Беспричинная ненависть и целенаправленная любовь
Еврейский календарь полон праздников, но он также периодически напоминает нам о наших бедствиях и ошибках. В этом году на 27 июня приходится Пост Семнадцатого тамуза, с которого начинается Бейн аМецарим (что означает «между теснинами»; этот период называется также «Шлошет а-шавуот» или «Трёхнеделье») – дни, когда мы скорбим о взятии стен Иерусалима римлянами в 70 году н.э. и последующем разрушении Второго Иерусалимского Храма в Тиша бе-Ав (то есть в 9-й день месяца Ава – в 2021 году выпадает на 17-18 июля).
Слова едва ли могут описать ужас, охвативший Израиль, когда Храм был не просто разрушен, а уничтожен до основания, – как будто самое сердце народа было вырвано из его коллективной груди. Наше осознание себя как избранного Богом народа было поставлено под сомнение, и наше будущее как нации повисло на волоске. Религиозные евреи веками оплакивают это событие, считая его самой страшной трагедией в нашей истории, и вспоминают его всегда с огромной скорбью, длительным постом и глубочайшим раскаянием.
Почему с раскаянием?
В одном из малоизвестных учений раввинов сказано, что Израиль совершил вполне конкретный грех, который и стал причиной этой трагедии, – грех, известный как «беспричинная ненависть». Дело в том, что в те времена внутри еврейского народа существовали такие глубокие разделения, такая злоба, такой разлад и открытая враждебность по отношению друг к другу, что раввины пришли к выводу, что мы сами навлекли на себя эту трагедию. Другими словами, беспричинная взаимная ненависть стала причиной разрушения величайшей святыни нашей нации – того самого института, который, как мы верили, делал нас единым народом.
Возможно, я задену чьи-то чувства, но мне кажется, что злоба, разлад и открытая враждебность, которые мы видим сегодня – даже среди некоторых христиан – не слишком отличается от состояния, в котором находилось израильское общество в I веке нашей эры. Что, если мы тоже живём во времена беспричинной ненависти?
Я не имею в виду естественные разногласия, которые могут возникать между христианами, – я говорю о том, как мы склонны реагировать на братьев и сестёр, которые с нами не соглашаются. Я также не имею в виду ненависть ко греху, потому что у нас есть все причины ненавидеть то, как грех разрушает отношения и жизни, – я говорю о том, что наша любовь к Божьей праведности может незаметно для нас извратиться и трансформироваться в самоправедность и презрение к окружающим.
Во времена предыдущих поколений бедствия, подобные пандемии коронавируса, могли стать поводом для объединения и сплочения людей против общего врага. Но не в этот раз. Можно даже сказать, что трагедия нынешней пандемии привела к ещё большим разделениям, к взаимным обвинениям и навешиванию ярлыков – и, да, к «беспричинной ненависти».
Я не знаю, во что в итоге выльется сегодняшняя атмосфера раздоров, но я не вижу, чтобы трагедия COVID-19 хоть как-то сплотила людей – и это не может не настораживать всех нас, членов семьи Божьей. Мы можем быть гораздо ближе, чем мы думаем, к той ситуации, в которую загнал себя Израиль во второй половине I века. Я не утверждаю, что мы все виновны в ненависти без причины, но делаем ли мы что-нибудь, чтобы преодолеть её? И возможно ли ещё преодолеть нынешнюю атмосферу разделений и озлобленности? Скорее всего, невозможно без сверхъестественного Божьего вмешательства – и я думаю, что такое сверхъестественное действие Бога должно начаться с нас, с людей, которые называют себя Его детьми.
Как преодолеть беспричинную ненависть?
Беспричинную ненависть можно преодолеть только целенаправленной любовью. Иисус пришёл на землю живым воплощением целенаправленной любви, и, если мы хотим преодолеть ненависть, мы должны поставить эту цель во главу угла. Когда мы осознаём, что в нас живёт Мессия, в нас уже не остаётся места для враждебности или ненависти. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1 Иоанна 2:9-10). Именно о такой любви говорил Иисус как об отличительном признаке Своих учеников (Иоанна 13:35).
Большинство современных евреев не особо задумываются о событиях 70 года н.э. Мало кто действительно соблюдает обычаи траура, поста и покаяния в память о разрушении Храма. Еврейский народ впал в коллективную амнезию – и это сказывается. В Израиле уже было больше неудачных попыток сформировать правительство – собрать коллектив лидеров, которые были бы готовы сотрудничать друг с другом – чем у любой другой нации в истории. Сегодня Израиль страдает полной неспособностью сплотиться как единый народ. Возможно, события второй половины I века и есть то зеркало, в котором мы можем увидеть правдивое отражение нашей нынешней ситуации и политических процессов.
Какие уроки мы можем извлечь из печального опыта Израиля и разрушения Храма?
К счастью, похоже, что в данный момент кризис пандемии миновал, но сможем ли мы найти способ преодолеть гораздо более опасный кризис беспричинной ненависти? Теперь, когда у нас есть вакцины и все шансы оставить позади эту страшную пандемию, какие уроки мы можем извлечь из печального опыта бедствий Израиля? Как мы должны увековечить память об этой трагедии, чтобы не стать очередным подтверждением знаменитой максимы Сантаяны: «Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение»?
Я считаю, что мы должны позволить скорби тех дней остаться с нами, определять наше понимание того, что является действительно важным, и формировать наше отношение к людям – как к верующим, так и к тем, кому только предстоит познать Его.
Слова апостола Павла напоминают нам не недооценивать значимость печали:
«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Коринфянам 7:9-10).
Иисус пришёл, чтобы дать жизнь с избытком, и только Он может произвести в нас любовь, которая одолеет ненависть. Стоя перед тем самым Вторым Храмом, Он провозгласил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоанна 2:19). Трагедия смерти Спасителя преодолела трагедию разрушения Храма. Иисус умер, чтобы явить целенаправленную любовь – любовь, которая обращает печаль в покаяние, ведущее к спасению. Живя в соответствии с буквой и духом евангелия и неся миру истину о нашем Мессии, давайте будем любить людей с той же целеустремлённостью, которая побудила Иисуса пойти на крест, и той же силой, которая воскресила Его из мёртвых!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!