Выбор
Семья, в которой я родился и вырос праздновала только с(о)ветские праздники. Поэтому о еврейском Новом годе я впервые услышал уже будучи здесь, в Америке.
Здесь у меня стало открываться духовное зрение, здесь я начал различать между тем, что имело отношение просто к традиции (яблоки с мёдом на Рош Хашана или же пожелание быть записанным в Книгу жизни на Йом Кипур) и тем, что относилось к суду Божъему. Традиция символически связала этот праведный суд с весами, на которых, якобы, и будет решаться наша участь. По традиции, запись в Книгу жизни человеку сможет обеспечить лишь перевес его хороших дел над делами плохими.
Но Сам Автор суда открыл перед нами совсем другой путь жизни, который вовсе не является следствием наших заслуг и добродетелей, но всему этому предшествует.
Он не обещал взвешивать грехи наши, Он ещё от начала возвестил, что избавит нас от грехов. Этой способностью «возвещать от начала то, что будет в конце» Бог Израиля всегда отличался от прочих религиозных божков. Прежде чем призвать Свой народ к служению, Он благословил его памятным на все времена и во все роды Исходом, к которому добавил землю в наследие вечное. Любая религия имеет опору в делах человеческих. Веру всегда отличает познание Божьего дела. Любая религия связывает награду с заслугами. Вера наследует награду помимо всяких дел и заслуг.
Мы очень гордимся своим неотъемлемым правом свободного выбора. Это право мы любим озвучивать ссылкой на строку одного позта, ставшую в последнее время очень популярной: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя» (Юрий Левитанский).
Выбирать нам никто не запретит, как говорится, вольному воля, но вот что смущает. Дороги выбираем мы, а судить нас за выбор будет тот Кто провидит итог этих дорог: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти».
Проблема свободного выбора состоит в том, что он не учитывает сказавшего о Себе – «Как Я определил, так и состоится», что своим выбором мы лезем вперёд Батьки.
Древние римляне выбрали своей религией демократию и поклонялись ей как божеству. «Глас народа – глас Божий» говорили они; своего батьку они вперёд себя не пускали.
В Библии, пожалуй, самым знаменитым местом, где глас народа на самом деле звучал в унисон с гласом Божьим была гора Синай. Там Бог дал закон народу Своему. Там, на Синае, единогласно прозвучали слова нашей клятвы – «Сделаем и будем послушны».
Там Израиль выбрал для себя служение Господу. Но услышал ли там Израиль слова, с которых Господь начинал Своё служение нам? Эти слова прозвучали сразу же вслед за нашей клятвой. Бог сказал, обращаясь к народу: «И сделайте для Меня Святилище».
Это Святилище (позднее ставшее Храмом) Он предназначил для прощения нашего.
Тот выбор, что мы сделали для себя ещё на Синае, уже выдвигал нас вперёд Бога.
Итак, Бог дал нам закон, как написано, «чтобы испытать вас, дабы вы не грешили».
Многие знают об испытании Авраама, у которого Бог затребовал сына в жертву, а затем повелел не делать над ним ничего. Бог от начала учил Свой народ, что они будут живы «всяким словом, сходящим из уст Господа». Всяким, это значит не только данным Им повелением не грешить, но и Его же обещанием очистить нас от всех грехов наших.
С одной стороны, Он требует от нас исполнения – «дабы вы были живы». С другой – предлагает нам милость Свою, которая «лучше нежели жизнь». С одной стороны, Он связал нашу праведность с делами закона, с другой – с прощением беззаконий наших.
Какую же праведность выберем мы для себя, что надёжнее нас предохранит от греха: наше решение помнить и исполнять – «мы сделаем» или же Его милость – «Я прощу»?
Чъё дело поставим мы наперёд, где приложим старания наши – до или же после дела Творца? Это не перестановка слагаемых, которая ничего не меняет. Это и есть то испытание, о котором было сказано ещё на Синае. Это выбор, о котором нам говорил Моисей – выбор между жизнью и смертью, в котором важнее всего не промахнуться.
Библия советует нам всегда преуспевать в деле Божъем. А чтобы вы могли себе лучше представить, что это значит мы сошлёмся на библейскую историю из жизни Иакова. Будущий родоначальник всех колен Израиля отправился в дальние края, чтобы выбрать для себя невесту (вопрос о выборе религии для него, слава Богу, не возникал). Полюбив всем сердцем Рахель, Иаков заключил договор с Лаваном (её отцом) и верно работал на него целых семь лет. Как известно, в жёны он получил не ту, что выбрал для себя и за которую с таким усердием трудился. Лаван, желая соблюсти законный порядок, выдал за Иакова старшую дочь. Но Иаков (сердцу не прикажешь) заключает новое соглашение с Лаваном, по которому, во избежание обмана, Рахель от начала становится ему женой.
Два трудовых подвига Иакова не отличались ни сроком ни работами, но были разными как небо и земля. Если первый срок он трудился ради светлого будущего, зарабатывая свою награду – невесту белокурую, а получил кота в мешке. То второй срок он начинал со светлого настоящего, которое с благодарным сердцем отрабатывал, преуспевая в тех же праведных трудах. Два договора с Лаваном (такие схожие и такие разные) прообраз двух служений Богу: служение делами в расчёте заработать у Него что нибудь в награду и преуспевание в Его деле, Его награде, которую нельзя заработать ибо (говорит Библия) «награда Его с Ним», а стало быть она никак не связана с делами и заслугами нашими.
Два договора Иакова это провидение двух заветов, которые Бог заключит с Израилем: через Моисея – «дабы вы не грешили» и через Христа – «дабы вы в Нём сделались праведными пред Богом». Какой же из двух заветов сделается для тебя дорогой жизни?
Какое место ты выберешь для своих праведных дел – впереди Бога или позади Него?
Я желаю тебе быть записанным в Книгу жизни, но помни, эту запись тебе не обеспечат ни пожелания ни перевес добрых дел. Эту запись тебе гарантирует лишь преуспевание в Его прощении, гарантирует вера в то служение, которое Бог Сам для тебя исполнил.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!