Бог избрал тебя!
Часто можно встретить христиан, которые восклицают: «Как бы я хотел принадлежать к избранному народу!» Конечно, я ценю такие проявления любви к евреям, но в ответ обычно напоминаю: «Библия говорит, что если вы приняли Иисуса своим Господом и Спасителем, то вы уже принадлежите к Божьему избранному народу».
Затем я иногда добавляю: «Только помните, что избранность может быть не только благословением, но и бременем».
Это же отмечает и Тевье-молочник, любимый всеми персонаж из «Скрипача на крыше», когда сухо предлагает Богу «иногда выбирать кого-нибудь другого». С точки зрения Тевье, наш народ платит высокую цену за свою избранность – преследования, скитания и разбитые мечты – в то время как «пакет бонусов» остается призрачным и весьма неопределенным.
Представители других наций имеют свои сложности с принятием концепции «избранного народа». Некоторые заходят настолько далеко, что задают вопрос: «На каком основании евреи считают себя такими особенными, что Бог, по их мнению, выбрал их среди всех других народов?» За такими вопросами обычно стоит плохо скрываемая обида и раздражение, которые нередко выплескиваются вспышками яростного антисемитизма. Эти обида и раздражение побудили одного поэта написать: «Странно, что Бог избрал евреев, вдвойне же странно знать таких, кто, выбрав Бога иудеев, отверг с презреньем их самих».
«Странность» проистекает из неспособности понять, что «избрание» больше говорит о Том, Кто выбирает, чем о том, кто избран. Бог сделал выбор для того, чтобы мы лучше узнали Его характер, а не для того, чтобы повысить статус тех, кого Он избрал. Избрав и сохраняя еврейский народ на протяжении всей его истории, Бог показал нам и всему миру, что Он – любящий Бог и Он верен Своим обещаниям.
Однако еврейский народ не единственный избранный Богом. В иврите понятие «избранный» (бахар) – отражает скорее новозаветную концепцию выбора тех, кто сам сделал шаг, чтобы быть выбранным. Церковь Иисуса Христа состоит из Божьих избранников (2 Тимофею 2:10). Если вы приняли Его как своего Мессию и Спасителя, это означает, что Бог избрал вас!
Можно провести изумительные параллели между избранием Израиля и избранием Церкви, параллели, которые помогут раскрыть тайну великой благодати и милости Божьей в этом мире. Эти параллели или столпы избрания лучше всего можно понять, рассмотрев их в контексте отношений и ответственности. Рассмотрение именно с точки зрения параллелей имеет очень важное значение, потому что, сравнивая Израиль и Церковь, люди часто склонны их объединять. Но избранные Богом народы не становятся одним и тем же народом. Один не заменяет собой другой. Однако между ними есть важные сходства.
В Библии отношения Бога с людьми определены в терминах завета – обещания или соглашения. Бог дал ряд обещаний Аврааму и его потомкам. Мы читаем об этом, начиная с Книги Бытия 12:3. Он придал официальный статус Своим обещаниям, торжественно заключив с Авраамом завет (Бытие 15:18). Этот завет имел обязательную силу. Бог обещал дать землю и произвести от Авраама народ, а также обещал ему Свое благословение. Израиль должен был стать благословением для мира и светом для народов.
Аналогичным образом Бог заключил новый завет через Мессию Иешуа (Иисуса). Этот завет был предсказан в 31 главе Книги пророка Иеремии. В Евреям 9:15 Иисус провозглашен ходатаем (посредником) нового завета. Те, кто принимает Его, принимают и новый завет – и совокупно именуются Церковью.
Бог выполняет Свои обещания, данные обоим «избранным народам» – Израилю и Церкви – ради Своего имени. Его обещания Церкви столь же крепки, как и обещания Израилю. Это один из тех моментов, которые являются общими для Израиля и Церкви: их отношения с Богом основаны на Его выборе и поддерживаются благодаря Его характеру.
Еще одна общая черта между Израилем и Церковью состоит в том, что оба они являются объектами обиды и раздражения, которые испытывает мир по отношению к избранным Богом людям. Всё, что вам нужно сделать, это сказать среднестатистическому человеку, что Иисус Христос – единственный путь для того, чтобы иметь отношения с Богом. Люди тут же возмутятся вашей ограниченностью, точно также как они возмущаются «исключительностью» моего народа.
Когда Бог избирает народ, Он предписывает ему отличаться от остального мира. У остального мира это вызывает неприятие. Когда мы не поступаем, как поступают они, они чувствуют внутреннее обличение – чувство не из приятных – и видят в нас его источник.
Конечно, обличает их Бог, не мы. Он устанавливает стандарты. Он определил основание, на котором потомки Авраама, Исаака и Иакова были провозглашены избранным народом. Точно также Бог определил основание, на котором люди могут иметь отношения с Ним сегодня. Этим основанием является новый завет и вера в Иешуа – вера, которая отделяет нас от всего остального мира.
Когда Бог избирает людей, Он не только вступает с ними в отношения, но и наделяет ответственностью. Одна из составляющих этой ответственности – выполнение повелений, которые отделяют нас от этого мира. Другая из ее составляющих заключается в том, чтобы приглашать мир в царство нашего Бога.
На церковь возложен священный долг, обязанность, бремя – рассказывать о Божьих благословениях всем вокруг и приводить как можно большее число людей в отношения завета. Эта обязанность особенно насущна и актуальна касательно другого избранного Божьего народа – евреев. В каком-то смысле мой еврейский народ не справился со своей обязанностью быть светом для народов, потому что большинство из нас еще не осознали, что Иешуа (Иисус) является источником этого света.
Те из нас, кто избран по праву физического рождения, должны быть избраны снова через новое рождение во Христе. Наш завет о служении и благословении должен включить в себя новый завет о спасении.
Бог использовал еврейский народ, чтобы принести спасение миру, несмотря на то что большинство моих соотечественников не смогли узнать Спасителя. Кто же теперь принесет спасение евреям?
В этом и состоит обязанность и призвание «Евреев за Иисуса». Мы – дважды избранные Богом – являемся живым напоминанием о верности Всевышнего, без устали призывающего свой избранный народ, Израиль, к Себе, а также ободрением для Церкви нести и дальше порученное ей бремя и продолжать проповедовать Слово, исполняя ту обязанность, к которой первый избранный Богом народ также однажды должен будет вернуться. Эту обязанность некоторые церкви и верующие искренне стремятся исполнять, в то время как другие пытаются от нее уклониться, часто из опасения столкнуться с недовольством со стороны мира.
Слава Богу, что, как и в случае с израильским народом, избранность Церкви никогда не будет отменена из-за ошибок и неудач, но пребудет вечно, потому что Бог верен Своим обещаниям.
Сколько вы за свою жизнь слышали проповедей, в которых осуждалась неверность Израиля в Ветхом Завете или лицемерие еврейских лидеров в Новом? Хотя изъянам и ошибкам Церкви в таких проповедях, возможно, уделяется не так много внимания, зато Церковь постоянно подвергается публичной и частной критике со стороны. Нам бывает не просто принять, что такие очевидные проступки и промахи уравновешиваются фактом неизменной любви Бога к обоим Его избранным народам. Тем не менее Библия умудряется поддерживать этот баланс, и именно такой подход мы должны применять друг к другу.
Как ни странно, когда речь заходит о Церкви и Израиле, многие люди либо идеализируют Церковь и резко критикуют Израиль, либо, наоборот, идеализируют Израиль и критикуют Церковь. И в то время как некоторым, возможно, не достает любви к Израилю, многие из тех, кто любит Израиль, слишком строги по отношению к Церкви – даже если они сами к ней принадлежат. Помните: Иисус умер, чтобы искупить Церковь. Церковь – это Его невеста. Если вы любите Иисуса, вы являетесь частью Его Церкви и должны радоваться тем взаимоотношениям и ответственности, которые дает вам эта принадлежность.
И Израиль, и Церковь представляют собой благословение Божьего выбора. Они оба показывают истинную глубину Божьей любви и верности, милосердия и благодати. Оба не застрахованы от глубокого и долговременного падения. Их обоих может не принимать, ненавидеть и даже преследовать мир. Тем не менее оба являются народами великой судьбы, и их будущее исполнено надежды. В том, что это будущее настанет, нет никаких сомнений – не потому что сами избранные сильны и праведны, но потому что наш Бог верный, любящий и всемогущий, и Он хочет, чтобы вся слава принадлежала лишь Ему.
Давайте вместе радоваться высокому и святому призванию, которое Он дал тем, кто является Его избранным народом. Давайте помнить о великой обязанности, возложенной на нас – обязанности провозглашать превосходство Его святого имени.
«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуды 24-25).
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!