Большая История евреев (в их собственном изложении). Часть 2
Итак, позвольте мне коротко затронуть исходные посылки, на которых стоят приверженцы различных Больших Историй. Это не попытка изложить чужое мнение, и я описываю эти исходные посылки только в общих чертах. Но, возможно, вы узнаете постулаты своего собственного мировоззрения среди приведенных ниже.
Если вы традиционный ортодокс, тогда вы исходите из посылки, что Писание должно быть отфильтровано через раввинистическое толкование. Возможно, вы даже думаете, что задаваться вопросом «Что Писание говорит само по себе?» — это детский и незрелый подход к Писанию. В конце концов, в традиционном еврейском образовании сама по себе Тора (Хумаш) — всего лишь первый этап для начинающих. Старшие ученики изучают Мишну, после Талмуд, Тосефту, комментарии и так далее. Для вас «посмотреть, что говорит Библия сама по себе» будет, наверное, не вызовом, а нежелательным предложением обойти Божественным образом установленный авторитет раввинов и накопленную ими тысячелетнюю мудрость. В конечном итоге мы с вами можем оказаться людьми, говорящими о разных вещах.
В ответ на ваши постулаты я предлагаю вам подумать об иерархии авторитета (власти). Возьмите, например, Даниила 7:13-14. В этом отрывке мы читаем:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»
Кто, по вашему мнению, этот «как бы Сын человеческий»? Превосходит ли его духовная власть раввинскую? В трактате Сангедрин 98a Талмуд даёт мессианское толкование на Даниила 7:13. Верующие в Иисуса считают, что именно Он является Мессией и тем, кто описан в седьмой главе Даниила. Он называл себя Сыном Человеческим, ссылаясь именно на этот стих, и «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матфея 7:27-28). Он даже говорил, что «дана Мне всякая власть на небе и на земле». (Матфея 28:18).
Что же это был за человек, который сказал такие слова о себе и о котором так говорили те, кто лично с ним сталкивался? Возможно, стоит больше узнать о нём и о том, какие основания были у него самого и у окружающих, чтобы заявлять, что ему дана такая власть?
Если вы последователь учения Каббалы, особенно в её лурианской версии, описанной нами в первой части, тогда вы исходите из посылки, что реальность носит скорее мистический характер, чем рациональный (в конце концов, Каббала — это ведь еврейский мистицизм). Вы можете верить, что каббалистическая Большая История является истиной, потому что, как показывает наука, вселенная — гораздо более странное место, чем кто-либо предполагал раньше (вспомните, например, квантовую механику). Возможно, то же самое можно сказать и о Боге. Возможно, Он действительно существует в десяти эманациях; возможно, было космическое разрушение сосудов; возможно, здесь на земле есть потерянные искры, которые нам нужно возвратить.
Я соглашусь с вами, что реальность одновременно имеет и рациональные, и сверхрациональные, и иногда даже мистические свойства. Но я бы хотел обратить ваше внимание на то, что эта Большая История на самом деле обходит стороной нашу собственную ответственность за грех и зло и слишком сильно полагается на нашу способность что-либо самостоятельно исправить.
Природа зла недвусмысленно описана в Писании, например, в Псалме 52:4: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного», или в Иеремии 13:23: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и Вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» Грех и зло не были заложены при сотворении сами по себе, но коренятся в нашей развращённой человеческой природе.
Более того, действительно ли мы способны сами обрести искупление через подчинение Богу? И снова я призываю вас задуматься о том, почему в Новом Завете апостол по имени Павел высказывает другое мнение:
«Ибо Христос [Мессия], когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос [Мессия] умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Римлянам 5:6-8).
Может ли быть так, что мы не способны соблюдать мицвот — по крайней мере, точно не до такой степени, чтобы это привело к исправлению мира? На самом деле, вместо того чтобы побуждать нас находить и возвращать искры, Новый Завет говорит о возвращении другого рода: о возвращении Иешуа из мёртвых, чтобы дать нам жизнь, потому что мы не можем это сделать сами для себя. И если вы видите прелесть Лурианской каббалы в её странности — то разве не странно узнать, что еврейский учитель первого века воскрес из мёртвых намного раньше обещанного иудаизмом воскресения из мёртвых в конце времён.
Если вы светский еврей с либеральными взглядами, вы, вероятно, исходите из посылки, что человечество в конце концов достигнет совершенства. Хотя не многие в наше время сохраняют былой оптимизм в отношении реализации политических или экономических утопий, современные техно-утописты всё ещё надеются на возможность технологического рая. Даже в постмодернистском мире утопия не умерла. В еврейских кругах вера в утопию уходит корнями в этику пророков и отображается в основных еврейских ценностях.
Хотя я согласен с вашим акцентом на этике, я бы призвал вас пересмотреть ваши постулаты о постоянном духовном прогрессе или о том, что наша цель — конвергенция (постепенное сближение разных политических, экономических и культурных систем). Параллельный анализ библейской и современной истории показывает, что человечество не становится постепенно лучше, и технологическая утопия сегодня уже не видится многим высоконравственной.[1] Авторы Священных Писаний, похоже, тоже не разделяли идеи постоянного прогресса:
«Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад.» (3 Царств 14:9)[2]
Даже принимая во внимание наличие в этом стихе гиперболы, история Израиля, изложенная в Еврейской Библии, ясно показывает, что исторический путь нашего народа уж точно не был примером непрерывного нравственного совершенствования. На лицо как раз обратное: наша библейская история завершилась в изгнании, поскольку, выражаясь словами библейских авторов, «накопились» грехи и зло. В ХХ веке сначала Первая мировая война, а потом и Холокост подорвали веру девятнадцатого века в неизбежный благотворный прогресс. Хорошим примером является изменение мировоззрения знаменитого писателя-фантаста Герберта Уэллса, отражённое в его литературных произведениях, — от безудержного оптимизма до глубокого отчаяния — и это за каких-то девять лет! Приятно утешать себя, что высокие технологии и активная гражданская позиция могут улучшить мир. Но, знаете ли, реальность упорно свидетельствует об обратном.
В то же время совершать добрые дела — это правильно. Правильно прилагать усилия для обеспечения социальной справедливости и сохранения природы нашей планеты. Но это совсем не одно и то же, что ожидание стабильного прогресса или конвергенции, кульминационной точкой которых будет создание идеального мира (утопии). Учитывая хроническую природу нравственных проблем в этом мире, я бы рекомендовал вам пересмотреть ваше исходное положение о том, что мы можем достичь рая своими собственными усилиями.
Возможно, ваше мировоззрение не настолько оптимистично, как традиционное либеральное. Вы верите в справедливость и действуете в рамках тиккун олам, но не знаете, почему мир такой, как есть, и куда идёт человечество вообще и еврейский народ в частности. Большая История, способная дать цельную картину мира, является для вас иллюзорной или даже невозможной, и, на ваш взгляд, вместо того, чтобы пытаться понять вселенную, нам просто надо притереться к этой жизни.
Здесь я хочу сказать, что без Большой Истории в этом мире не остаётся вообще ни одной причины быть высоконравственным, совершать тиккун олам, дорожить своим еврейством — ни единой причины, кроме либо просто инерции, либо подспудного чувства, что в жизни должен быть смысл, даже если мы не можем его найти. Слова Иешуа говорят прямо к таким людям:
«Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).
Не все, конечно, верят в то, что существует истина в последней инстанции и что познать её реально. Кто может знать, что есть истина? Конкурирующие претензии различных «истин» на свою исключительность, создают больше проблем, чем решают. Рассмотрим разговор между Иисусом и Понтием Пилатом, римским прокуратором (управляющим) древней Иудеи.
«Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?»
Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».
Пилат сказал Ему: «Что есть истина?«» (Иоанна 18:37-38).
В словах Пилата практически слышен циничный смех. Возможно, вы не являетесь циником, но вопрос Пилата вызывает у вас некоторую симпатию. Тем не менее многие, кто всерьёз задал себе вопрос «Кто такой Иисус?», пришли к убеждению, что Он — на самом деле истина, Тот, кто даёт всеобъемлющий смысл жизни для евреев и неевреев в равной степени. В одной притче из Еврейской Библии сказано:
«Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23).
Если можно хотя бы образно купить или продать истину, то она должна иметь какую-то ценность. Её стоит искать, и я призываю вас исследовать, может ли Большая История, в центре которой находится Иисус, быть подлинной Большой Историей этого мира.
И наконец, если вы сионист, особенно светский, мы с вами придём к согласию в вопросе о важности поддержки Израиля. И мы можем утверждать, что сегодняшний Израиль — это больше не молодая нация идеалистов, как в первые десятилетия его существования. В основе этой Большой Истории лежит постулат, сформулированный еврейским историком Сало Бароном[3], что история нашего народа по большей части была историей угнетения, и что обеспечение выживания еврейской нации (защита от внешних и внутренних угроз, таких как, например, ядерный Иран или смешанные браки) должно быть одной из главных мотиваций мышления и действий всех евреев.
В разговоре с вами я вижу своей задачей проанализировать вопрос о том, как гарантировать выживание евреев? Поскольку мы оба согласны с центральным значением Израиля как отечества нашей нации, я бы попросил вас подумать о том, есть ли за кулисами этой важнейшей для нас сцены действий «Божественный Режиссёр». В Библии, в самом начале нашей истории, Бог говорит Аврааму:
«Пойди… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3).
Если всё это правда, тогда еврейский народ — не историческая случайность, а Божественным образом созданный народ. И стоит вспомнить есть ещё такой отрывок из пророка Иеремии:
«Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иеремия 31:35-37).
Интересно, что прямо перед этим отрывком говорится о том, что Бог заключит с Израилем Новый Завет. Мы, еврейские последователи Иисуса, верим, что Иисус как Мессия провозглашал именно этот Новый Завет. В свете этого я хочу спросить вас: как же тогда предсказанное Иеремией вхождение в Новый Завет через веру в Иисуса может означать уничтожение еврейского народа? Иеремия говорит о Новом Завете как об одном из факторов его вечного сохранения!
Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять исходные посылки и постулаты своих убеждений, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим постулатам может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для всех остальных.
Примечания
- Сравните с антиутопиями Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и Джорджа Оруэлла «1984» или любым другим антиутопическим литературным произведением или фильмом. Из совсем недавних, например, фильм по роману и сам роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
- Относительно слов «хуже всех, которые были прежде тебя», смотрите также 3 Царств 16:30, 4 Царств 21:9, 4 Царств 21:11, 2 Паралипоменон 33:9.
- Еврейский историк Сало Барон назвал это «слезливой концепцией еврейской истории». Сам Барон возражал против изображения еврейской истории исключительно в терминах гонений.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!