Два вида библейских приношений
Поскольку в прошлом месяце мы отметили День искупления, а в этом многие будут праздновать День благодарения, предлагаем вам поговорить о том, что в Библии сказано о жертвах за грех и жертвах благодарения.
Термины на иврите
Жертва за грех
Было две жертвы за грех: хаттат (жертва за грех) и ашам (жертва повинности).
Жертва благодарения
В Торе такие жертвы назывались «мирная жертва» и также включали две разновидности благодарственных приношений: тода (жертва благодарности) и недава (добровольна жертва).
Кто, что и как
Жертва за грех (Левит 4:1 – 5:13)
Приносилась, «если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать» (Левит 4:2). Приношение зависело от ранга приносящего: за первосвященника или всё «общество Израиля» приносили быка; за одного из правителей народа — козла. Остальные жертвовали козу или овцу; те, кто был беден, могли принести двух голубей или двух горлиц; если очень беден, то 1/10 ефы муки.
Место кропления кровью также зависело от ранга жертвующего: за первосвященника или весь народ — пред завесой, закрывавшей вход во Святое Святых (кроме Дня искупления, когда кровь кропилась на крышку ковчега завета). За остальных кровь кропилась на жертвенник всесожжения, стоявший во внешнем дворе. Оставшуюся кровь выливали у подножия жертвенника всесожжения, а весь жир животного отделяли от туши и сжигали на этом жертвеннике.
Если жертва приносилась за священника, остаток туши животного сжигался за пределами стана, если жертва приносилась за обычного человека, оставшееся мясо мог съесть священник.
Жертва повинности (Левит 5:14 – 6:7)
Приносилась за преступления по неведению против «посвящённого Господу» или против одной из Его заповедей или за человека, который нанёс ближнему ущерб и возместил его. В жертву приносили только баранов (ягнят мужского пола), независимо от социального и материального положения человека. Кровью кропили на жертвенник всесожжения, жир и внутренности сжигали. Священник мог съесть оставшееся мясо.
Мирные жертвы (Левит 3; Левит 7:15, 29-34)
Обе разновидности мирной жертвы являлись добровольными, а не обязательными, и приносились по личному желанию человека, жаждущего выразить благодарность Творцу.
Жертвователь мог сам выбрать, какое животное он хочет принести: из крупного (бык/корова) или мелкого (овца или коза) рогатого скота, как самца, так и самку, как взрослую особь, так и молодую. Жир и некоторые другие части сжигались; грудь и правое бедро следовало отдать священнику; а остальное мясо жертвователь ел с семьёй и друзьями за благодарственной трапезой в присутствии Господа .
Примеры из Танаха (Ветхого Завета)
Жертва за грех
Хаттат: Самый известный пример хаттата в Ветхом Завете — это церемония Йом Кипура, Дня искупления, описанная в 16 главе книги Левит.
«И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скинией собрания, находящейся у них, среди нечистот их» (Левит 16:16).
Ашам: Эта жертва упоминается в знаменитом отрывке о «страдающем рабе» из 53 главы Исайи, в котором предсказывается искупительное служение Мессии: «Когда же душа Его принесет жертву [в оригинале «ашам»] умилостивления…» (Исаия 53:10)..
Жертва благодарения
Тода: Когда Иона взывает к Богу из чрева огромной рыбы, он завершает свою молитву словами надежды на избавление, за которым последует благодарность и жертвоприношение (тода): «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:10) В следующем стихе Бог повелевает рыбе извергнуть Иону на сушу.
Недава: Когда зифеи и царь Саул преследовали Давида, тот сказал: «Я усердно принесу Тебе жертву [буквально: «Я принесу жертву добровольную»], прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» (Псалом 53:8). Почему он хочет принести эту жертву? «Ибо Ты избавил меня от всех бед…» (стих 9).
Параллели в Новом Завете
(Хотя ни одно из этих приношений не упоминается в Новом Завете напрямую по названию, концепции, лежащие в их основе, играют в нём центральную роль.)
Жертва за грех
Кровь Мессии очищает нас от грехов: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Римлянам 8:3) (также Евреям 9:13-22, 1 Петра 2:22-25).
Жертва благодарения
Идея мирной жертвы встречается Новом Завете неоднократно. Особенно тесная связь с самим Иисусом прослеживается в Ефесянам 2:14: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (также Колоссянам 1:20, 1 Коринфянам 10:16)
В раввинистической литературе
«В грядущем все жертвы будут отменены, но жертва благодарения никогда не будет отменена» (Левит Рабба 27:12).
Эта идея, одна из нескольких высказанных раввинами относительно места жертвоприношений в мессианскую эпоху, вероятно, означает, что греха больше не будет, а значит, не будет и необходимости в жертвах за грех. Но благодарение Богу будет продолжаться вечно.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!