Метт Зигер

Все хорошие люди попадают в рай. Или всё-таки нет?

Все хорошие люди попадают в рай. Или всё-таки нет?

Все хорошие люди попадают в рай. Или всё-таки нет?

Многие люди не верят в буквальное существование небес, поэтому вопрос «Кто туда попадёт?» для них бессмысленен. Покойный доктор Луи Гольдберг как-то рассказал историю, как он однажды зашёл в магазин, принадлежавший его знакомому-еврею:

«Он выглядел таким подавленным и удручённым, что я не мог не спросить его, что случилось. Он ответил:

— Я только что был на похоронах своей любимой тёти.

Я мягко поинтересовался:

— А где она сейчас? Вы увидитесь с ней снова?

— Вы же знаете, во что мы верим, — ответил он. — Когда человек умирает, тело кладут в землю, и на этом всё… Единственное, что остаётся, — это память об умерших в сердцах живых»[1].

И этот человек не одинок в убеждении, что смерть — это финальный занавес. Тем не менее среди известных еврейских богословов и раввинов всех основных течений иудаизма есть и те, кто не отвергает веру в жизнь после смерти. Ортодоксальный раввин Шрага Симмонс пишет:

«Жизнь после смерти — основа еврейской веры! Само создание человека Богом свидетельствует о вечной жизни души. Небеса — это место, где душа испытывает величайшее блаженство — чувство близости к своему Творцу. Конечно, не все души переживают это в одинаковой степени. Это сродни посещению симфонического концерта. У одних места в центре первого ряда, у других — на галёрке»[2].

Реформистский иудаизм в последние годы также начал активно поддерживать учение о загробной жизни. Центральная конференция американских раввинов выступила с таким заявлением:

«Несколько поколений иудеев-реформистов считали неотъемлемой частью реформистской еврейской веры отрицание любой жизни после смерти, выходящей за рамки натуралистических представлений о продолжении жизни в памяти или делах… Культура, в которой мы живём, больше не предполагает, что бессмертие ненаучно, иррационально или невероятно… Независимо от того, что вы слышали раньше, обетование вечной жизни духа является неотъемлемой частью реформистского иудаизма»[3].

© Getty Images

Доктор Нил Гиллман, профессор философии Еврейской теологической семинарии Нью-Йорка (оплота консервативной еврейской мысли) высказал следующую точку зрения:

«В течение последних 2000 лет большинство евреев считало, что после смерти тело и душа разделяются: тело предается земле и распадается, а душа уходит, чтобы быть с Богом. В конце времён Бог воскресит тело, воссоединит его с душой, и таким человек предстанет перед Богом, чтобы дать Ему отчёт о своей жизни»[4].

Евреи, верящие в воскресение души и/или тела после смерти, придерживаются разных взглядов по поводу конечного пункта назначения человека. Некоторые из них основаны на отрывках из Библии. Еврейские Писания говорят о месте, называемом «шеол», где каждый человек пребывает между смертью и воскресением. Праведники находятся в одной части шеола, люди неправедные – в другой, а между ними лежит широкая непреодолимая пропасть.

Еврейские Священные Писания также говорят о Судном дне. Иудейский пророк Даниил говорил о грядущем суде в ином мире:

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2).

На чем основывается такая судьба для человека?

Традиционное еврейское учение определяет три класса, на которые люди будут разделены в этот день: абсолютно праведные, совершенно нечестивые и обычные люди. Праведники предназначены для вечной жизни в месте необычайной красоты, называемом Ган Эден (Эдемский сад, но не тот, где были созданы Адам и Ева). Нечестивые предназначены для Гехиннома (Геенны) — места наказания, которое, как говорят, находится под землей. Попадающие туда страдают от сильнейшего огня, который никогда не угасает. Для третьей группы (обычных людей), как учат многие учителя Закона, существует некий вид чистилища, откуда человек имеет возможность в раскаянии воззвать к Богу и попасть в Эдемский сад[5].

Разнообразие мнений и объем литературы о загробной жизни свидетельствуют об одном: Еврейские Писания сегодня так же верны, как и тогда, когда в них впервые было начертано, что Бог «вложил вечность в сердце человеческое» (Экклезиаст 3:11). Признаём мы это или нет, но все мы стремимся к чему-то, выходящему за рамки земной жизни, и чувствуем, что Бог (даже если мы сомневаемся в Его существовании) дал нам возможность жить с Ним вечно.

© Getty Images

Но если небеса действительно существуют, как нам попасть туда? Кто идёт на небеса, а кто нет? Как мы можем быть уверены, что попадём туда? Большинство из нас, скорее всего, отнесут себя к классу «обычных людей» — не особо праведных, но и не очень злых. То есть, в основном, мы считаем себя хорошими людьми. А если рай существует, то разве не все хорошие люди идут именно туда?

Исследователи из Barna Research Group выяснили, что 54% американцев считают, что если человек в целом неплохой или в течение жизни делает достаточно хорошего для других, то он заслуживает место на небесах[6]. Тут однако возникает вопрос: а что значит «быть хорошим»? Большинство из нас перечислило бы в ответ такие качества, как доброта к другим, благотворительность и честный заработок. Конечно же, все мы иногда не оправдываем ожиданий, но успокаиваем себя тем, что Бог закроет глаза на такие мелочи — разве нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, не мешало бы исследовать характер и природу Бога. В книге пророка Исайи сказано: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой – имя Его» (Исаия 57:15). Еврейское слово «кадош», переведённое здесь как Святой, означает «отделённый» или «отдельный». То, что кадош (отделённое), отличается от того, что обычное. То есть Творец отделён от творения.

Согласно еврейской мысли, рай — это место, где люди пребывают в присутствии Бога. Если это так, то мы сможем приблизиться к этому отделённому Богу только на Его условиях. Размышляя так, мы начинаем понимать, что определение «добра», данное Богом, может отличаться от нашего собственного.

Когда Исайе было видение, и он узрел Господа, сидящего на престоле в Храме, его реакцией было: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Исаия 6:5). В Еврейских Писаниях мы читаем, что всякий раз, когда Бог открывал Себя человеку, этот человек был поражен великолепием Божьего присутствия и обычно ожидал, что при этой встрече умрёт. И тут может даже показаться, что проблема в Боге: Он хочет иметь отношения со своим творением, но если мы попытаемся приблизиться к Нему слишком близко, то будем уничтожены!

Писание учит, что мужчина и женщина, изначально созданные по образу и подобию Божьему, были запятнаны грехопадением в Эдемском саду. Прежде чем поддаться на уговоры змея, Адам и Ева свободно и открыто общались с Богом. Поддавшись искушению, они спрятались от Бога из-за стыда и ощущения, что заслужили Его наказание. Может ли это быть то же самое чувство вины, которое заставляет нас бояться смерти, поскольку мы чувствуем, что нас ждёт такой же приговор?

© Getty Images

Совершенный праведный Бог должен судить неправедность. Исследователь Библии Дж. И. Пакер объясняет:

«…Частью нравственного совершенства Бога является Его безупречность в вынесении приговоров. Разве мог бы Господь, которого не заботит разница между добром и злом, быть хорошим и достойным восхищения Существом? Моральное безразличие было бы признаком несовершенства Бога, а не совершенства… Последним доказательством того, что Бог — совершенное нравственное Существо, небезразличное к вопросам добра и зла, является тот факт, что Он посвятил Себя тому, чтобы судить мир»[7].

Какого приговора заслуживает каждый из нас, чья природа, согласно Священным Писаниям, катастрофически не соответствует совершенной святости Бога? Иезекииль утверждает, что: «Душа согрешающая, она умрёт»[8]. Здесь пророк говорит о смерти духовной – вечном отделении от Бога. Но разве не все мы грешим, не все ли поступаем неправильно? Если так, то получается, что, согласно Священному Писанию, никто из нас не попадёт на небеса.

Неужели мы настолько плохи? В наших собственных глазах, конечно же, нет. Но нам нужно помнить, что мы видим себя через искажённую призму. И только Бог видит нас такими, какими мы являемся на самом деле по сравнению с Ним — истинным эталоном праведности. Если бы небеса были местом встречи людей друг с другом, то сравнив себя, например, с соседями, мы бы с уверенностью сделали вывод, что достаточно для них хороши. Но если небеса — это место присутствия абсолютно святого Бога и нашей встречи с Ним, то никто из нас не хорош достаточно.

Однако, хотя Библия говорит, что Бог мог бы обоснованно и навсегда нас отвергнуть, в ней также утверждается, что Господь открыл нам возможность быть с Ним и сейчас, и в вечности. Бог милостив не менее, чем свят и праведен:

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех»[9].

© Getty Images

Ключ к правильным отношениям с Богом — прощение наших грехов. Если наши грехи прощены, Бог сможет взглянуть на нас, как на праведных, и восстановить с нами утерянную когда-то связь. Но просто игнорировать грех Он не может. Грех нужно признать, и уплатить за него «штраф». Система жертвоприношений была учреждена именно с этой целью.

В Йом Кипур, День Искупления, первосвященник брал кровь животных, убитых на жертвеннике, и кропил ею Святилище: «Очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их»[10]. Бог уже давно сказал израильтянам, что для прощения грехов требуется именно кровь: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает»[11].

Через жертву Бог всегда давал нам возможность и путь вернуться в правильное положение перед Ним — как сейчас, так и в будущей жизни. Однако, если бы Бог намеревался сохранить иудейскую систему жертвоприношений, Он не позволил бы римлянам в 70 г. н.э. разрушить Храм, где Сам же приказал своему народу приносить эти жертвы. Он также не позволил бы нам по сей день оставаться без Храма. Бог предложил всем людям, иудеям и язычникам, новый путь, чтобы обрести обетование искупления и вечной жизни[12].

В Новом Завете мы читаем, как Бог открыл людям новое средство борьбы с грехом:

«… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»[13].

«Я есмь путь и истина и жизнь, — провозгласил Иисус, — никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Смелое, но абсолютно логичное заявление, поскольку именно Иисус окончательно разобрался с грехом, который отделяет нас от Бога.

Многие люди с этим утверждением не согласны. Массы относительно хороших людей просто оскорбляет предположение, что без Иисуса Бог откажет им в праве войти в небеса.

Но подумайте вот о чём: в конце времён Бог будет судить справедливо. Сама природа Бога не даёт Ему быть несправедливым. В Бытие 18:25 звучит вопрос: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»[14].

Люди отделены от Бога не потому, что не доверяют Иисусу. Они отделены от Него своим грехом. Если вы шагнёте со скалы, то разобьётесь, и скорее всего, насмерть. Таков закон всемирного тяготения. Если вы умрёте, не заплатив за свои грехи при жизни, то сделаете это после — вечным отделением от Бога в месте, которое Библия называет адом. В духовном мире этот закон действует так же безотказно, как и закон гравитации в мире физическом.

Можно возразить: «Разве искренность ничего не значит?» Искренность очень важна как черта характера, но проблемы греха она не решает. Тонущий в океане человек может искренне желать спасения, но без верёвки или спасательной шлюпки его искренность умрёт вместе с ним. Рассмотрим следующую иллюстрацию, которую приводит Джефф Каммингс:

«В аэропорту сидит человек. Пункт его назначения — Чикаго. Из-за ошибки компьютера он и ещё несколько пассажиров получают неправильную информацию о номере выхода на посадку. Он не знает об этом и искренне верит, что самолёт, в который он вот-вот сядет, направляется в Чикаго. Но, к сожалению, тот летит в Сан-Франциско… Если человек просто искренен в своих убеждениях, это не означает, что он направляется туда, куда думает. Ошибаться тоже можно совершенно искренне. Искренность, как таковая, не избавляет нас от последствий получения неверной информации»[15].

В иврите слово, которое обычно переводится как «грех», буквально означает «промахнуться». Для Бога «чуть-чуть» — не бывает. Раз уж промахнулся, то всё равно на сколько, ведь Он не может иметь ничего общего с грехом.

Можно, конечно, подумать, что для столь важного дела, как наша судьба в вечности, должны быть и альтернативные пути. Джон Анкерберг отвечает на это следующим образом:

«Разве Будда умер за наши грехи? Или, может быть, Мухаммед умер за наши грехи? Или Лао-Цзы, основатель даосизма? Возможно, Моисей? Или Зороастр, основатель парсизма? Или Гуру Нанак, основатель сикхизма? Ни один из этих людей никогда не делал подобного… Только Иисус решил проблему греха и победил смерть, поэтому логично, что только Иисус есть путь спасения и путь к Богу и вечной жизни»[16].

Аспирин может помочь при некоторых проблемах с сердцем, но не уничтожит смертельную опухоль. Радикальная проблема греха требует радикального лечения. Иисус утверждал, что Он и есть необходимое лекарство. Готовы ли вы использовать выписанный Им рецепт?


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Гольдберг Луи. Итак, что же нам делать дальше? 1 июля 1986 г. (статья в настоящее время недоступна)
  2. Симмонс Шрага. Рай, ад, загробная жизнь. https://www.learnreligions.com/afterlife-in-judaism-2076755
  3. Центральная конференция американских раввинов. Комментарий к принципам реформистского иудаизма. 27 октября 2004 г.
  4. Небеса – где это? Как нам туда попасть? Барбара Уолтерс исследует вопрос о существовании небес и загробной жизни. 20 декабря 2005 г. https://abcnews.go.com/International/Beliefs/story?id=1374010
  5. Гольдберг, там же.
  6. Группа Барна. «Верования: рай и ад»
  7. Пакер Дж. И., Познание Бога. Лондон: Hodder and Stoughton, 1993. стр. 162.
  8. Иезекииль 18:20
  9. Исход 34:6-7
  10. Левит 16:16
  11. Левит 17:11
  12. Иеремия 31:31
  13. Евреям 9:12
  14. Институт богословских исследований Анкерберга. Неужели язычники заблудились? Часть 2. 2006 г.
  15. Каммингс Джефф. Примирение Бога и человека
  16. Анкерберг Джон, Велдон Джон. «Только ли христианство полностью истинно, и действительно ли Иисус Христос – единственный путь к Богу?» (в настоящее время недоступна)

 

1 ответить
  1. Мурат
    Мурат говорит:

    Мир вам всем. В Псалме 14 главы хорошо описано кто может, а кто не может, а насчёт хорошо или плохо это всего комплимент и похвала с другой точки зрения.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *