Большая История евреев (в их собственном изложении)
Все мы знаем историю еврейского народа. Вроде бы. Она начинается с Авраама, Исаака и Иакова. После них было рабство в Египте и освобождение из рабства, которое мы празднуем ежегодно во время Пасхального Седера. Потом для большинства из нас история становится более туманной. Где-то там был царь Давид и ещё царь Соломон — тот, который разделил ребенка на две части… хотя нет, минутку, он этого не сделал, потому что он был очень мудрым. А потом были Маккавеи и Ханука. После этого у нас были раввины и много всяких религиозных традиций. Дела пошли хуже при крестоносцах и испанской инквизиции. В конце концов мы все переехали в Восточную Европу — кроме тех, кто не переехал — и потом, конечно же, был Холокост и рождение современного государства Израиль.
Вот так в целом и выглядит еврейская история для множества евреев. Те, кто более эрудирован или больше интересуется историей, вероятно, знают ещё некоторые (или даже очень многие) события сверх этого базового перечня. Ну, и, конечно, есть предостаточно хороших книг и видео (последние, в основном, для «чайников») в помощь тем, кто хочет расширить свои знания.
Но те из нас, чьи глаза смотрят дальше курса истории за пятый класс, согласятся, что перечень основных событий — не лучший способ рассказывать историю. Более понятным будет цельное повествование, включающее связующие звенья между отдельными яркими событиями, которое привносит смысл во все эти отдельные «вехи» в хронологии. Это мировоззрение и миропонимание, которые придают осмысленности длинным спискам людей, мест и дат.
Иногда эта «большая история» называется метанарративом. Но здесь мы будем называть её просто Большой Историей. И в зависимости от того, с каким типом евреев, вы общаетесь, вам будут предложены на выбор разные Большие Истории. Является ли какая-нибудь из них настоящей Большой Историей? И есть ли среди этого множества Больших Историй хоть одна настоящая? Давайте проверим.
1. Традиционная Большая История ортодоксальных евреев
Если вы воспитывались в традиционной еврейской семье, особенно ортодоксальной, вы узнаете эту Большую Историю. В традиционном иудаизме Бог сотворил хорошую вселенную и создал человечество с изначально присущими добрым и злым началами, которые называются соответственно «йецер атов» и «йецер ара». Потом Бог избрал народ Израиля, нас и наших предков, и заключил с нами Завет у горы Синай. Мы стали Божьим драгоценным сокровищем и обязаны соблюдать 613 заповедей (мицвот), данных на горе Синай.
Чтоб соблюсти мицвот правильно, Бог дал также Устную Тору, интерпретацию Письменной Торы, которая тоже была дана на Синае и передавалась из уст в уста на протяжении столетий через раввинов, духовная власть которых была установлена Богом. Кульминация этой Большой Истории — Синай. Как сказал однажды один известный раввин: «Остальное — комментарии». Но эти комментарии мы как евреи обязаны слушать.
В конце истории придёт Мессия, чтобы установить мир на земле, возвратить всех евреев в Израиль и отстроить Храм. Такой Мессия потенциально существует в каждом поколении (возможно, ваш ребёнок — Мессия?), но еврейский народ должен стать достойным его явления через соблюдение мицвот.
Соответственно, эта Большая История говорит о прошлом (сотворение и избавление), настоящем (наш образ жизни, соблюдение мицвот сегодня) и будущем (мессианская эра и грядущий мир).
До восемнадцатого века это была Большая История почти для всех евреев. Единственным исключением была группа под названием караимы, которая не приняла авторитет раввинов и жила только с Письменным Законом, отвергая любую идею о том, что существует Устный Закон.
2. Каббалистическая Большая История
Каббала — это еврейский мистицизм, рассвет которого пришёлся на Средние Века, хотя в некоторых формах он существовал и раньше. Многие люди сегодня знают о каббале благодаря её «попсовым» последователям наподобие Мадонны или деятельности Каббала-Центра, организации, пытающейся распространять учение каббалы на популярном уровне по всему миру.
Особая разновидность каббалы была разработана в шестнадцатом веке рабби Ицхаком Лурией. Именно его версия захватила многие умы в современном мире — возможно, потому что она даёт некоторый «мифологический», равно как и мистический подход к реальности.
В каббале рабби Лурии, хотя Синай и Тора имеют важное значение, как и в ортодоксальном иудаизме, дополнительный акцент делается на начале творения и природе самого Бога.
Вот Лурианская каббала за шестьдесят секунд: Бог Сам по Себе известен как Эйн Соф, что значит «Бесконечный». Посредством сжатия Самого Себя (этот процесс называется цимцум), Бог сделал возможным создание вселенной. Далее Он взаимодействовал со Своим творением через десять эманаций или сфирот. Сфирот имеют сложные взаимоотношения одна с другой и с миром (возможно, вы видели каббалистические диаграммы «Десять сфирот»). Когда Бог создавал вселенную, лучи Божественного Света были заключены в оболочках или сосудах, часть которых каким-то образом разбилась, из-за чего искры заключённого в них света рассеялись по вселенной и стали добычей злых сил. С момента разрушения сосудов (известного как «швират келимор»), зло вошло в мир. Теперь на всех евреев возложена обязанность исполнять мицвот, для того чтобы собрать эти искры и добиться «тиккун олам», восстановления (исправления) мира.
Таким образом, у нас есть доброе творение, падение искр на землю, породившее зло, и предписание, согласно которому мы возвращаем эти искры Богу. Для кого-то это звучит совсем не по-еврейски, для других — это еврейская мифология с массой подробностей и пояснений. В эпоху «Звёздных войн» и «Властелина колец» множеству евреев мифология кажется именно тем, что (еврейский) доктор прописал.
Ортодоксальная Большая История подчёркивает центральное значение Синая и неизменную важность соблюдения мицвот — таким образом, она нацелена на здесь-и-сейчас. Лурианская Каббала делает акцент на центральном значении сотворения и вхождения зла в мир через разрушение сосудов, а также на окончательном восстановлении мира до того состояния, которое задумал Бог. И хотя мицвот также играют в ней центральную роль, линия этой Большой Истории более чётко и осознанно прослеживается от начала до конца.
В противоположность этому, традиционный иудаизм фокусируется больше на практических целях в настоящем, то есть посередине. Хотя, конечно же, в его версии есть начало, но на вхождении зла в мир не делается акцента — скорее даже никакого вхождения и не было, поскольку все люди созданы «двуначальными» и должны просто выбрать доброе начало, а не злое.
И, безусловно, традиционный иудаизм говорит о конце, когда придёт долгожданная мессианская эпоха. Но этому концу не отводится настолько же важное место, как в каббалистической Большой Истории.
3. Классическая Большая История либерального иудаизма
Либеральный/реформистский иудаизм — это продукт движения XVIII века под названием Хаскала (еврейское просвещение) и его разрыва с религиозными традициями. Поэтому сюжет его исторического повествования является более светским и вращается вокруг идей эволюционного прогресса. В своей ранней форме он был очень сосредоточен на постоянно растущем совершенствовании мира человечеством.
В этой истории центральное положение занимает этика пророков и раввинов, в отличии от ортодоксального акцента на традициях, ритуалах и мицвот. Приподнятый оптимизм классического либерального иудаизма — это на самом деле светская история в еврейских одеждах. Особенно в раннюю эпоху, это был еврейский эквивалент слов песни с Нью-Йоркской всемирной выставки 1964-1965 годов: «Есть великое прекрасное завтра, сияющее в конце каждого дня».
4. Постмодернистская либеральная и светская Большая История
В дальнейшем модель либерального иудаизма стала уже не такой оптимистической, как была когда-то. Однако идеи справедливости и этика пророков для многих остались важны, как никогда (тиккун олам, понимаемый как социальное действие, находится на повестке дня многих евреев). Но у этой Большой Истории теперь намного больше общего с постмодернистскими тенденциями, чем с модернистскими. Это значит, что для многих светских евреев, возможно, больше не существует единой всеобъемлющей Большой Истории, только Большие Истории, которые мы сами выбираем, чтобы обрести смысл собственного существования.
В некоторой степени эта Большая История — это история без ясного начала и конца, только с срединой, в которой мы делаем тиккун олам и ведём еврейский образ жизни. Многие сказали бы, что то, откуда мы, почему мир такой, какой он есть, и куда движется человечество, — всё это неизвестно или, по крайней мере, не может быть известно с какой-либо степенью достоверности.
5. Светская Большая История сионистов
Это сионизм построенный исключительно на национальной идее. Конечно, есть религиозные версии сионизма. Но в данном варианте он совершенно не интересуется вопросами создания мира или природы зла; главное зло видится в большинстве случаев в распространяющемся угнетении еврейского народа на протяжении истории. Хотя Ханука и Маккавеи принесли некоторое облегчение, «избавления» не было до 1948 года, когда было создано государство Израиль. В этой классической форме сионизма горизонт целей ограничен еврейским отечеством. Отечество было создано в 1948 году, потом последовали кибуцы и мошавы, освоение пустыни и дух халуцим (первопроходцев), каждый из которых внёс свой вклад в надежду на осуществление утопии в Земле Израиля (с немалыми идеологическими импульсами социалистического движения в Европе).
Мало кто сегодня, даже среди ярых сторонников Израиля, верит, что вот она, утопия, уже на горизонте, и до неё рукой подать. Но тем не менее эта Большая История некоторое время играла заметную роль в среде американских и западноевропейских евреев, хотя сегодня она трансформировалась больше в надежду на обычное выживание, чем на будущий Золотой Век.
6. Большая История из Еврейской Библии и Нового Завета
Этой Большой Истории придерживаются многие евреи (равно как и неевреи) верующие в Иисуса. Она говорит о том, что Бог сотворил добрый мир (здесь она согласуется с некоторыми из упомянутых выше Больших Историй). Но человечество своими собственными действия принесло зло и грех в этот мир, и наша природа приобрела склонность ко греху (то есть не имела злое начало от сотворения, как в традиционной ортодоксии, и не приобрела его в результате какой-то «недоработки» в процессе творения, как в Лурианской Каббале).
Бог освободил Израиль из Египта и заключил с нами завет (как и в традиционной ортодоксии), чтобы мы как народ демонстрировали природу Бога и то, как выглядит общество, освобождённое от зла и греха. Тем не менее Израиль, то есть мы, неоднократно нарушали Божий Завет. Но Бог обещал заключить новый завет и послать Мессию, который освободит не только евреев, но и весь мир от греха.
Пришёл Иисус, который утверждал, что является этим самым Мессией. Его смерть и воскресение искупили человеческий грех и совершили освобождение, которое мы переживаем «уже, но ещё не в полноте», что значит, что мы видим некоторые аспекты спасения уже сейчас, а другим только предстоит совершиться, когда Он возвратится, как обещал.
Кульминация этого повествования — это сам Иисус, особенно Его смерть и воскресение. История Иисуса не была «громом среди ясного неба». До Иисуса мессианская надежда Израиля была неосуществлённой, во время Иисуса и после эта же надежда осуществилась. Нееврейский мир также получил возможность искупления через Иисуса, но пришёл Он «сначала к иудею». Иисус остаётся неотъемлемой частью нашего народа и истории Израиля.
Так какая же Большая История является истинной? Все ли они действительны — разные варианты для разных людей? Все ли они неправда, и мы живём в мире без основополагающего подлинного смысла? Или же только одна по-настоящему отображает Реальность?
Мы с вами не можем посидеть в Старбакс, чтобы обстоятельно поговорить об этом (разве что вам случится побывать в окрестностях Сан-Франциско, тогда свяжитесь со мной, и мы встретимся за чашкой кофе). Истина и реальность — это не двухминутный разговор. Но я могу сказать одно: большинство из нас выбирают определённую Большую Историю не потому, что мы сели и тщательно сравнили их друг с другом, а потому что у нас уже есть собственные предубеждения, которые влияют на то, во что мы верим. Однако мы способны бросить вызов нашим предубеждениям, и нет ни одного человека, у которого бы их не было.
И у каждой Большой Истории есть свои собственные исходные посылки или основополагающие постулаты. Вот второй части я рассмотрю некоторые исходные посылки, на которых стоят приверженцы различных Больших Историй. Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять свои основополагающие постулаты, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим постулатам может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для всех остальных.
(Продолжение следует)
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!