любого народа может встать новый Аман, который захочет уничтожить евреев.
Пурим — праздник единства евреев, который учит нас, что только в цельности еврейского народа послушания Богу можно побеждать всякое зло.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!