Стефани Хамман

,

4 еврейских точки зрения на воскресение, обновление и новое рождение

4 еврейских точки зрения на воскресение, обновление и новое рождение

4 еврейских точки зрения на воскресение, обновление и новое рождение

Вот и наступил такой долгожданный новый год! И хотя страшная и несправедливая война в Украине пока не стихает, этот новый год даёт надежду на то, что мы хоть немного стали ближе к приходу поры мира, обновления и исцеления. Эти новогодние ожидания — отголосок в наших сердцах одной из глубинных концепций иудаизма: древней надежды на воскресение и новое рождение. И хотя данная тема обсуждается не часто, на самом деле она способна изменить нашу повседневную жизнь. Вот четыре еврейские точки зрения по данному вопросу, которые могут помочь вам сформировать собственную.

1. Даниил и Маймонид: взгляд Торы на воскресение

Многие даже не осознают, что ожидание техият хаметим (воскресения мёртвых) является одним из базовых и основополагающих вероубеждений иудаизма.1 Во времена зарождения разных его течений фарисеи верили в воскресение мёртвых, а саддукеи не верили.2 После нашего изгнания фарисейское направление стало доминирующей ветвью иудаизма, а понятие воскресения стало неотъемлемой частью ортодоксального еврейского богословия.

Я верю полной верой, что
совершится оживление умерших.

Но фарисеи не сами придумали эту концепцию — о грядущем воскресении говорил ещё пророк Даниил: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2). Традиционные еврейские молитвы, такие как Амида, издавна говорят об ожидании воскресения: «О, Царь помогающий, спасающий и щит! Благословен Ты, Господи, щит Авраама! Ты всесилен вечно, Господи! Ты воскрешаешь мёртвых, Ты Велик при спасении»  [выделено автором].3 А Маймонид включил воскресение мёртвых в свои «Тринадцать принципов веры»: «Я верю полной верой, что совершится оживление умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память о Нём пребудет во веки веков».4 Надежда на воскресение прочно укоренена в иудаизме — с самого начала и до сегодняшнего дня.

2. Раввин Морис Ламм: новое рождение — это чудо, в которое стоит верить

Жизнь после смерти многим кажется чем-то непостижимым и нереальным, но раввин Морис Ламм призывает нас задуматься о величии Бога, а не об ограничениях, которые нас окружают в земной жизни.

«Для современного разума вера в телесное воскресение на первый взгляд кажется просто невероятной. Но если посмотреть на неё с точки зрения Бога, то почему возрождение должно быть чем-то более чудесным, чем простое рождение? … Возможно, так происходит потому, что в создании жизни мы ещё способны принимать достаточно активное участие, в то время как участвовать в возрождении жизни вместе с Богом мы возможности не имеем. А может быть, потому что с научной точки зрения возрождение противоречит любой биологической теории, ведь мы, как человечество, только-только начинам приближаться к познанию того, как развивается жизнь, и наши исследователи стоят на пороге создания жизни в лабораторной пробирке. Это прекрасно! Но кто создал самого биолога-исследователя? И неужели мы не можем принять как аксиому существование всемогущего Божественного Биолога, создавшего всех людей? Вне всяких сомнений, воскресение просто не может выходить за рамки возможностей всемогущего Бога».5

Если проследить эту чудесную нить, протянувшуюся через весь узор жизненного опыта еврейского народа, то понимаешь, что концепция воскресения не требует какой-то дополнительной веры — она вплетается в него абсолютно естественным образом. Чудеса, можно сказать, интегрированы в нашу еврейскую ДНК, ведь абсолютно каждый праздник, который мы отмечаем, прославляет Бога, совершившего чудеса нам во благо. Как сказал первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион: «В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса».6 Почему же тогда воскресение должно быть чем-то неподъёмным для Бога?

3. Профессор Даниил Боярин: Воскресение изначально было еврейской концепцией

На рубеже ХХ-ХХI веков была обнаружена каменная табличка, на которой были записаны слова, якобы продиктованные самим ангелом Гавриилом. Табличка датируется концом первого века до нашей эры, и в ней утверждается, что ожидаемый еврейский Мессия воскреснет из мёртвых через три дня. Итан Броннер из «Нью-Йорк Таймс» по этому поводу писал: «Если такое мессианское описание действительно существует, оно будет способствовать переоценке как расхожего, так и научного взглядов на Иисуса, поскольку предполагает, что история его смерти и воскресения была не уникальным явлением, а частью общепризнанной еврейской традиции того времени».7

Понятие воскресения не было
чуждым еврейскому народу.

В тексте на камне в качестве подтверждения приводятся высказывания еврейских пророков. Из чего мы видим, что еще до рождения христианства понятие воскресения не было для еврейского народа ни чем-то новым, ни чуждым. Даниил Боярин, профессор талмудической культуры Калифорнийского университета в Беркли, прокомментировал значение данного открытия: «Для некоторых христиан такой вызов уникальности их богословия может стать шоком, в то время как для других идея, что воскресение является традиционной частью иудаизма, может стать своего рода успокоением».8

4. Раввин Дамиан Эйснер: почему воскресение даёт нам надежду

Иешуа был молодым раввином из города Назарет, который утверждал, что является Мессией. Три года своей жизни он провёл, обучая людей Торе, исцеляя больных, воскрешая мёртвых и приводя свой народ к покаянию. В конце концов Синедрион осудил его за ересь, а римляне привели смертный приговор в исполнение. Но на рассвете по прошествии ближайшего шаббата его гробницу обнаружили пустой, и более пятисот человек снова видели его живым (1 Коринфянам 15:6). Это событие подкрепляет веру бесчисленного количества людей вот уже более двух тысяч лет. Дамиан Эйснер, еврейский мессианский раввин из Мейкона, штат Джорджия, говорит, что, хотя искупительная смерть Иешуа и является жизненно важной частью нашей веры, мы упускаем главное, если не осознаём, что его воскресение было ещё более важным событием.

«Воскресением Мессии Бог подтвердил невероятно разрозненной и разделённой на тот момент еврейской общине Иерусалима, что Царство Божье действительно обитало среди них. Как и обещали пророки, реальное, видимое, осязаемое, материальное воскресение наших тел после смерти обязательно произойдёт. А воскресение Иешуа было недвусмысленным подтверждающим знамением от Бога. Именно его воскресение поистине положило начало царству, которое он провозглашал».9

Иешуа учил, что царство и обещанное восстановление престола Давида близко. Когда он воскрес из мёртвых, стало ясно, что мы можем полностью утвердиться в извечной еврейской надежде — как на грядущую мессианскую эпоху, так и на нашу новую жизнь в ней.

Каким бы ни был ваш собственный взгляд на воскресение, оно, безусловно, является мощной еврейской концепцией. Стремиться к обновлению нашей жизни — это врожденное желание, в чём бы мы ни чувствовали эту потребность: будь то восстановление разрушенного войной, возрождение утерянной когда-то цели жизни, исцеление разорванных отношений или воскрешение нашего здоровья, как физического, так и духовного.

Как Бог видит наше обновление?

Если мы начнём исследовать для себя эту древнюю еврейскую надежду и удостоверимся в её реальности, то последствия этого могут вдохновить и преобразить нас здесь и сейчас. Ведь если воскресение реально, тогда нам необходимо понять: чему мы должны посвящать своё время и силы по эту сторону вечности? Как это влияет на наше представление о Мессии? Как Бог видит наше обновление? Концепция воскресения может дать нам надежду — как на личное обновление здесь и сейчас, так и на обещанное грядущее восстановление мира.


Ссылки:

  1. Еврейское воскресение из мёртвых. // My Jewish Learning, по состоянию на 2 января 2023 г., https://www.myjewishlearning.com/article/jewish-resurrection-of-the-dead/.
  2. Сигал Алан Ф. Дети Ревекки: иудаизм и христианство в римском мире. Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1986. С. 53.
  3. Перевод будничной амиды. // Chabad.org, по состоянию на 2 января 2023 г., https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/867674/jewish/Translation.htm.
  4. Мангель Ниссен. Ани Маамин — я верю. // Chabad.org, по состоянию на 2 января 2023 г., https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/107781/jewish/Ani-Maamin-I-Believe.htm.
  5. Ламм Морис. Еврейское воскресение мертвых. // Chabad.org, по состоянию на 2 января 2023 г., https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/281644/jewish/Jewish-Resurrection-of-the-Dead.htm.
  6. 19 великих еврейских высказываний. // Aish, по состоянию на 2 января 2023 г., https://www.aish.com/sp/pg/19-Great-Jewish-Sayings.html.
  7. Броннер Итан. Древняя табличка разжигает споры о Мессии и воскресении. // The New York Times, 6 июля 2008 г. https://www.nytimes.com/2008/07/06/world/middleeast/06stone.html.
  8. Там же.
  9. Раввин Дамиан Эйснер, интервью Стефани Хамман, 30 декабря 2021 г.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса