Была ли Тайная Вечеря Иисуса пасхальным седером?
Как и большинство евреев, в детстве я праздновал Песах с родителями и другими родственниками. Мне нравилась преемственность семейной и общественной истории нашего народа, к которой я приобщался каждый год. И, конечно же, там была вкусная еда!
Когда я стал последователем Иисуса, я обнаружил в Новом Завете повествование о том, как Он сам праздновал Песах, известное среди христиан как Тайная вечеря, — одно из самых упоминаемых и возведённых в ритуал событий во всей истории человечества. Данный факт вызывает множество вопросов: действительно ли Иисус праздновал Песах так, как евреи делают это сегодня? Участвовал ли Он в седере, похожем на тот, в котором принимал участие и я со своей семьёй? Должны ли Его последователи сегодня отмечать это событие «более по-еврейски»?
Христианский седер
В последние несколько десятилетий число христиан, интересующихся празднованием Песаха, неизменно растет. В некоторых церквях даже проводятся «христианские седеры».1 Некоторых евреев это беспокоит и раздражает, в то время как другие поощряют христиан участвовать в празднике и проводить церковные седеры.
Первая точка зрения представлена раввинами Йехиэлем Поупко и Давидом Сандмелом, которые в 2017 году опубликовали статью под названием «Иисус не ел седер» с подзаголовком «Почему христианам тоже не следует этого делать».2 Поупко и Сандмел излагают две причины, по которым христианам не следует проводить седер: во-первых, седер в том виде, в каком мы его знаем, во дни Иисуса не существовал, а во-вторых, христианские седеры отвлекают внимание от Исхода и перенаправляют его на Иисуса. Другие авторы тоже высказывали аналогичные опасения по поводу участия христиан в традиционном седере.3
Но немного ранее, в 2014 году, раввин-реформист Эван Моффик в своей книге «Что каждому христианину нужно знать о Песахе»4 высказал прямо противоположную точку зрения, призывая христиан проводить седер и объясняя, как именно это нужно делать.
Так кто из них прав? Действительно ли это проблема, что некоторые христиане хотят проводить седер? Являются ли христианские седеры проявлением так называемой «культурной апроприации» (присвоения чужой культуры)? Или их стоит приветствовать в нашем плюралистическом религиозном обществе? Есть ли в этом «польза для евреев», когда христиане участвуют в нашей многовековой традиции? С более религиозной точки зрения, является это кидуш ха-Шем или хиллул ха-Шем (освящением или осквернение имени Божьего)?
Песах после 70 г. н.э. сильно
отличается от Песаха до 70 г. н.э.
Иисус и пасхальная трапеза
Совершенно верно, что того седера, который мы с вами знаем сегодня, во времена Иисуса не существовало. В своей знаменитой книге «Истоки седера» Барух Боксер писал, что седер, описанный в Мишне, в первую очередь отражает «необходимость преодолеть потерю Храма».5 Другими словами, Песах после 70 г. н.э. сильно отличается от Песаха до 70 г. н.э. И седер продолжал развиваться со временем. Например, обычай преломлять и прятать афикоман Мишне неизвестен.
То, что совершали Иисус и его 12 апостолов, было пасхальным ритуалом, практиковавшимся до 70 г. н.э., независимо от того, назывался он в то время седером или нет. В трёх из первых четырёх книг Нового Завета (известных как Евангелия) Тайная вечеря называется пасхальной трапезой.6 На ней должна была подаваться баранина, маца и горькие травы. Чаши с вином были; в Евангелиях упоминается о двух, но мы, зная, что многие мишнаистские традиции восходят к более ранним временам, можем обоснованно предположить, что чаш уже тогда было четыре. В любом случае наличие «чаш» показывает, что на то время уже накопилось немалое количество традиций, выходящих за рамки абсолютно обязательных требований к соблюдению Песаха, предписанных в Исходе.
Если в первом веке использовались четыре чаши, то повествование об этой трапезе в Евангелии от Луки, скорее всего, начинается с кидуш, «первой чаши»:
«И, взяв чашу и благодарив, сказал: «Примите её и разделите между собою»» (Луки 22:17).
Мы точно не знаем, какую формулировку в тот время имело «благодарение». Сегодня мы бы произнесли: «Барух ата Адонай Элохэйну, Мелех ха-олам, борей при агафен», «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
Хлеб должен был быть мацой, то есть предписанным в Писании «пресным хлебом»:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается»» (Луки 22:19-20).
Опять же, мы не знаем тогдашнюю формулировку молитвы благодарения, которая сегодня звучит как: «Барух ата Адонай Элохэйну, Мелех ха-олам, ха-моци лехем мин ха-арец», «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, производящий хлеб из земли».
Лука отмечает, что это была чаша «после вечери», которая должна была быть третьей чашей. Интересно, что Иисус придаёт хлебу и вину новый смысл, который вы не найдёте в сегодняшних агадот.7
В Евангелии от Матфея мы видим и другие символические действия, соответствующие типичной трапезе седера:
«И когда они ели, сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: «Не я ли, Господи?» Он же сказал в ответ: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня»» (Матфея 26:21-23).
Опускание руки в блюдо, чтобы обмакнуть кусок хлеба, является частью ритуала пасхального вечера. Вполне может быть, что Иуда, тот самый предатель, опустил руку с куском мацы в марор, «горькие травы». У нас нет возможности узнать наверняка, но это соответствовало бы пасхальным обычаям и было бы значимо как символ горечи предательства.
Кроме того, как мы видим в Матфея 26:30, в повествовании присутствует пение Галеля:
«И, воспев, пошли на гору Елеонскую».
Иисус и ученики завершили свой Песах псалмами Галель, к которым относятся псалмы 112-117. Всё это можно обоснованно предположить из текста Евангелий. И хотя мы не знаем, насколько точно и подробно в дни Иисуса рассказывали историю Исхода, мы вряд ли можем себе представить, что в этом рассказе отсутствовали бы самые истоки Песаха.
Вопрос, можно ли назвать пасхальную трапезу Иисуса седером, вызывает много споров. Вариантов высказывается масса: это был прото-седер, седер в формате до 70 г. н.э., седер в процессе формирования, что-то вроде седера, с элементами седера — можно изворачиваться как угодно, но слово «седер» всё равно напрашивается, как наиболее подходящее. Именно его Йозеф Клаузнер неоднократно использует в своём «Иисусе из Назарета».8
Учение Иисуса о пасхальных ритуалах
А как насчёт нового значения, которое Иисус придал хлебу и вину на Песах? Поупко и Сандмел отмечают, что на Тайной вечере внимание к событиям Исхода «ушло на второй план» по сравнению с новой символической интерпретацией Иисуса, посредством которой Он создал новый ритуал.
Песах — это взгляд не только
в прошлое, на Исход, но и в будущее,
на окончательное искупление.
Тем не менее, при том что еврейский народ всегда чётко осознавал связь между Песахом и Исходом, нам это не мешало изобретать новые ритуалы для седера и придавать новое значение уже существующим обычаям. Мы постоянно создаём новые символы для выражения нашей веры (например, не так давно на некоторых седерах начали добавлять на традиционную тарелку апельсин, как символ маргинализированных евреев). Песах — это взгляд не только в прошлое, на Исход, но и в будущее, на окончательное искупление. Мы открываем дверь для Илии в надежде на приход Мессии. Мы говорим: «В следующем году в Иерусалиме!» — в предвкушении исполнения будущих обетований. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что Иисус тоже по-новому интерпретировал ритуалы Песаха.
Дело в том, что богатая история, к которой мы прикасаемся всякий раз, как празднуем Песах, обновляет в нас надежду на дальнейшее и окончательное искупление, о чем свидетельствует новое использование и переосмысление образов Исхода библейскими пророками. Мессианская надежда нашла выражение в образе окончательного, кульминационного исхода. Библеисты часто отмечают, что библейские пророки используют образы Исхода из Египта, говоря о несравненно превосходящем его будущем искуплении:
«И расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне и будут жить с детьми своими, и возвратятся; и возвращу их из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них. И пройдет бедствие по морю и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта» (Захария 10:9-11).
Аллюзии на Египет, переход через море и падение египетской власти взяты из истории Исхода. Даже иссякание глубин реки читается как отсылка к одной из 10 казней.
Новый Завет утверждает, что эти пророческие обетования искупления исполнились в Иисусе — Он осуществил надежду, предназначенную для всех народов (Бытие 12:3). Новый Завет является продолжением той же истории, что и Исход. На Тайной вечере учение Иисуса на все последующие века наполнило непреходящим смыслом ключевое историческое событие нашего народа: наш Бог даровал нам искупление Своей рукою крепкою и мышцею простёртою.
Лично для меня, когда я уверовал в Иисуса, значение Песаха только усилилось.9 Это было всё равно, что посмотреть на старую традицию через новые очки. Вместо того, чтобы почувствовать, что моё внимание отвлекается от Израиля и Исхода, я обнаружил, что стал более полно понимать и ощущать Песах. Для меня было логично, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не только вывел наш народ из египетского рабства, но и послал Мессию Иисуса, чтобы избавить нас от ещё более страшного рабства греха и дать нам свободу по-настоящему знать Его и поклоняться Ему.
Если Иисус ел седер, должны ли христиане делать то же самое?
Поупко и Сандмел утверждают, что христианская адаптация Песаха демонстрирует «недостаток уважения», и наоборот, что евреи, поощряющие христианские седеры, проявляют непонимание христианской веры. Эта позиция игнорирует тот факт, что христианская вера, не говоря уже о собственно пасхальной трапезе Иисуса, известной как Тайная вечеря, полностью стоят на еврейском историческом контексте.
Вот почему в послании к Ефесянам 2:12-13 апостол Павел написал следующее:
«[Помните,] что вы [язычники] были в то время без Христа [Мессии], отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе [Мессии] Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою [Мессии]».
Язычники, которые приходят к вере в Иисуса, не замещают Израиль и не аннулируют Божий завет с ним, но они «стали близки». Это исполнение собственной надежды Израиля, что однажды все народы земли придут к познанию Бога Израиля. Согласно другой точке зрения, христианские седеры демонстрируют не только уважение к еврейской вере, но и оправданное участие в собственно библейском толковании еврейской и нееврейской истории. Нельзя сбрасывать со счетов христианский Песах, приписывая ему «посягательство на еврейское наследие». Между историей Исхода и повествованиями о Тайной вечере не должно быть никакой мехицы10, никакого разделения.
Исполнение еврейской надежды в инклюзивном седере
Каждый Песах мы заново утверждаем преемственность семейной и общественной истории нашего народа. Для тех из нас, кто верит, что Иисус и есть обещанный Мессия, эта семья просто расширилась и теперь включает в себя неевреев, разделяющих ту же веру в Иисуса. Безусловно, евреи продолжают оставаться евреями, а неевреи остаются неевреями. Еврейские Писания учат нас, что, когда придёт Мессия, языческие народы примут Его и Бога Израиля (Исаия 2:1-3; Исаия 11:10). Таким образом, наша духовная семья просто стала больше во исполнение древней пророческой надежды нашего народа.
Нам нужно напоминать себе, что каждый седер не только чествует прошлое, прославляя первое искупление нашего народа, но и обращает наш взгляд вперёд, к грядущему окончательному искуплению. Новый Завет провозглашает, что Искупитель уже пришел, и что Его искупление больше, чем Исход. Но оно ещё не завершено, поэтому наша надежда по-прежнему устремлена в будущее.
Пришло время признать, что христианская вера стоит и созидается на нерушимом еврейском фундаменте, и история Песаха играет в нём исключительно важную роль.
Ссылки:
- https://forward.com/food/397452/why-are-christians-starting-to-have-passover-seders.
- https://www.christianitytoday.com/ct/2017/march-web-only/jesus-didnt-eat-seder-meal.html.
- https://blogs.timesofisrael.com/what-do-we-do-about-christian-seders/.
- Подзаголовок: «Что это значит и почему это важно» (Нэшвилл: Abingdon Press, 2014).
- Боксер Барух М. Происхождение Седера: обряд Пасха и ранний раввинистический иудаизм. Беркли: Издательство Университета Калифорнии, 1984. С. 3.
- Евангелие от Матфея 26:17; от Марка 14:12; от Луки 22:8.
- Множественно число от агада.
- Клауснер Иосиф. Иисус из Назарета: Его жизнь, времена и учение. Нью-Йорк: Макмиллан, 1925. С. 328-330.
- Это случилось, когда мне было около 19 лет и я был студентом Сиракузского университета.
- Барьер в ортодоксальных синагогах, разделяющий мужскую и женскую части.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!