Еврей-христианин: это возможно?
Останусь ли я евреем, став христианином?
«Вы не можете быть евреями, если верите в Иисуса. Просто называйте себя христианами!» Так обычно говорят люди, потому что это всегда говорили им. Но почему бытует мнение, что человек не может быть и евреем, и христианином одновременно?
Мы не говорим сейчас о евреях, которые угрозами отговаривают других евреев верить в Иисуса, потому что неверие в Него якобы определяет отличие евреев от неевреев. Мы не говорим и о тех неевреях, которые не хотели бы, чтобы евреи становились членами конкретно их церкви. Из-за предрассудков и просто, чтобы держаться друг от друга подальше, некоторые евреи и неевреи говорят, что быть евреем и верить в Иисуса — это взаимоисключающие понятия. Но сейчас мы говорим не о предрассудках. Есть немало людей, которые искренне считают, что эти два понятия являются взаимоисключающими, по причине недопонимания или получения искажённой информации.
Многие евреи (как и неевреи) имеют очень поверхностное представление о христианстве. Большинство из них знает следующее: христиане верят, что Иисус умер, чтобы искупить грехи всех, кто поверит в Него, и что Он воскрес из мертвых. Многие не понимают, как человек становится христианином и к чему приводит или не приводит обращение в христианство.
С представлением о сути еврейства дела обстоят не лучше: на каждые четыре человека приходится пять мнений о том, что значит быть евреем. Как тогда можно быть уверенным, что евреи, верящие в Иисуса, перестают быть евреями, если в вопросах, что же значит быть евреем, язычником или христианином, царит полная неразбериха? Предлагаем вам ознакомиться с нашим мнением по всем этим вопросам.
Что делает человека евреем?
Одни говорят, что быть евреем — это вопрос исключительно религии. Поскольку иудаизм как религия учит, что Иисус не Мессия, это определённо означает, что человек, принимающий Иисуса, перестает быть евреем. Однако тогда это означает и то, что большинство людей, которые сейчас считаются евреями, таковыми тоже не являются. Такое определение исключает евреев-атеистов, евреев-агностиков и всех других евреев, не исполняющих религиозные предписания иудаизма.
Другие говорят, что настоящий еврей — это тот, кто поселяется в Земле Обетованной и воспитывает там своих детей. Хотя алия и достойна восхищения, большинство евреев будут возражать против определения еврейства исключительно на основании сионизма. И опять же это просто исключит большую часть нашего народа.
Третьи утверждают, что еврейская идентичность определяется культурными и социологическими, а не религиозными факторами. Интересно, что данный аргумент используют часто с оговоркой, что евреи, которые исповедую другие религии, должны быть исключены. Данная оговорка подрывает саму основу данного определения, поскольку нельзя использовать нерелигиозное определение, чтобы включить в него себя, а затем вывернуть всё наизнанку и использовать религию для исключения других. Определения должны быть последовательными.
Но есть простой способ избежать путаницы и споров о том, что же значит быть евреем. Еврейские Писания дают исчерпывающее определение, кто такой еврей и почему еврейский народ в принципе существует. Евреи, верящие в Иисуса, принимают Писание как единственный авторитетный источник информации о еврействе.
Еврейские Писания и еврейская идентичность
Бытие 12:1-3 повествует нам о рождении еврейского народа так:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Обетование Божье Аврааму подробно описано в Бытие 13:15-16 и 15:4-5. Затем Господь повторяет его для Исаака (Бытие 26:2-5, 24) и еще раз для Иакова (Бытие 28:13-15).
С библейской точки зрения еврей является евреем благодаря Божьему обетованию. И касается оно всех потомков тех, кому было дано. Это значит, что обетование Бога еврейскому народу принадлежит потомкам Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова, Лии и Рахили. Ни один человек не может отменить Божье обетование. Однако, хотя человек становится евреем именно так, по факту рождения, «быть евреем» это нечто большее, чем просто принадлежность к расе, религии или национальности. Поскольку мы должны были стать не только народом обетования, но и народом, существующим с определённой целью.
И впервые эта цель была изложена в Исходе 19:5-6:
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом [сегулла] из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников [мамлекхет коханим] и народом святым [гой кадош]».
Здесь Бог описывает, что и как будет, но позволяет людям самим решить, хотят ли они участвовать в исполнении Его предназначения. В любом случае еврей — это часть народа Израиля, просто некоторые не знают или им нет дела до того, что это в действительности значит. Тем не менее ни безразличие, ни даже отступничество не лишают человека принадлежности к еврейскому народу. В еврейской Библии есть множество примеров и того, и другого. Бог наказывал Свой народ, но никогда не лишал потомков Иакова ни данного ему обетования, ни принадлежности к Божьему народу.
То же самое мы видим и в еврейском законе:
«Даже если еврей проходит обряд принятия другой религии и формально отказывается от религии еврейской, он, как утверждает галаха, всё равно остается евреем, хоть и грешным» (Сангедрин 44a). Согласно Нахманиду, такое отношение проистекает из того факта, что завет между Богом и Израилем был заключён «как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Второзаконие 29:14-15; комментарий Нахманида)[1].
Те, кто предпочитает скрывать свое еврейство от людей, для Бога всё равно остаются евреями.
Что делает человека язычником?
Еврейское слово «гой» означает «народ» и обычно используется для обозначения всех прочих народов, кроме еврейского. Гой или в русском Синодальном переводе «язычник» — это любой, кто не является евреем. Сказать, что еврей или еврейка, которые верят в Иисуса, больше не являются евреями — то же самое, что сказать, что они стали гоями, чего в принципе быть не может. Язычников-бывших евреев не существует. Для этого нужно родиться неевреем.
Что делает человека христианином?
Вы удивитесь, если я скажу, что тот, кто ходит в церковь всю свою жизнь, всё равно должен родиться свыше, чтобы стать христианином? Евреи или неевреи — это то, кем люди являются по факту рождения, но христианами они становятся благодаря тому, во что верят. Христианином невозможно родиться, потому что люди не рождаются с верой ни во что, кроме разве что важности полного желудка и чистых подгузников.
Тогда кто же такие христиане?
Первыми христианами были евреи-последователи Иисуса, только христианами они тогда ещё не назывались. Свою веру в Иисуса и Его учение они описывали как «Путь»[2] . Вера в Иисуса — это больше, чем религиозная идея. Это личные отношения с Господом, которые влияют на абсолютно все аспекты жизни человека.
В чём разница между верующими в Иисуса евреями и христианами?
Вероятнее всего, первыми, кого называли «христианами», были преимущественно нееврейские верующие из Антиохии. И такое название они не сами себе выбрали. Их называли христианами (скорее всего, соседи-язычники), потому что они всегда говорили о Христе и старались во всём быть похожими на Него. А слово «Христос» просто является греческим переводом слова «Мессия». Возможно, прозвище «христиане» задумывалось как насмешка, но в итоге люди, которые любили Иисуса и хотели повиноваться Его учению, восприняли его как почётное звание.
Христианами были и остаются как евреи, так и язычники, которые по своей доброй воле поверили в Иисуса, еврейского Мессию, как в того, Кто принес Себя в жертву за грехи мира. Иоанна 3:16 часто называют евангелием в двух словах. В нём говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Обратите внимание на слова «мир» и «всякий». Эти обобщающие термины включают как евреев, так и неевреев.
Еврей-христианин становится обращённым?
Любой, кто выбирает следовать за Иисусом, является обращённым — хоть язычник, хоть иудей. Обращение или рождение свыше означает отказ не от еврейского или нееврейского происхождения, не от своей истории или наследия, а от греха. Обращённые язычники первого века не становились евреями, хотя в то время большинство верующих в Иисуса составляли именно евреи. Точно так же сегодня обращённые евреи не становятся язычниками, даже несмотря на то, что сейчас большинство верующих — неевреи.
Согласно тому, что говорил Иисус, в момент обращения к Богу или рождения свыше каждый должен пройти через одно и то же:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоанна 3:3-6).
Примирение с Богом, которое предложил Иисус, может быть дано не рождением, а только возрождением. Следовательно, рождён человек евреем или неевреем — не имеет никакого отношения к тому, является ли он христианином.
Как евреи могут следовать за Иисусом, оставаясь при этом евреями?
Непонимание того, почему мы верим в Иисуса, вызывает недоумение, почему мы настаиваем на сохранении своего еврейского самоопределения.
Многие люди считают, что наша вера в Иисуса — это решение отмежеваться от своей истории, от нашего еврейского народа и нашего Бога, потому что нам больше нравится чужая история, народ и Бог. Обвинение в самоненавистничестве проистекает из предположения, что мы хотим отождествить себя с теми, кто столетиями нас преследовал.
Было бы ошибкой оценивать Иисуса на основании поступков тех, кто устами исповедует Его как Спасителя, но делами сеет ненависть, которая прямо противоречит Его учению. Кроме того, зачем ненавидящему свою национальную принадлежность еврею принимать Иисуса, а затем настаивать на том, чтобы продолжать называться евреем?
Другие думают, что мы выбрали Иисуса, чтобы избежать преследований. Один человек как-то сказал: «Если бы появился ещё один Гитлер, не думайте, что вы избежали бы печей только потому, что верите в Иисуса». И он абсолютно прав! Людей, которые не любят евреев, обычно не волнует, верят ли те в Иисуса. И те из нас, кто действительно верит в Него, знают это не понаслышке. Если бы мы хотели, чтобы к нам относились как к неевреям, разве бы мы не стремились изменить свои имена и спрятать свою национальную принадлежность подальше от людских глаз?
Евреи, верующие в Иисуса, дорожат своей принадлежностью к еврейскому народу
Предположение, что мы решили верить в Иисуса потому, что больше не желали быть евреями, совершенно ложно. Мы никогда не хотели быть отрезанными от своей еврейской семьи, друзей или наследия. Большинство из нас выбрали веру в Иисуса не потому, что считает нееврейскую культуру более приятной или достойной восхищения. Большинство из нас вообще не выбирали в Него верить. Мы просто решили исследовать этот вопрос с открытым сердцем. И это случилось. Когда в результате исследований и поисков мы открыли для себя, что Иисус — это еврейский Мессия, предсказанный в еврейской Библии, то признали этот факт и начали поступать соответственно.
Более того, мы ценим своё еврейство. Ведь это же так захватывающе — быть частью народа, через который Бог обещал принести благословение всему миру! Просто потрясающе читать еврейскую Библию и знать, что в ней говорится о наших предках. И наша связь с нашим народом — это совсем не только осколки истории древнего мира. Мы верим, что у Бога по-прежнему есть и цель, и план для еврейского народа. Евреи, которые верят в Мессию Иисуса, чувствуют, что нашли своё предназначение. Мы ощущаем свою связь с прошлым, видим цель в настоящем и имеем великую надежду на будущее.
Какая разница, считают ли себя еврейские христиане евреями?
Некоторым людям неинтересно слышать, почему мы верим в Иисуса и почему не перестали при этом считать себя евреями. Они публично обвиняют нас, что мы используем ложную (еврейскую) идентичность, чтобы заманивать людей и обращать их в веру в Иисуса. Это ошибочное, несправедливое и нелогичное обвинение, которое не должно остаться без ответа.
Кроме того, это обвинение подразумевает, что некоторые евреи поверили бы в Иисуса, если бы не боялись, что им придётся отказаться от своей еврейской идентичности. Давайте остановимся и поразмышляем над этим.
Вопрос вот в чём: в то время, когда ассимиляция евреев в нееврейское общество цветёт буйным цветом, и крайне много людей даже не пытаются вспомнить о том, что они евреи, откуда эта пропаганда, что верующих в Иисуса евреев следует считать неевреями? Почему в одной еврейской газете за другой звучит «партийная линия», что люди, выдающие себя за евреев, хотят заманить вас в христианство?
Верующие в Иисуса евреи — мошенники?
Ответ кроется в самом обвинении. Что более вероятно: соблазнить евреев стать христианами, заверив их, что они всё равно останутся евреями, или удержать их от принятия Иисуса, заверив, что они перестанут быть евреями, если примут Его?
Последнее гораздо более вероятно. Во-первых, людей нельзя мотивировать верить в Иисуса на основании того, чем они уже обладают — их еврейской идентичности. Во-вторых, чтобы искренне принять Иисуса, человек должен перестать думать о том, кем является он сам, и сосредоточиться на том, кем является Иисус. И в-третьих, любых евреев, готовых поверить в Иисуса, следует предупредить, что многие, не понимая их выбора, сочтут их предателями. Иисус честно предупреждал об этом Своих последователей. И те, кто хотят быть похожими на Него, должны делать то же самое.
Почему евреи не должны верить в Иисуса?
Тогда возникает вопрос: зачем препятствовать евреям принимать Иисуса? Возможно, потому, что те, кто верит в Него, признают Его власть выше любой другой. Иисус был и всегда является угрозой для статус-кво.
Большинство евреев знает, что вера в Иисуса может сделать их объектами разочарования, недовольства и даже повлечь за собой лишение гражданских прав. Те из них, кто ищет Бога, зачастую не до конца уверены в реальности Божьих обещаний тем, кто Ему доверяет. Вот почему они до сих пор в поиске. Многие считают, что всё, рассказанное об Иисусе, может быть правдой, но они не хотят рисковать и убеждаться в этом до конца. Ведь, не имея чёткого представления, чего ожидать от Бога, они зато точно знают, чего ожидать от людей. Бог кажется кем-то далёким, а потому в поисках принятия и совета люди склонны оглядываться друг на друга. И Бог действительно кажется далёким, но лишь до того момента, пока мы не решим узнать Его поближе, чего бы нам это ни стоило. Момент, когда мы рискуем всем, чтобы познать Бога, — это момент рождения нашей веры.
Что такое вера?
Люди употребляют слово «вера» в самых разных значениях.
Некоторые говорят о «еврейской вере» или «христианской вере», имея в виду религию. Другие говорят: «У меня своя вера», имея в виду, что у них есть личное мнение в плане религии, которое не подлежит обсуждению. Третьи говорят: «Я принадлежу к ____ вере, потому что я никогда не смогу поверить в Бога, который _____». Такие люди выражают личные предпочтения, используя концепцию веры, чтобы укрепиться в собственном понимании нравственности. Подобное общепринятое применение слова «вера» сводит его значение к форме коллективного или индивидуального самовыражения.
Однако вера — это не вопрос вкуса, мнения или принадлежности к чему-либо по какому-либо признаку. Вера — это не голосование за то, что мы думаем о Боге или каким Он, по нашему мнению, должен быть. И, конечно же, это не исповедание каких-либо идей, сделанное для того, чтобы просто общаться с людьми, исповедующими то же самое.
Послание к Евреям в Новом Завете описывает веру как «осуществление» (т.е. реальность) ожидаемого и «уверенность» в невидимом (т.е. его очевидность), и приводит в пример великих героев веры из Еврейских Писаний[3].
Реальность и очевидность веры
Реальность и очевидность — это слова, которые в контексте веры понять нелегко. Обычно мы думаем о реальности как о чём-то объективно физически существующем и об очевидности как о чём-то, что можно увидеть собственными глазами. Именно эти, казалось бы, неприменимые понятия и описывают основание нашей веры.
Вера — это объективное существование того, на что мы надеемся, и уверенность в том, чего мы физически не видим, как в видимом. Другими словами, вера — это не предположение о том, что могло бы быть. Это не принятие желаемого за действительное. Это уверенность в том, что есть, даже если его возможно воспринимать только за рамками физического мира. Вера основана на восприятии и уходит корнями в реальность. Существует множество религий и идей, но, чтобы считаться верой в библейском понимании, то, во что человек верит о Боге, должно быть истиной.
Вера — это уверенность, доверие и посвящение не религии, а реальности: той Реальности, которая является объектом веры. Не существует одной Реальности для евреев, и другой для неевреев. Следовательно, не существует и одной веры для евреев, а другой для неевреев. Люди могут «выбирать веру» не больше, чем они могут выбирать реальность. Если есть лишь один Бог, значит, есть лишь одна вера.
Как насчет того, что вера — это личный выбор человека?
Люди могут намеренно закрывать глаза на то, что не хотят видеть. Но как только они принимают решение их открыть, то, что они видят, уже не является вопросом их выбора. То же самое и с верой. Если мы принимаем решение открыть свой разум и сердце, то можем обнаружить, что «видим» глазами веры нечто кардинально отличающееся от наших предпочтений или выбора.
Для человека, который хочет знать истину и поступать в соответствии с ней, не так много дорог к Богу. Истина единична по самой своей природе: её можно либо принять, либо не принять, потому что личных версий истины не существует. В то же время решение узнать истину, какой бы она ни была, и действовать в соответствии с ней открывает человеку путь, который иначе увидеть невозможно. И, когда человеку открывается этот путь и он начинает видеть, куда тот ведёт, возникает такое изумление и радость, что свернуть с него становится просто немыслимо.
Для нас выбор был не в том, быть или не быть евреями. Такой выбор может стоять только перед язычниками, а за нас это давно уже решил Всевышний. И выбор был даже не в том, верить нам или не верить в Иисуса. Люди верят в то, что они видят — либо плотскими глазами, либо глазами веры. Поэтому выбор таков: оставить закрытыми или все-таки открыть глаза веры, независимо от того, что вы можете ими увидеть.
Что, если Иисус — таки Мессия?
Вы готовы исследовать утверждения Иисуса из подлинного стремления узнать, является ли он Мессией? Тот же Бог, который будет направлять вас в поиске истины, будет оберегать и вашу еврейскую идентичность, которую Сам вам дал.
Мы не можем мотивировать вас принять Иисуса на том основании, что вы останетесь евреем… Ведь вы всё равно будете евреем, даже если не поверите в Него. Но мы надеемся, что эта статья пробудит в вас желание узнать, правда ли, что Иисус — это ответ Бога на ваши нужды как еврея и даже больше — как человека, который нуждается в познании Существа, которое вас сотворило.
Примечания:
- Энциклопедия иудаики, Том 3, стр. 211, 212. Издательство «Кетер», Иерусалим, Израиль, 1972 г.
- См. Деяния 19:9, 23.
- См. Послание к Евреям 11 глава.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!