Взросление и старение — не одно и то же
Почему взросление — это дорога длиною в жизнь
В классическом рок-гимне 1965 года «My Generation» («Моё поколение») группа The Who поёт о том, что они надеются умереть раньше, чем состарятся. По мнению тогдашних поклонников рок-музыки, текст этой песни прославлял зарождающуюся молодежную культуру и призывал слушателей никогда не закостеневать в привычном образе жизни, — при этом саму песню вполне можно использовать в качестве саундтрека к историям жизни многих рок-звёзд, которые годами отрывались на всю катушку и умирали слишком молодыми. Но в песне был очевидный посыл для всех: молодость — это добродетель, а старение — проклятие.
Пару поколений назад отрочество заканчивалось в 18 лет, когда юноши и девушки поступали в колледж, на военную службу или работу. Сегодня отрочество длится лет до двадцати пяти1, в то время как возраст появления некоторых других маркеров взрослости, таких как первый брак, поднялся до 30 лет у мужчин и 28 лет у женщин2. Я не раз слышала, как пожилые люди — другими словами, люди моего поколения бумеров — сетуют на эти изменения и на множество культурных причин таких возрастных сдвигов. В то же время многие из них считают, что сохранить свою молодость — вполне достижимая цель, если найти для себя правильный коктейль из лекарств, позитивного взгляда на жизнь и косметических процедур.
Переосмысление зрелости
Молодость никогда не была Божьей целью для нас, а вот духовная зрелость — да. Хорошая новость заключается в том, что такая зрелость — дорога длиною в жизнь. И хотя она может быть параллельна физическому старению, однако это не одно и то же. Можно быть в преклонном возрасте и незрелым духовно.
Психолог Эрик Джаноццо даёт следующее определение: «Зрелость — это поведенческое выражение эмоционального здоровья и мудрости. Это способность осознать собственный эмоциональный опыт, ориентироваться с помощью этого опыта в поисках какого-либо аспекта истины, помещать эту истину в контекст других истин и, наконец, действовать в соответствии со своими ценностями».3 Это эмоциональный и интеллектуальный процесс познания себя, мира и людей вокруг нас. Но есть ещё один аспект, который следует учитывать.
Процесс обретения духовной зрелости точно так же имеет определённые стадии развития, как рост физический и эмоциональный. Джеймс Фаулер в своей знаковой книге 1981 года под названием «Ступени веры: психология человеческого развития и поиски смысла» выделяет определённые подвижки в нашей жизни, которые позволяют нам возрасти от обретения безопасности через выполнение религиозных правил до обнаружения себя на распутье веры, что часто происходит в среднем возрасте. Пройдя через этот кризис, наш духовный рост может обрести новую цель, ведя нас к щедрой, созидательной любви как выражению более глубокой веры.
Духовная зрелость — это не конечная
цель, а непрерывный процесс.
Один большой вывод из исследования Фаулера, а также всех дальнейших работ на его основе, заключается в том, что духовная зрелость — это не конечная цель, а непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей нашей жизни. С возрастом мне пришлось смириться с тем, как высокая ценность молодости в нашей культуре повлияла на моё понимание самой себя. Я осознала, что надежда умереть прежде, чем наступит старость, обесценивает дар второй половины моей жизни. Моей целью стало взрослеть по мере старения.
Духовный рост определяется не физическим возрастом, а верой и жизненным опытом. Можно застрять на определённом этапе роста. Например, кризис веры может привести к тому, что человек выберет так и остаться в тупике разочарования, усталости или цинизма. Рост часто происходит через понимание нашей зависимости от Бога в жизненных невзгодах и испытаниях.
Сложности обретения зрелости
Яркий пример тому — Аврам. Впервые на страницах Писания мы встречаемся с ним в 12-й главе Книги Бытие, когда ему 75 лет и он живёт в Уре (территория современного Ирака) в доме отца среди многочисленных родственников. В начале повествования нет ни намёка на то, чтобы до того момента что-то ставило под сомнение духовный статус-кво Аврама… пока Бог не проговорил к нему и не сказал покинуть свою страну, свой народ и дом своего отца, чтобы отправиться в место, которое Бог откроет ему на пути в неизвестность (Бытие 12:1–3).
Кроме того, Бог обещает сделать этого стареющего бездетного человека благословением для всего мира и отцом великого народа. Аврам берёт с собой свою жену Сару, племянника Лота и небольшой отряд слуг и, повинуясь Божьему повелению, покидает дом. Иисус Навин говорит (24:2), что отец Аврама, Фарра, поклонялся другим богам. Но Аврам больше не руководствуется верой своего отца. Кризис Божьего призвания подтолкнул веру Аврама к значимым, видимым действиям.
Через тринадцать лет после того, как скиталец Аврам впервые верой шагнул в неизвестность, Бог изменил его имя на Авраам. Аврам означает «возвышенный отец». На тот момент у Аврама всего один ребёнок — от Агари, служанки его жены Сары (Бытие 16 глава). Однако, когда Бог даёт Авраму, которому было уже 99 лет, новое имя, означающее «отец множества», Бог имеет в виду обетование, которое Он дал Авраму в начале пути.
Это новое имя, а также данный вместе с ним знак обрезания символизировали завет, который Бог заключил с Авраамом. Это также подчеркнуло, как Авраам возрос в близости и доверии в своих отношениях с Богом (Бытие 17:5–8). Бог не призвал Аврама к обрезанию в тот же день, когда призвал его покинуть Ур. Но Бог знал, что доверие Авраама возрастало, когда он шаг за шагом учился следовать за Богом в пустыне.
Библия не обходит стороной и тот факт, что духовный рост Авраама временами был беспорядочным. Ошибки и неверные решения — это норма на пути к мудрой, зрелой вере. На самом деле, когда Авраам отправился в Египет, он в буквальном смысле свернул не туда, покинув землю, в которую его призвал Бог. Оказавшись там, он стал бояться, что красота его жены сделает его мишенью для насилия, и попытался выдать её за свою сестру. Этот фарс закончился плохо, но это не помешало Аврааму спустя некоторое время повторить ошибку, когда он сказал ту же ложь уже другому правителю. В конечном итоге Авраам принял ряд решений, руководствуясь стремлением к самосохранению, а не полагаясь на Божье обеспечение.
Возможно, они и были уже
в преклонном возрасте, но их
вера продолжала расти.
Но духовный рост в его жизни продолжался. После обрезания в возрасте 99 лет и обещания Бога, что 89-летняя Сара станет-таки матерью, пара получила свой долгожданный дар — сына Исаака. Возможно, они и были уже в преклонном возрасте, но их вера продолжала расти.
Эта активно растущая вера столкнулась с испытанием, которое, вероятно, сокрушило бы менее зрелого Авраама, — когда Бог призвал его в место, где сейчас находится Иерусалим, чтобы принести там в жертву Исаака. И хотя казалось, что это повеление противоречило обетованию, что он будет отцом множества, Авраам повиновался, проявив почти детское доверие тому Богу, за которым он следовал не один десяток лет. Он прошёл это испытание, Исаак был спасён, а вместо него Бог чудесным образом дал Аврааму животное для принесения в жертву.
Признак реального роста
Зрелая вера очень похожа на детское доверие. Когда в возрасте 175 лет Авраам умер, в книге Бытие 25:8 этот момент описывается так: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему». Такое проникновенное изложение конца жизни Авраама оставляет ощущение, что до последнего своего дня он продолжал возрастать в верности Тому, Кто половину его жизни назад призвал его покинуть Ур.
Такая непрерывно растущая вера является прямой противоположностью упрямому эгоизму более ранней, детской стадии духовного роста. Первейшим симптомом инфантильности взрослого человека является позиция: «Я уже закончил учиться, расти и меняться». Существует много причин, по которым мы можем перестать расти: горе, депрессия, усталость или непрекращающееся разочарование тем, как складывается жизнь. Если вы чувствуете, что уже давно застряли на одном месте, стоит подумать о том, чтобы обратиться за советом к опытному душепопечителю или же просто попросить о молитвенной поддержке исполненного верой друга.
Возможно, это прозвучит парадоксально, но путь к духовной зрелости лежит через детскую любознательность, смиренное стремление к мудрости и постоянно углубляющееся сострадание. Другими словами, это очень похоже на то, что царь Давид описал в одном из своих псалмов (Псалом 130):
«Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек».
Слова песни Давида перекрывают слова песни The Who, напоминая нам, что цель состоит не в том, чтобы умереть прежде, чем мы состаримся, а в том, чтобы постоянно учиться и расти, пока мы живы. Давид рисует картину идеальных отношений между нами и Богом: довольный ребёнок, полагающийся на заботу своего родителя. Но это довольство не является самодовольством. Наоборот, оно произрастает из уверенности в Том, Кто действует на каждом шагу нашего временами беспорядочного, но прекрасного пути к зрелости.
Ссылки:
1. Штетка Брет. Продление отрочества: когда 25 — это новые 18. // Scientific American, 19 сентября 2017 г., https://www.scientificamerican.com/article/extended-adolescence-when-25-is-the-new-181.
2. Средний возраст вступления в первый брак: с 1890 г. по настоящее время. // Бюро переписи населения США, по состоянию на 10 марта, 2023 г., https://www.census.gov/content/dam/Census/library/visualizations/time-series/demo/families-and-households/ms-2.pdf.
3. Джаннаццо Эрик С., доктор философии. Что такое зрелость? Создание подлинного убежища в эпоху повышенной тревожности. // Psychology Today, 13 июня 2019 г., https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-full-spectrum/201906/what-is-maturity.
автор — Мишель Ван Лун
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!