Зри в корень
Пришёл в Любавичи один еврей и обратился к Ребе:
— Хочу я стать праведным!
— Что же мешает тебе? — спросил Ребе.
— Ищу я корень зла, чтобы искоренить его.
— Для этого ты и пришёл в наш город?
— Вэй! я полмира обошёл в поисках корня зла.
— Жаль твоих ног, — заметил рабби — корень зла не здесь и не в Варшаве и даже не в Берлине. Корень твоего зла — в тебе, корень моего зла — во мне, а в австрийском императоре — корень его зла. Каждый должен искать его в себе …
Мудрое наставление, не правда ли? Жаль, что Ребе не сослался на слова пророка, устами которого Бог всему человечеству поставил безнадёжный диагноз: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
Тот, Кто более всех осведомлён о корне зла и его местонахождении, известил всех нечестивых (т.е. испорченных злом) о Своём наказании: «Я, Господь, проникаю сердце, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иеремии 17:9)
Тора учит, что «суд есть дело Божие» (Второзаконие 1:17). Не обязательно быть Ребе, чтобы согласиться с тем, что это справедливо. Но даже учёному Ребе весьма не просто признать другую сторону этой же справедливости, а именно, что избавление от суда также есть дело Божие.
Людям не только свойственно искать корень зла совсем не там, где он коренится.
Людям привычно искоренять корень зла вовсе не так, как это усмотрел Господь.
Притчу, с которой мы вас познакомили выше, завершают слова мудрого Ребе: «Каждый должен искать в себе. В себе, а не в ближнем искоренять, себя, а не ближнего совершенствовать». Совет «искать зло в себе» — вполне в духе Писаний (потому он близок по духу и нам, «Евреям за Иисуса»). Совет «искоренять зло в себе» и «себя совершенствовать» — в духе праведных ребе, но не в духе спасения Божьего.
Людям привычно думать, что можно стать праведным, если хорошо постараться:
«На том свете или на этом, но последует наказание за каждый грех, и предотвратить кару человек может лишь искренним раскаянием и переходом к праведному образу жизни».
Это уже наставление другого Ребе, вполне реального, хотя и не так давно умершего. Мы согласны и с этим благочестивым рабби в том, что касается греха и наказания. Но мы никак не согласны с его видением того, как человеку предотвратить эту кару. Праведный образ жизни всем хорош, кроме одного — Бога он делает непричастным к спасению нашему. Какая в Нём нужда, если искоренить корень зла можно путём нравственного совершенствования, выполнения заповедей и добрых дел? Оба Ребе верят в одного Бога, но верят в Него как-то односторонне. Оба знают, что «суд есть дело Божие», но оба не знакомы с делом Его искупления от суда.Слава Богу, что ещё существуют люди, которых интересуют такие духовные вещи, как праведность или корень зла и его искоренение (а мы как раз и ищем такого рода людей).
Жаль, если их интерес и духовность увенчаются лишь праведным образом жизни.
Жаль, потому что подобный итог никакой славы Богу не воздаёт.
Господь Сам прославил Себя, прославил необычайным делом рук Своих и лишь этим делом каждый из нас (будь то еврей или нееврей) может прославить Его.
Наша проблема не только в том, что мы затрудняемся разглядеть в себе корень зла (от этой проблемы любой рабби нас быстро избавит). Наша многовековая проблема состоит в том, что в Боге мы не хотим разглядеть корень добра и спасения. Разве не об этом корне и говорил Сам Господь, обещая произвести Отрасль от корня Давидова? Разве не об этом необычайном деле Своём пророчествовал Он Израилю:
«чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой (речь идёт о Мессии), оправдает многих и грехи их на Себе понесёт»? (Исайя 53:11)
Не эту ли Отрасль праведную имел в виду Давид, когда говорил, что Господь идёт судить вселенную и что Он же, Судия праведный, будет и прибежищем от суда.
Мы уже готовы сочетать наше нечестие со злыми делами своими. Мы ещё не готовы сочетать праведность нашу с делом Божьим, с Тем, Кто понёс на Себе грехи наши.
Мы ждём Мошиаха. Его ждут евреи религиозные и евреи светские, ждут праведные и ждут нечестивые, ждут даже те, которым невдомёк, что за прок от Его прихода.
Мы ожидаем Мессию, который, по мнению наших рабби, должен, наконец, принести процветание и мир Израилю. Ведь ни в чём другом мы не заинтересованы сильнее, чем в мире.
Но мысли Создателя выше мыслей наших. И Творец связал Его приход с решением совсем другой проблемы, важнее которой для Господа не существует, — это проблема греха и оправдания нашего, проблема корня зла и его искоренения.
Суд есть дело Божие. Нам известен Ребе, который явил Собою другое дело Божие — прибежище от суда. Вот как звучит наставление нашего непревзойдённого Ребе:
«Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Иоанн 5:24).
Лишь познание этого перехода возродит в тебе праведность и искоренит корень зла. Переход к праведному образу жизни не поможет тебе избежать Божью кару. Эту кару предотвратил Сам Господь, чтобы ты познал дело Божие.
Нам говорят: «Вы, Евреи за Иисуса, изменили иудаизму, вы не признали единого Бога». Но, может быть, это мудрые рабби изменили иудаизм, признав единого Бога только с одной стороны?
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!