Выдающиеся евреи, имена которых вам следует знать
Пока на Земле одна за другой появлялись и исчезали целые нации, еврейский народ, поколение за поколением, продолжал существовать, пережив самые ужасные, самые согласованные усилия по массовому уничтожению, которые когда-либо предпринимал мир. Бог сохранял Свой народ, зачастую через героические действия людей, которые были способны видеть Его верность независимо от переживаемых ими невзгод. Эти еврейские герои, казалось, понимали, «что когда надлежало делать Израилю», как сказано в 1 Паралипоменон 12:32. Когда всякая надежда исчезала, они делали высший шаг веры. Они предпринимали какие-то действия, несмотря ни на что. И еврейский народ снова и снова выживал и процветал, в то время как его враги исчезали в пыльных закоулках истории.
Сегодня мы хотели бы рассказать вам о трёх таких людях, живших в три трудных периода еврейской истории. Каждый из них, несмотря на огромные личностные различия и политические расхождения, сделал очень много для физического выживания и обеспечения жизнеспособности еврейского народа.
Йоханан бен Заккай
Йоханан бен Заккай родился примерно во время служения Иисуса. Согласно традиции, он обучался Торе у раввинов Гиллеля и Шаммая — выдающихся учителей поколения, предшествовавшего Иисусу. Йоханан бен Заккай служил раввином в Галилее в течение 18 лет, а затем вернулся в Иерусалим.
Предположительно, после возвращения Йоханана, примерно за 40 лет до падения Иерусалима, начались зловещие события, предвещавшие грядущее разрушение. Хотя ворота Храма запирали каждую ночь, возвращаясь утром, священники обнаруживали их настежь открытыми. По поводу этого странного явления Йоханан сказал: «Почему ты беспокоишь нас, о Храм? Мы знаем, что тебе суждено быть разрушенным, ибо написано: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрёт огонь кедры твои»(Захария 11:1)».
Около 68 года н.э. войска римского полководца Веспасиана окружили Иерусалим. Желая спровоцировать войну против Рима, экстремисты-зелоты никого не выпускали из города, но Йоханан придумал хитрый способ бегства. Он распространил слухи о своей смерти и приказал своим ученикам вынести его в гробу. Он сразу же направился к шатру Веспасиана и приветствовал его, как если бы тот был императором. В ответ Веспасиан разгневался, но как раз в тот момент прибыл гонец с вестью о смерти тогдашнего императора, что означало шанс для Веспасиана занять освободившийся престол. Обрадовавшись хорошим новостям, Веспасиан благосклонно предложил Йоханану изложить свою просьбу. Зная, что просить пощады для Иерусалима — безнадёжная затея, Йоханан вместо этого попросил пощадить прибрежный город Явне. Веспасиан согласился оставить его нетронутым. Йоханан отправился в Явне, собрал там двор и школу, заложившую основы существования иудаизма без Храма и Иерусалима. Сегодня Явне — всего лишь одно из мест археологических раскопок, но Иерусалим снова находится в руках евреев, что стало возможным отчасти благодаря видению и действиям Йоханана бен Заккая.
Раши
Раввин Шломо бен Ицхак, больше известный под прозвищем-акронимом Раши, родился в 1040 году в регионе Шампань на севере Франции. Там он вырос, изучая различные аспекты виноделия. В юные годы он отправился в Майнц и Вормс в Германии, чтобы изучать Талмуд. В 26 лет он вернулся домой уже рукоположенным раввином. Пока он и его семья выращивали виноград и делали шампанское, Раши основал небольшую школу. Его лучшими учениками оказались его родственники как по крови, так и по браку. Хотя школа Раши ещё не могла соперничать с великими академиями Восточной Европы, работа, которую он там проделал, однажды сыграет решающую роль в выживании еврейского народа.
Раши преуспел в написании комментариев почти ко всему Ветхому Завету и Вавилонскому Талмуду. Само по себе завершение такого труда — уже большое достижение, но комментарии Раши, помимо того, что были полными, были действительно хороши — настолько хороши, что почти сразу же начали распространяться. С тех пор они были опубликованы практически во всех изданиях Еврейских Писаний и Талмуда, содержащих комментарии. Сегодня вы можете зайти в любую раввинистическую школу мира и обнаружить, что комментарии Раши изучаются и преподаются наряду со священными еврейскими текстами.
Ближе к концу жизни Раши его комментарии доказали свою ценность. Во время 1-го крестового похода (ложно представленной «священной» войны за освобождение Святой Земли от мусульман) сверхревностные крестоносцы попутно разгромили многие крупные еврейские центры Центральной и Восточной Европы. Академии и синагоги были опустошены. Раввины и учителя были убиты. Еврейское учение могло сильно пострадать и даже исчезнуть, если бы не Раши — раввин из северной Франции, который неустанно трудился над написанием своих первоклассных комментариев для учеников своей маленькой школы. После смерти Раши обучил гораздо больше учеников, чем когда-либо мечтал обучить за всю свою жизнь.
Элиэзер Бен-Йехуда
Элиэзер Бен-Йехуда (настоящее имя Элиэзер Ицхак Перлман) родился в 1858 году в маленьком городке Лужки на территории современной Беларуси в семье ортодоксальных иудеев. Его отец умер, когда Элиэзеру было всего пять лет. После бар-мицвы, в 13 лет, его отправили жить к дяде, который мог обеспечить его образование. Глава традиционной иешивы (религиозной школы) тайно поддерживал движение «просвещения» среди еврейского народа и познакомил Элиэзера со светскими книгами, написанными на иврите. Вскоре дядя поймал Элиэзера за чтением переведенного на иврит «Робинзона Крузо» и настоял на его исключении из академии. Чтобы «спасти его от ереси», он отправил юношу в Вильно продолжать обучение на раввина. Там Элиэзер познакомился с Самуэлем Йонасом, который убедил его получить более современное среднее образование. Дочь Йонаса Дебора учила Элиэзера русскому, французскому и немецкому языкам, а через год Элиэзер уехал в Париж.
В это время воображение Элиэзера захватила борьба некоторых небольших балканских государств за независимость и национальное возрождение. Почему бы и еврейскому народу не испытать такое же национальное возрождение на собственной земле? Он решил переехать в Палестину и осуществить свою мечту о создании еврейской родины. Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь, Элиэзер изучал медицину, но вскоре его учёба прервалась. У него обнаружили туберкулёз. В 1881 году, не зная, сколько ему осталось жить, он переезжает в Палестину. Местный климат был более благоприятен для его состояния, и он смог посвятить жизнь осуществлению своей мечты. Дебора Йонас настояла на том, чтобы ехать с ним. Они поженились в Каире, а затем поселились в Иерусалиме.
Убеждённый, что национальным языком будущего еврейского государства должен быть живой иврит, Элиэзер предпринял смелые, даже фанатичные шаги, чтобы добиться этого. Работая в невыносимых финансовых условиях и превозмогая проблемы со здоровьем, Элиэзер начал преподавать иврит в школе для еврейских мальчиков в Иерусалиме. Он издавал еженедельную газету под названием «Ха-Цви». Она стала первой газетой на иврите, соответствующей европейским стандартам качества и содержания. Когда Дебора забеременела их первым ребёнком, Элиэзер решил, что этот ребёнок должен стать первым почти за 2000 лет человеком, чьим родным языком будет иврит. Он решил, что в присутствии ребёнка они не будут говорить ни на каком другом языке, кроме иврита. Помимо этого, он и его единомышленники сформировали сообщество и договорились между собой общаться исключительно на иврите.
По иронии судьбы, первой от туберкулёза умерла Дебора. Элиэзер прожил до 1922 года — достаточно долго, чтобы увидеть исполнение своей мечты. Несколько волн иммиграции привели тысячи евреев в Землю Обетованную. Возникли еврейские поселения, предприятия и школы, которые начали функционировать на базе иврита. Вскоре была составлена большая часть 16-томного словаря еврейского языка Элиэзера. Когда в 1948 году было создано Государство Израиль, завершение работы над словарём стало государственным проектом. Почти в одиночку этот невероятный беларуский еврей, большую часть своей жизни страдавший слабым здоровьем, воспитал первое поколение ивритоговорящих евреев современности. Его усилия проложили путь к возрождению Государства Израиль.
автор — Ларри Брандт
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!