Включение христиан в еврейские традиции – кощунство или шаг в борьбе с антисемитизмом?
Как и большинство современных евреев, живущих в диаспоре, я занимаюсь всем понемногу. Я – служитель Господа и последователь Мессии Иешуа (Иисуса) в шестом поколении, руковожу новым арт-кафе в Лос-Анджелесе под названием Upside Down и каждую весну провожу пасхальные седеры по всей Америке.
Я очень ценю свою принадлежность к еврейскому народу и культуре, и одним из способов держать руку на пульсе жизни еврейского сообщества для меня является подкаст «Неортодоксально» журнала Tablet. Именно его я и слушал в один не совсем прекрасный день прошлой весной. Ведущие оживленно обсуждали мессианские еврейские седеры, и первые пять минут передачи я был весь внимание.
Мне всегда нравилось, что этот подкаст старается отображать всю полноту мировоззрений и мнений, составляющих современную еврейскую культуру. Поэтому я очень удивился, когда разговор ведущих «завис на одной ноте», представив нехарактерно однобокую точку зрения на обсуждаемую тему: они обвинили мессианских евреев, что те незаконно присваивают себе еврейскую культуру, празднуя Песах, и призывают христиан делать то же самое.
Я был разочарован такой узкой и односторонней точкой зрения, хотя она и не была для меня чем-то новым. Ведущие лишь повторили то, что я уже не раз слышал от других.
Незаконное присвоение чего бы то ни было является серьезным преступлением. Таким обвинением не стоит легкомысленно бросаться и к такому действию нельзя легкомысленно относиться. В том, что некоторые представители еврейского сообщества испытывают искушение предъявить это обвинение, есть своя логика. Пережив столько гонений и преследований, наш еврейский народ должен быть бдительным, когда речь идет о сохранении нашей национальной и культурной идентичности.
Но является ли празднование мессианскими евреями еврейских праздников присвоением? И уместно ли неевреям участвовать в таких празднованиях?
Празднование еврейских праздников мессианскими евреями
Будучи мессианским евреем, я принял сознательное решение и впредь следовать традициям своей родной культуры, а не притворяться, что я больше не еврей. Мне хорошо известны утверждения некоторых видных еврейских деятелей, что, принимая крещение, еврей перестаёт быть евреем и становится для своих собратьев чужим. Но я, как и многие другие представители еврейского народа на протяжении всей истории, не признаю законность каких бы то ни было исключений или ограничений на основании того, что человек исповедует Иисуса Мессией.
Еврейские праздники были очень важной частью моего детства, а празднование Песаха – это неотъемлемое наследие моей семьи. Когда мы выходили из Египта, Бог сказал еврейскому народу, что это будет праздник «во все роды ваши» (Исход 12:14). Почему я не должен соблюдать это установление только из-за того, что я верю, что Мессия уже пришел и еще вернется (кстати говоря, некоторые ультраортодоксальные евреи верят в то же самое)?
Вера в Иешуа не меняет моего желания отмечать эти праздники – если на то пошло, она только усиливает это желание. В конце концов, если Он учил о Песахе и праздновал его, соблюдая все три ключевые элемента, о которых говорил Рабан Гамлиэль (пасхальная жертва, маца и марор), почему последователи Иешуа не должны идти по стопам своего духовного учителя?
Празднование еврейских праздников христианами-неевреями
Есть некоторые основания опасаться, что традиционное празднование Песаха или проведение шаббатней трапезы для неевреев может играть на руку романтизированному увлечению иудаизмом, которое присутствует у некоторых христиан.
Иногда это заходит слишком далеко – например, когда нееврейские последователи Иисуса начинают считать себя «новым Израилем». Такие умонастроения могут быть в буквальном смысле слова опасны, а в крайних формах даже приводят к кровопролитию (как это произошло в калифорнийском городке Повей в апреле 2019 года).[1] Это особенно коварная форма антисемитизма – грубое манипулирование христианской верой, и как человек, являющийся одновременно евреем и христианином, я нахожу ее особенно отвратительной.
Но есть один важный момент: христиане могут участвовать в праздновании Песаха или любого другого еврейского праздника, и при здравом отношении к такому участию это не будет чем-то странным. Если ты не японец, но идешь в ресторан японской кухни, чтобы поесть суши, и получаешь искреннее удовольствие от национальной еды другого народа, это странно? Нет, конечно. Но если ты называешь себя японцем, потому что любишь суши, это определенно странно.
Как удостовериться, что уважение не превращается в присвоение?
Когда я учу христиан о Песахе, мысль об опасности присвоения всегда присутствует в дальнем уголке моего сознания. На самом деле, христианам-неевреям необходимо изучать традиции, связанные с истоками их веры, чтобы яснее понимать контекст Писания и осознавать ценность своего религиозного наследия. Но при этом им не нужно и даже вредно присваивать историю и натягивать на себя самосознание еврейского народа.
Чтобы правильно провести это разграничение, необходимо главным образом дать людям знания. Поэтому наилучшим способом не допускать, чтобы уважение и любовь неевреев к еврейской культуре приобретали нездоровый оттенок, будет нам самим предлагать им этот культурный опыт. Когда люди имеют возможность окунуться в другую культуру под водительством кого-то из этой культуры, их не сложно научить относиться к ней и ценить её здраво. Такой баланс может быть нелегко найти, но искать его необходимо.
Ознакомление христиан с традиционными еврейскими обрядами и национальными праздниками может сыграть важную роль в борьбе против антисемитизма, которая по-прежнему остаётся актуальной в современном мире.
Христианство – само по себе одно большое присвоение?
Некоторые последователи иудаизма рассматривают всё христианство как вопиющий пример культурного присвоения. Часто это происходит из-за убеждения, что Новый Завет является просто языческим дополнением к Танаху.
В действительности он представляет собой нечто диаметрально противоположное. Тексты Нового Завета были написаны евреями, вдохновлёнными Богом Израиля, и позже приняты гоим, как и предсказывала Тора:
«И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» (Михей 4:1–2).
Расширение границ того, что значит быть Божьим народом – вот что делает Новый Завет таким могущественным. Через принятие Нового Завета Тора становится применима к представителям любых народов, и одновременно он даёт возможность каждому из этих народов следовать за Богом Израиля, оставаясь в контексте своего собственного культурного наследия. Как и всякая великая литература, Новый Завет выходит за рамки культурных границ, и каждый человек, вне зависимости от языка и происхождения, чувствует, что слова этой уникальной книги актуальны для него.
Но даже в этом прекрасном единении нельзя забывать о корнях. Сам Новый Завет предупреждает нееврейских последователей Иешуа не превозноситься перед «корнем» своей веры и ее «природными ветвями» – еврейским народом (Римлянам 11:18). Крайне важно, чтобы источник Священных Писаний не был утерян, чтобы их читатели должным образом уважали и учитывали исторический контекст и намерения авторов.
Иногда евреи меня спрашивают, почему я провожу седер в церквях, состоящих из христиан-неевреев. У меня был довольно простой ответ на этот вопрос, но, после того как вооружённый человек вошел в синагогу «Хабад» в Повее и отнял драгоценную человеческую жизнь просто потому, что он считал себя частью «нового Израиля», я осознал, что мой ответ изменился. Я провожу седеры, чтобы христиане могли понять, что корень еврейского народа питает их. Без этого корня привитые ветви погибнут.
Итак, будь то шаббатний ужин, празднование Хануки или пасхальный седер – я предлагаю использовать каждую из этих возможностей не для того, чтобы проводить еще более жесткие границы или строить еще более высокие стены, но чтобы пригласить окружающих осмысленно коснуться нашего прекрасного наследия и таким образом строить и охранять будущее еврейского народа.
- Заузмер, Джули. Предполагаемый стрелок, совершивший убийство в синагоге, был прихожанином церкви и оправдывает своё преступление христианским богословием, ставя перед евангельскими пасторами неудобные вопросы. // The Washington Post. 1 мая, 2019. https://www.washingtonpost.com/religion/2019/05/01/alleged-synagogue-shooter-was-churchgoer-who-articulated-christian-theology-prompting-tough-questions-evangelical-pastors/.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!