Луис Гольдберг

Действительно ли евреи отвергли Иисуса?

Действительно ли евреи отвергли Иисуса?
Действительно ли евреи отвергли Иисуса?

photo — Stefano Mazzone

Действительно ли евреи, жившие в первом столетии, отвергли Иисуса? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо изучить свидетельства того времени. В первую очередь, это Новый Завет, но сюда также относятся работы еврейского историка Иосифа Флавия и некоторые раввинистические источники. Так как материал – очень объемный, мы рассмотрим лишь некоторые факты. Однако благодаря этим фактам мы получим информацию из первых рук и увидим, как в действительности евреи относились к Плотнику из Назарета в начале христианской эры.

Простой народ

Новый Завет, наш первый источник информации о жизни Иисуса, имеет множество свидетельств о том, что ам ха-арец (дословно – «люди земли», простой народ) с большим интересом слушал наставления Иисуса. Приведем лишь некоторые примеры:

«Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедывал в синагогах Галилейских» (Луки 4:42-44)

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского…» (Луки 5:1)

 «Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.» (Луки 8:40)

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» (Луки 12:1)

Все эти восхищенные слушатели были евреями! И это не было чем-то необычным. Обращаясь к такому множеству людей, Иисус вел Себя, подобно другим раввинам и учителям первого столетия.

Photo — www.LumoProject.com. All rights reserved.

Отличие же состояло в том, что в учении Иисуса было нечто поразительное. Например, мы читаем, что в синагоге в Капернауме “Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.” (Марка 1:22)

В Нагорной проповеди Иисус противопоставлял известные толкования книжников на Тору – и Свои собственные утверждения: «Вы слышали, что сказано… А Я говорю вам…» (Матфея 5:21-22, 27-28 и т.д.). Реакцией людей было не пренебрежение, но восхищение:

“И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.” (Матфея 7:28-29)

В чем же была разница? Обычно раввины того времени цитировали мнения своих предшественников. Но никогда учитель не претендовал на такой авторитет, как Иисус. Однако «люди земли», слыша, как Иисус заявляет «А Я говорю вам…», чувствовали, что в Нем есть нечто необычайное и исключительное.

Еврейский историк Иосиф Флавий, живший в первом веке, тоже описывал подобную реакцию людей: «В то время жил Иисус, мудрый человек. Он был творцом удивительных вещей, учивший так, что люди принимали истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих евреев, а также неевреев». [1]

Не имея ни малейшего желания отвергнуть Иисуса, многие евреи, жившие в первом столетии, жаждали слышать Его учение!

Еврейские лидеры

Так как источником современного иудаизма является учение фарисеев, важно знать и их реакцию на Иисуса.

Хотя о фарисеях написано довольно много, не всегда эта информация точна. В действительности это движение было неоднородным. Сюда входили такие группы как школа Шаммая, стремившаяся к строжайшему исполнению Торы, школа Гиллеля, более мягкая в своих интерпретациях Закона, а также группы, склонявшиеся к мистическим учениям в иудаизме. В Новом Завете описаны разные типы фарисеев.

Photo — www.LumoProject.com. All rights reserved.

Несколько раз в Новом Завете повествуется о том, что Иисус был приглашен разделить трапезу с фарисеями, однако, вероятно, в то время это было довольно обычное явление. Один из таких случаев описан в Евангелии от Луки:

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.» (Луки 7:36)

К концу трапезы разгорелась острая дискуссия:

«И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?» (Луки 7:49)

«Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба…» (Луки 14:1)

Здесь у Него была возможность учить о цдаке – милосердии к бедным (Луки 14:12-14).

Лука также описал случай, когда некоторые фарисеи пришли к Иисусу, советуя Ему бежать от царя Ирода. Они действительно были заинтересованы в безопасности как Самого Иисуса, так и Его учеников:

«В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.» (Луки 13:31)

Иисус часто беседовал с фарисеями о Царствии Божием. Одним из Его ключевых заявлений по этому поводу было следующее: «…не придет Царствие Божие приметным образом» (Луки 17:20). Фарисеев действительно интересовало то, что говорил им Иисус.

Photo — www.LumoProject.com. All rights reserved.

Их также интересовал ответ Иисуса на другой важный вопрос:

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.» (Марка 12:28-34)

И действительно, «Энциклопедия Иудаика» отмечает, что «Фарисейская доктрина имеет больше сходств с христианством, чем предполагалось» (том 13, колонка 366). Неужели из этого можно сделать вывод, что абсолютно все книжники и фарисеи отвергали Иисуса?

Никодим

На страницах Нового Завета мы встречаем трех влиятельных фарисеев, и все они относятся к Иисусу положительно. Один из них, Никодим, представлен как «один из начальников Иудейских» (Иоанна 3:1), член Синедриона. Не исключено, что это тот самый Никодим, который упомянут в Талмуде как Накдимон бен Горион (Кет. 65а, 66б). Новый Завет описывает, как Никодим пришел к Иисусу ночью. Возможно, он поступил так для скрытности – или же он следовал традиции раввинов учиться не только днем, но и ночью. В любом случае, мы уверены, что Никодим был одним из фарисейских лидеров и серьезно интересовался вопросом о Царстве Божьем. Иисус разъяснил ему Свое учение, и Никодим Его слушал.

Никодим увидел в Иисусе Божьего посланника. Ответ Иисуса этому фарисейскому лидеру был таким: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:3). Будучи озадачен, Никодим все же слушал слова учителя.

Однако уважение Никодима к Иисусу не было чем-то тайным и личным. Он выступил в защиту Иисуса перед своими единоверцами, сказав: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Иоанна 7:51). За это ему начали говорить: «И ты не из Галилеи ли?» (стих 52) [2]. Не подтверждается ли этим, что Никодим принимал слова Иисуса?

Иосиф Аримафейский

Второй необычный фарисей, описанный в Новом Завете, — это Иосиф Аримафейский. Он также был учеником Иисуса:

«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса» (Матфея 27:57)

И вновь мы видим человека, который назван «знаменитым членом совета» (Марка 15:43).

Лука описывает его словами «человек добрый и правдивый» (Луки 23:50). Неудивительно, что далее в тексте мы видим, как Иосиф вместе с Никодимом готовят тело Иисуса к погребению:

«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, —и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.» (Иоанна 19:38-40)

Image — Good News Productions International and College Press Publishing

Гамалиил

Спустя какое-то время, когда ученики начали открыто проповедовать об Иисусе, об этом услышали религиозные лидеры, и учеников привели в Синедрион, где их делом занялся не кто иной, как великий законоучитель Гамалиил. Этот раввин из школы Гиллеля со всей ответственностью предупредил Синедрион:

«И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.» (Деяния 5:38-39)

И Синедрион, согласно историческим записям, принял его совет.

Несомненно, многие религиозные лидеры обратили внимание на человека по имени Иисус, на Его учение, Его жизнь и необычные обстоятельства, которыми сопровождалась Его смерть. Все это производило на них сильное впечатление. Утверждать, что в то время произошло полное отвержение Иисуса, значит игнорировать задокументированные исторические факты.

Саддукеи 

К вере в то, что Иисус – Мессия, приходили не только простые люди и фарисеи. Среди них были и иерусалимские священники:

«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.» (Деяния 6:7)

Эти священники принадлежали к течению саддукеев – религиозной элите, которая не верила в воскресение мертвых, в ангелов и духов.

Photo — www.LumoProject.com. All rights reserved.

Однако как священники и левиты (особое сословие служителей Храма) пришли к вере? Несомненно, они слышали проповеди апостолов, но возможна и более очевидная причина. В Новом Завете сказано, что в момент смерти Иисуса завеса в Храме, отделявшая Святое Святых, разорвалась сверху донизу. Если бы она была разорвана снизу вверх, любой бы легко увидел в этом дело рук человека. Однако «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Матфея 27:51). Какой фурор, должно быть, это произвело среди священников! Такое событие наверняка сложно было объяснить естественными причинами. И многие увидели в этом чудо. Разрыв завесы, разделявшей Храм, сосредоточил их внимание на Иисусе, ставшем искуплением за их грехи. Это привело к тому, что многие священники и левиты уверовали в Иисуса как в Мессию, чья смерть открыла им путь в Божье присутствие.

Разрушение Храма в 70 году н.э. стало началом конца саддукеев как отдельного движения в иудаизме. К 90-му году н.э. религиозный совет в Явне превратил иудаизм в религию, не требующую приношения жертв за грехи. Учитывая отсутствие Храма, совету необходимо было чем-то заменить Божий путь к прощению. С тех пор присутствие священников и левитов уже не было необходимым.

Что же касается последователей Иисуса, разрушение Храма даже укрепило их веру. Ведь разве Иисус не пророчествовал о разрушении Храма?

«Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.» (Матфея 24:2)

Не пророчествовал ли Исаия за сотни лет до этого, что придет на землю некая личность, которая станет ашам – приношением за вину?

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» (Исаия 53:10)

Не описывал ли Сам Иисус собственную смерть как искупление грехов?

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Марка 10:45)

«Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Матфея 26:28)

Эти факты не остались без внимания. Переломный момент, наступивший в 70-м году н.э., дал многим евреям возможность уверовать в Иисуса как в Мессию.

Евреи диаспоры

Как в целом наш народ реагировал на проповеди последователей Иисуса после Его смерти и воскресения? Некоторые примеры особенно примечательны. Во время праздника Шавуот, через пятьдесят дней после воскресения Христа, апостол Петр обратился к народу и начал проповедовать. Новый Завет говорит нам, что к верующим «…присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деяния 2:41). Эти три тысячи человек были евреями со всей иудейской диаспоры, прибывшими в Иерусалим на праздник.

Вскоре после этого, несмотря на то, что апостолы были арестованы и удерживаемы в узах, еще две тысячи евреев откликнулись на послание, гласившее, что Иисус – Мессия Израиля: «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.» (Деяния 4:4)

Некоторые возражения

Есть и многие другие примеры принятия Иисуса Его собственным еврейским народом. Однако некоторые решили акцентировать внимание на тех случаях, когда у Иисуса возникали конфликты или трения с еврейским обществом. Они упоминают такие отрывки из Писания как Матфея 21:45-46:

«И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.»

Также вспоминают 23 главу Матфея, где Иисус несколько раз произносит проклятие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» (стих 13). Третий отрывок описывает суд над Иисусом, когда первосвященник разодрал свои одежды и назвал Иисуса богохульником (Матфея 26:65).

На основании данных отрывков некоторые люди сделали вывод, что Израиль действительно отверг Иисуса и что отношения Иисуса и еврейского народа были проникнуты взаимной неприязнью и враждебностью. Однако за этими отрывками из Писаний кроется нечто большее. Иисус действительно не соглашался с некоторыми фарисеями, но, по большому счету, это были «дела семейные». Например, мы уже упомянули о существовании фарисейских школ Шаммая и Гиллеля, между которыми зачастую имели место трения. Талмуд тоже упоминает семь типов фарисеев, в то время как одобряет лишь два из них – «фарисеев богобоязненных», по примеру Иова, а также «фарисеев, любящих Бога», по примеру Авраама (Сот. 22б).

Согласно статье в Еврейской энциклопедии, даже Мидраш (Пест Р. XXII) обвиняет некоторых фарисеев в лицемерии: «нося тфиллин и цицит, они вынашивают в своей груди злые замыслы» (ЕЭ, 1905, том IX, стр. 665). Та же статья подтверждает, что «в иных же случаях некоторые фарисеи, по всей видимости, являлись друзьями Иисуса (Луки 7:37; 13:31) и первых христиан (Деяния 5:38; 23:9).»

Внутренние конфликты в иудаизме первого века не ограничивались спорами внутри фарисеев. Фарисеи и саддукеи расходились во взглядах и между собой, и с ам ха-арец, простыми евреями, считавшимися несведущими в Торе. Мы можем видеть это в Новом Завете, где некоторые фарисеи обращаются к своим братьям, не имеющим религиозного образования, со словами: «Но этот народ – невежда в законе, проклят он» (Иоанна 7:49).

Конфликт между Иисусом и некоторыми религиозными группами не выглядит необычным, если рассматривать его на общем фоне еврейской жизни в первом столетии.

Photo — www.LumoProject.com. All rights reserved.

В чем же истина?

Да, многие евреи времен Иисуса действительно веровали в Него и принимали Его как Мессию. И да, многие Его современники отвергали Его. Но это не является чем-то удивительным. История говорит, что обычно именно меньшая часть нашего народа была верна Богу, следовала предписаниям Торы и внимала призывам пророков:

«Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа…» (Судей 2:11 – эти слова постоянно повторяются в книге Судей).

«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3-я Царств 19:18 – во времена пророка Илии)

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне.» (Осия 6:6-7)

В действительности же подобное поведение характерно не только для нашего народа, но и для всех людей в общем, как евреев, так и неевреев:

«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Псалом 13:2-3)

С каких пор истина определяется точкой зрения большинства? Послание Иисуса и сегодня, так же, как и в первом столетии, бросает вызов и остается актуальным в отношении вопросов, волнующих еврейский народ. Тогда, так же, как и сегодня, огромное количество евреев стоит перед выбором.  И некоторые из них приходят к вере в то, что Йешуа – действительно Тот, кем Сам Себя называл, – Мессия Израиля.

Слова рабби Гамалиила продолжают эхом звучать сквозь века:

«…если [это] от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:39).



[1] Использованную здесь версию изначально упоминал как наиболее достоверную и не подвергавшуюся редактуре Иосиф Клаузнер (бывший профессор Еврейского университета) в книге «Иисус из Назарета» (Лондон, 1929), стр. 55. Более известная версия, печатавшаяся в большинстве изданий «Иудейских древностей» (xxviii), сегодня признана подвергшейся редактуре.

[2] Первыми последователями Иисуса были евреи из Галилеи. Иудейские лидеры смотрели на жителей Галилеи как на менее образованных и культурных людей, чем они сами. В этом и смысл высказывания этих лидеров: «Так ты тоже один из Его учеников, один из тех необразованных галилеян?» (см. ссылки Талмуда в Еруб 53а-б)

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *