Что такое грех?
«Грех» в понимании разных людей означает разные вещи. Для одних это просто неуместный термин, который религиозные люди используют, чтобы выкатить тяжелый камень «устаревшего» чувства нравственности на вершину самоправедности. У других это слово пробуждает страх наказания и болезненное ощущение, что ты никогда не будешь «достаточно хорош».
Обычно представление людей о том, что такое грех, основано на их личных переживаниях и жизненных обстоятельствах. Но в Библии есть исчерпывающее и не зависящее от времени описание греха как понятия, актуального для всех людей во всех культурах.
Первый грех
На первый взгляд, рассказ о самом первом грехе в книге Бытие в современном мире малоактуален. Его всерьёз воспринимают разве что очень религиозные люди, придерживающиеся определённого взгляда на Библию. Однако на самом деле эта история раскрывает болезненную дилемму, которая затрагивает нас всех, независимо от того, как мы относимся к Библии или религии.
Третья глава книги Бытие начинается с событий в Эдемском саду, где «змей» спрашивает первую женщину, Еву, об ограничениях, которые установил Бог в отношении фруктовых деревьев. Она объясняет ему, что запрет касается только одного дерева, а наказание за употребление в пищу его плода — смерть. Змей сразу же уверяет, что её дезинформировали, и что запретный плод не только не принесет смерть, но и сделает её подобной Богу, наделив способностью различать добро и зло. Ева верит змею и в своем желании быть подобной Богу восстаёт против Него, побуждая своего мужа поступить так же.
Что же такое грех
Библия не ограничивает понятие греха одними только аморальными поступками. В самом фрукте ничего аморального не было. Это недоверие к Богу и пренебрежение Его защитными ограничениями сделали употребление того плода в пищу грехом. Таким образом, хотя грех действительно часто выражается через безнравственные поступки, в основе своей он всегда бросает вызов Богу или отвергает Его справедливость, Его власть, а зачастую и само Его существование. Вот почему любой грех так оскорбляет Господа.
Грех — это любая мысль, слово или поступок, которые, по сути, говорят Богу: «Я не нуждаюсь в твоей власти и не принимаю её».
Причины греха
Корень греха кроется в нашем нежелании зависеть от Бога. На первый взгляд может показаться, что это даже неплохо – в конце концов, хорошие родители воспитывают своих детей так, чтобы со временем те смогли стать самостоятельными. И мы верим, что Бог тоже хочет, чтобы люди были свободны мыслить, выбирать и развивать интеллект и моральные качества, которые Он в нас вложил. Но если копнуть немного глубже, сразу обнаруживается проблема.
Люди по своей природе просто не могут быть независимыми. Чтобы выжить физически, нам нужны питание, вода и кров. Кроме того, у нас есть и духовные потребности: необходимость приобщиться к чему-то или кому-то большему, чтобы узнать и утвердиться в том, кто мы есть.
Мы нуждаемся в чем-то или ком-то, на кого или на что можно надеяться и в кого или во что можно верить. Нам нужно знать и ощущать то, что делает жизнь достойной того, чтобы жить. Мы зависим от подобных вещей, потому что они определяют разницу между осмысленной жизнью и просто существованием. Когда мы игнорируем Бога или не подчиняемся Ему, то не становимся независимыми — у нас всё равно остаются все эти потребности. Но, чтобы их удовлетворить, мы начинаем искать себе «богозаменитель».
Грех Евы и Адама заключался не в стремлении обрести знания, но в стремлении заполучить их вопреки тому, что сказал Бог.
Проблемой Евы было не её желание уподобиться Богу. Бог хочет, чтобы люди были подобны Ему. Иначе зачем бы Он создавал нас по Своему образу и давал нам власть над всеми остальными живыми существами на суше и в море (Бытие 1:26-28)? Бог желает, чтобы люди были успешны, а этот успех напрямую зависит от того, чтобы быть похожими на Него — до определённой степени.
Грех Евы и Адама заключался не в стремлении обрести знания, но в стремлении заполучить их вопреки тому, что сказал Бог. Они поверили в ложь о том, что независимость для человека не только осуществима, но желательна, и для того, чтобы действительно быть подобными Богу, им придётся ослушаться Его.
Но одно дело быть похожими на Бога, демонстрируя Его любовь и творческое начало и разумно пользуясь властью, которую Он нам делегировал — это как раз и есть полное раскрытие нашего потенциала. Но когда мы отвергаем мудрые Божьи границы, наше желание быть подобными Богу отравляется греховным желанием стать для самих себя высшей властью вместо Него.
Что делает грех
Грех отрицает сущность Бога
Как бы вы отнеслись к человеку, который, перепутав вас с собакой, начал бы почесывать вас за ухом и предлагать вкусняшку, чтобы вы стали на задние лапы? Большинство из нас сочтёт, что в таких отношениях просто нет смысла, по крайней мере, пока этот человек не захочет и не сможет понять, что имеет дело с человеком, а не собакой. Точно так же у нас не может быть отношений с Богом, если они основаны не на том, кем Он является и каков Он есть на самом деле. Отвергая власть Бога, мы отвергаем одну из основополагающих истин о том, кто Он есть. И ради отношений с нами Бог не будет пытаться соответствовать нашим представлениям о том, кто Он такой.
Грех разрушает нашу сущность
Грех заставляет нас забыть, что то, кто мы есть, неразрывно связано с тем, кем нас создал Бог. Пытаться составить свою идентичность отдельно от Бога — это всё равно что пытаться собрать пазл из 10 000 частей без полной картины, как он должен выглядеть… и без половины деталей! Попытка найти свою сущность, основываясь на нашем ограниченном представлении о себе, открывает нашу нескончаемую, ноющую потребность в том самом Боге, которого мы отвергли. Она обрекает нас на бесконечный поиск новых способов удовлетворения этой потребности. А когда мы пытаемся заполнить её чем-то или кем-то меньшим, чем Бог, то Его образ в нас разрушается. Мы все ещё можем видеть осколки Его благости друг в друге, но острые грани, образовавшиеся под воздействием греха, больно царапают наши сердца.
Каждый день, каждую секунду всё, что хорошо и правильно, втаптывается в грязь тысячами разных способов.
Неудивительно, что мы постоянно вводим себя и друг друга в заблуждение, разочарования и потери, ведь миллиарды людей переживают последствия кризиса своей духовной идентичности. Каждый день, каждую секунду всё, что хорошо и правильно, втаптывается в грязь тысячами разных способов. И крик наших сердец: «Это не так, как должно быть!» — постоянно напоминает, что мы созданы для чего-то лучшего. И всё же, создается впечатление, что проблема прячется где-то в нас самих.
Грех порождает страх осуждения и отвержения, который заставляет человека прятаться и винить других.
Интересно, что, как только Ева и Адам согрешили, они поняли, что наги, и им стало стыдно. Неужели они раньше не замечали, как ветерок обдувает их голую кожу? Как так вышло, что отсутствие одежды никогда раньше не было для них проблемой? Похоже, они никогда не чувствовали необходимости что-либо скрывать, пока не согрешили. Страх быть осужденным и отвергнутым заставляет нас пытаться контролировать то, что другие могут увидеть или узнать о нас.
А ещё страх, порождаемый грехом, заставляет нас перекладывать вину на других — чтобы они получили осуждение и отвержение вместо нас. Когда Бог спрашивает Адама, что тот сделал, Адам начинает объяснять, что это Ева первая съела плод, а потом дала ему. А когда Бог обращается к Еве, то она объясняет, что съела запретный плод потому, что это змей её обманул.
Как только мы перестаём доверять Богу — перестаём доверять и другим людям.
Грех не просто порождает страх, он порождает тенденцию реагировать на наши страхи наихудшим возможным способом: убегать, прятаться и пытаться выглядеть невиновным, сосредоточив всё внимание на чужой вине. Как только мы перестаём доверять Богу — перестаём доверять и другим людям, даже самым близким. А бывают моменты, когда мы даже себе не доверяем.
Как же решить проблему греха?
Всегда очень вдохновляет, когда люди, потерпевшие неудачу в какой-либо сфере жизни, признают свою неудачу, стараются изо всех сил, добиваются большего и искупают свою вину. Но когда дело доходит до греха, искупление самого себя не работает.
Сама природа греха подрывает все наши усилия, поскольку мы измеряем, что и как должно или не должно быть, в соответствии с нашими собственными стандартами и ожиданиями, которые зачастую невыполнимы, а иногда и разрушительны. Таким образом, мы не в силах вырваться из мучительного замкнутого круга растерянности, разочарований и причинения боли другим людям. Ничто из вышеперечисленного не даёт нам возможности самим искупить собственную вину. Нам необходим искупитель.
Бог любит нас и предлагает путь искупления, который разорвёт этот отравляющий замкнутый круг греха. Он обновит наш разум, чтобы мы могли видеть себя и других совершенно по-новому. Это искупление, которое заменяет наше желание убежать от Него желанием бежать к Нему. Оно позволяет нам относиться к Его власти с благодарностью, а не со страхом. Оно даёт нам свободу жить и процветать, имея уверенность, что мы прощены и любимы. Принятые Богом, мы чувствуем себя в безопасности настолько, что становимся способными прощать и любить других, как никогда раньше.
Мы верим, что история Божьего искупления начинается ещё в Книге Бытия, тянется через весь Закон и Пророков (через весь Танах) и его кульминация наступает в евангелии и во всём, что совершил ради нашего искупления Мессия Иисус.
Наш ответ греху
Мы хотим реагировать на собственный грех так, как нам предлагает это сделать Бог: покаянием, верой, благодарностью за Божье решение проблемы и смиренным отношением к другим (Деяния 3:19; 1 Иоанна 1:9; Ефесянам 4:32).
Бог призывает нас любить других людей так, как мы любим самих себя (Матфея 22:37-39). Этот включает в себя глубокое сожаление об обманчивых и разрушительных последствиях греха в нашем мире, сострадание к тем, кого грех обманул и обесчеловечил, и надежду на то, что они смогут получить искупление, которое мы уже нашли в Мессии Иешуа.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!