Еврейский атеизм… и что о нем думает Бог
Лувр. Два пожилых еврея рассматривают «Мону Лизу». После пристального изучения они соглашаются, что картина превосходна, каждый штрих – совершенен. Хаим говорит своему другу Берни:
— А знаешь, – занимательнейший факт: эта картина появилась чисто случайно, когда несколько банок краски упали на холст!
Убежденный атеист Берни, улыбаясь и не отрывая взгляда от произведения искусства, отвечает:
— Нет, слишком уж она совершенна, Хаим. Слишком тщательно все сделано. Такое не может быть случайностью.
Хаим, тоже улыбаясь, продолжает:
— Знаешь… это как со вселенной. Если эта работа на небольшом холсте слишком сложна, чтобы быть результатом случайного стечения обстоятельств, то как ты можешь говорить, что вселенная, которая в миллионы раз сложнее, могла появиться совершенно случайно?
Берни берет паузу и произносит:
— Хм-м. Полагаю, ты прав. Вполне возможно, что несколько банок краски таки да упали на холст и случайно создали «Мону Лизу»!
Приведенный выше анекдот показывает всю абсурдность убеждений атеиста, столкнувшегося с возможностью существования Бога. Является ли атеизм стóящей позицией? Великий еврейский раввин, философ и врач Маймонид основательно бы ее раскритиковал:
«Фундаментальным принципом и основой всех знаний является принятие факта наличия Первоначального Существа, через которого все получило свое начало и от чьего существования произошло все на небе и на земле.
Ничто не может существовать без этого Существа, и все зависит от Него. Это Существо может существовать без Своих творений, однако эти творения не могут существовать без Него.
Это Существо – Бог вселенной, Господь всего мира.»1
Тем не менее, современные евреи-атеисты возражают против подобных утверждений. Атеизм сегодня распространился на весь спектр еврейских верований: от еврейского религиозного мировоззрения до светского подхода к миру.
Религиозный атеизм
В 14-й день месяца нисана еврейские семьи по всему миру собираются за столом, чтобы отпраздновать Песах. Это одно из самых известных событий в еврейском календаре. Для некоторых евреев это просто церемония: они ее проводят только потому, что являются евреями. К сожалению, слишком многие евреи отмечают Песах, не задумываясь о том, что этот праздник появился как напоминание о реальном историческом событии – когда живой Бог освободил еврейский народ из египетского рабства. Для большинства же Бог не имеет никакого отношения к Песаху.
Подобное происходит и на Йом-Киппур, когда многие евреи откладывают повседневные дела, идут в синагогу и читают нараспев Аль Хет (молитву исповедания грехов). При этом лишь немногие из них действительно верят в существование Бога, Который слышит их мольбы о милости.
Вот реальная история об ортодоксальном еврее-атеисте, к которому сын обратился с вопросом: «Папа, если ты не веришь в Бога, зачем ты тогда регулярно посещаешь ортодоксальную синагогу?» Отец задумался на минутку, а затем ответил: «Видишь ли, сынок, если я хочу быть настоящим евреем, я должен быть частью ортодоксальной синагоги. То, что я атеист, не имеет к этому никакого отношения».
Еврей-атеист даже может защищать веру, которой у него нет, когда говорит: «Мы, евреи, верим в единого Бога!» Но в этом случае триединство Бога (христианская вера в то, что единый Бог существует в трех Личностях) не должно быть для него препятствием. Если человек полностью отвергает существование Бога, зачем ему разбираться с более частными вопросами, в которые он также не верит?
Тема религиозного еврейского атеизма рассматривалась известными еврейскими авторами Деннисом Прагером и Джозефом Телушкиным. В то время как сами они четко дают понять, что верят в существование Бога, они допускают и следующее:
«Согласно иудаизму, человек может быть хорошим евреем, сомневаясь в существовании Бога, но при этом действуя в соответствии с еврейским законом. Однако обратное не является истиной: еврей, верящий в Бога, но действующий не по правилам еврейского закона, не может считаться хорошим евреем.»2
Если вера в Бога не обязательна для того, чтобы считаться хорошим евреем, тогда возникает вопрос: «Почему же так важен еврейский закон?» Ведь еврейский закон произошел от исторически сложившегося раввинистического учения, которое, в свою очередь, уходит корнями в еврейские Писания. Но эти Писания указывают на живого Бога! Как же может еврейский закон быть авторитетом для еврея-атеиста?
Данное противоречие стало причиной, по которой многие евреи оставили веру, а другие стали искать для нее новые объяснения и формулировки. В 1969 году в США появилось «Общество гуманистического иудаизма». Данная организация, объединяющая более 30 тысяч членов, придерживается «философии человекоцентризма, сочетающей рационалистическое мышление и особое уважение к еврейской культуре и самобытности»3. Общество отвергает существование Бога, отвергает сверхъестественное и пропагандирует рациональное объяснение в качестве не просто приемлемой альтернативы, но как единственно возможный вариант. Евреи-сторонники такой гуманистической философии поддерживают еврейский образ жизни, однако имеют свою версию истории и праздников. Их видный представитель рабби Шервин Вайн приводит рациональное объяснение сохранению еврейской самобытности:
«Еврейская самобытность имеет гуманистическую ценность, так как еврейский опыт свидетельствует о необходимости рационализма и достоинства. Быть евреем – значит чувствовать безразличие вселенной и ужас необходимости надеяться на себя одного… Быть евреем, имеющим правильное, реалистичное отношение к еврейской истории, – это способ усилить наше понимание важности рационалистического мышления и собственного достоинства.»4
Может показаться, что для Вайна и его последователей иудаизм является способом популяризации гуманистической философии, с ее опорой на человеческие силы и аргументы. Возможно, такой взгляд нужно уважать за честность, ибо многие евреи так и верят, однако не удосужились признаться в этом самим себе. С другой стороны, в чем же надежда, радость, смысл и предназначение в системе, признающей безразличие и «ужас необходимости надеяться на себя одного» в мире и лишь вскользь обращающейся к еврейской истории в качестве решения проблем?
Догматический атеизм
В Мишне существует присказка, гласящая: «То, что мы чего-то не видели, еще не является доказательством того, что этого не существует»5. Например, то, что мы не можем видеть электричество и не знаем в подробностях, как оно работает, еще не означает, что его не существует. Каждый раз, когда мы касаемся выключателя, мы демонстрируем веру в невидимую вещь под названием «электричество». Тем не менее, когда речь заходит о Боге, нередко можно услышать следующее: «Я не видел никаких доказательств, поэтому у меня нет причин задумываться о том, правда это или нет!»
Цинизм может привести к догматическому атеизму. Скептицизм оставляет открытой возможность существования Бога. Отсутствие видимых доказательств еще не дает зеленый свет цинизму.
Тем не менее, атеизм, или, по меньшей мере, агностицизм рассматривается как религия мыслящих людей, как нечто разумное и рациональное. С тех пор, как в конце девятнадцатого века Ницше заявил, что «Бог умер», именно атеизм, а не религия, стал «опиумом для народа». Писатель Герман Вук более сорока лет назад говорил о наличии тренда, который существует до сих пор:
«Мы живем в эпоху, когда неверие в моде. Это происходит уже около 100 лет. Отсюда, как следствие, – регулярное поступление рационалистических книг от популярных книжных объединений и издателей. Однако такой популярности однобокого мнения достаточно, чтобы заставить любого зрелого человека задуматься. Овцы остаются овцами, независимо от того, перепрыгивают они через ограду или сбиваются в кучу в загоне… Становится слишком очевидно, что [говоря о костылях] Фрейд может быть «костылем», Маркс может быть костылем, рационализм может быть костылем, а атеизм может быть сразу парой костылей и железных протезов.»6
Некоторые атеисты достаточно догматичны в своих заявлениях о неверии, как и религиозные люди, против которых они часто выступают. Может ли оказаться, что они всегда озабочены верованиями других людей только для того, чтобы не решать проблему собственных предубеждений? Только задумайтесь: если вселенная – это действительно одна большая случайность, результат столкновения молекул, в таком случае все существует без предназначения и без надежды. Какой толк от нашего рационализма, если мы сами – всего лишь космическая случайность? Тогда молекулы и вещества в нашем мозге также бессмысленны и бесцельны. И зачем тогда нам хвастаться своей способностью рационально мыслить, относясь к другим с высокомерием? Если человек действительно верит в эволюцию, зачем ему утруждаться и насмехаться над приверженцами креационизма, сотворения? Ведь взгляд атеистов всего лишь означает, что их предки произошли от первобытного комочка грязи и сейчас они по случайным причинам оказались более развиты, чем верующие. И что теперь? Действительно ли есть чем кичиться?
Атеист может ответить, что отсутствие предназначения не является причиной для того, чтобы начать верить в Бога, и что подобный путь может лишь привести к ложной надежде. Этот аргумент имеет свои достоинства. Никто не должен верить в Бога только потому, что атеизм лишен смысла. Подобным образом никто не должен сбрасывать Бога со счетов только потому, что некоторые из Его последователей оказались лицемерами. Человеческие ошибки и недостатки могут становиться препятствиями для веры некоторых, однако они не умаляют реальности Божьего существования. Всегда легче опровергать что-либо, чем защищать.
У евреев-атеистов еще меньше причин насмехаться над верой в Бога, так как само существование нашего еврейского народа является свидетельством существования Бога Авраама, Исаака и Иакова.
Неудивительно, что рабби Вайн не считается со сверхъестественными составляющими еврейского выживания (такими, как чудеса из истории исхода из Египта и получение манны в пустыне). Он рассматривает негуманное отношение людей друг ко другу, в частности, в истории еврейского народа, в качестве обвинения в адрес Бога.
Но еврейский народ, чьи официальные представители на протяжении более двух тысяч лет заявляли, что еврейская история является свидетельством присутствия Бога, сам и является весомым аргументом в противовес отрицанию Бога.7
Если же страдания еврейского народа причинены людьми, то почему нужно с таким энтузиазмом говорить о необходимости гуманистического подхода? Как вообще можно устанавливать фундамент своей веры, глядя на человечество?
В то время как у сторонников гуманистической философии имеется один взгляд на еврейское выживание, другие считают иначе. Например, нееврей Марк Твен написал о еврейском народе следующее:
«Он может хвалиться собой и ему это простительно. Египтяне, вавилоняне и персы подымались, заполоняли планету с шумом и величием, а затем утихали и исчезали. За ними приходили греки и римляне, наделав так же много шума, но и они ушли следом. Другие народы восставали и поднимали свой факел на некоторое время, но огонь догорал, и они либо уходили в тень, либо исчезали. Еврей же видел их всех, пережил их всех и остался таким же, каким всегда был: без признаков старения, недугов, вызванных возрастом, без слабости в теле, с неугасимой энергией, без признаков угасания его острого и активного ума. Все в мире смертно, кроме еврея. Все другие силы проходят, а он остается. В чем секрет его бессмертия?»8
Твен написал эти слова за полвека до возрождения древнего государства (Израиля) и до возобновления использования древнего языка (иврита). И правда: сам факт того, что евреи по-прежнему существуют, создает дилемму для мыслящего атеиста. Учитывая вероятность выживания нашего народа, приводить в качестве аргумента совпадение (или что-либо другое) – это еще больший шаг веры, чем простая вера во всемогущего Бога.
Скрытый атеизм
Тогда как некоторые евреи вплетают в свое религиозное мировоззрение неверие в Бога, а другие заняты насмешками над теми, кто верит в Него, существует еще одна, более тонкая форма атеизма, но не менее популярная в наше время. Некоторые люди на вопрос «Верите ли Вы в Бога?» после минутной паузы отвечают: «Да… думаю, что да», однако к этой теме больше не возвращаются. Другие говорят: «Я верю в Бога, но по-своему». Однако это не есть вера в Бога. Это вера в версию Бога, созданную самим собой.
Еврейские Писания – Божье послание к нам – начинаются с самого главного богословского урока: «В начале сотворил Бог небо и землю». Если мы осознаем это, все остальное само встанет на свои места. Эти слова из Бытия 1:1 говорят нам, что Бог создал нас, а не наоборот. Его пути – это не просто особое мнение или альтернативный путь для тех, кто хочет отличаться от большинства. По ходу развития библейской истории мы видим, что инициативу всегда проявляет Бог. Он направлял наш народ в следовании за Творцом и поклонении Ему, а не любому другому творению. Этот мотив звучит на протяжении всего Писания и хорошо знаком нам из молитвы «Шма» во Второзаконии 6:4-5:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими.»9
Главная мысль здесь – что только лишь Бог достоин поклонения (нашей любви от всего сердца, от всей души и всеми силами). «Шма» всегда занимала особое место в еврейской жизни и литургии. Она известна даже наиболее светским евреям. Она также превратилась в своеобразную клятву верности иудаизму, в провозглашение гордости и веры в наш народ. Если в иудаизме и существует символ веры – то это оно. Однако проблема вот в чем. Молитве «Шма» как демонстрации еврейства уделяется так много внимания, что из виду нередко упускается сам ее смысл. Например, один современный раввин в пособии по основам иудаизма пишет следующее:
«Человек может отвергать Бога и все еще оставаться евреем, но отвергать единство Бога – значит исключить себя из еврейского общества. Центральным в еврейском поклонении является повторение стиха из Второзакония 6:4, подтверждающего единство Бога.»10
По некой иронии, согласно данному мнению, более важно провозглашать единство Бога, чем действительно верить в Него. Другими словами, оставаться «вхожим в еврейское общество» стало более важным, чем признавать Того, Кто это общество создал. Это как если бы мужчина хвалился, что имеет только одну жену, однако не имел бы с ней никаких отношений. Какая польза от такого брака? Подобным образом допускать веру в единство Бога без признания необходимости иметь личные взаимоотношения с Ним, без желания любить Его всем сердцем является не более чем скрытой формой атеизма.
Альтернатива атеизму
Еврею-атеисту необходимо решить для себя вопрос о возможности существования личностного Бога, Который уже проявил Себя различными способами, далеко не последним из которых является красота и совершенство сотворенной Им вселенной:
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18:2).
Известный астроном доктор Хью Росс (не верящий в буквальные шесть дней сотворения мира), объясняет это по-другому: «Бог так возлюбил человеческий род, что был готов создать 100 миллиардов звезд, формировать и совершенствовать их на протяжении многих миллиардов лет, чтобы в течение такого краткого периода времени у нас было уютное место жительства под названием планета Земля…»
В возрасте 17 лет эта мысль для меня стала поворотным моментом в поиске истины, ибо я считал, что эта вселенная настолько необъятна, что Бог не имеет возможности уделить нам внимание. Тогда я осознал, что вся вселенная была создана Богом именно для того, чтобы у нас был дом. Как же мы можем утверждать, что Бог не любит нас и не заботится о нас?11
Личностная природа Бога проявилась и в том, как Он вмешивался в историю человечества в интересах нашего еврейского народа. Бог через Писания дал обещание вечно хранить нас и беречь:
«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия 41:10).
Горькая правда состоит в том, что если бы наша судьба была в руках других народов и сильных мира сего, мы бы исчезли с лица земли. Аманы, гитлеры и хамасовцы могли бы одержать победу и легко уничтожить нас. Однако любящий Бог не позволил этому случиться. Самым поразительным фактом в истории Холокоста была не смерть шести миллионов евреев, но спасение Богом двенадцати миллионов. Вопрос Марка Твена «В чем секрет бессмертия евреев?» является риторическим для тех, кто верит в Бога Израиля.
Однако наиболее явно Божья любовь и забота проявилась в Йешуа (Иисусе). Евреи, верующие в Иисуса, верят, что Бог принял решение прийти и жить в человеческом обличии, дабы умереть и стать искупительной жертвой за нас. Зачем? Чтобы мы могли иметь вечную жизнь с Ним. Если это правда, то Бог не является просто безразличным, далеким Творцом. Его интерес к нам не ограничивается редким вмешательством в судьбы человечества. Если Иисус действительно пришел, дабы пожертвовать Своей жизнью ради нас, то Бог действительно горячо и всем сердцем любит человечество:
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).
В отличие от разочарования и безнадежности, которые являются логичными результатами атеистического мышления, вера в то, что Бог послал нам искупителя в лице Иисуса, вызывает у нас невероятную радость и дерзновение. Те, кто познал любовь Бога через Йешуа, могут вместе с одним из первых евреев за Иисуса повторить: «Если Бог за нас, кто против нас?» (апостол Павел, Римлянам 8:31)
Атеист может возразить, говоря, что стремление ощутить любовь такого Бога ведет верующих к самообману, что этот Бог существует. Естественно, для существования Бога одного нашего желания недостаточно. Ведь Бог либо существует, либо нет. Точно также и Иисус независимо от нашего желания либо является еврейским Мессией, либо не является.
Однако может ли убежденный атеист быть объективным в подобных суждениях? Не является ли его уверенность в том, что Бога не существует, вопросом веры? Возможно, убежденный атеист – это человек, судящий о Боге на основе собственных жизненных обстоятельств и сделавший вывод, что Бог не достоин существования. Но мыслящий атеист – это человек, предполагающий, что если Бог существует, то Он выше нашего человеческого сознания. Мыслящему атеисту вместо голословного отрицания Бога есть смысл рассмотреть возможность того, что Бог дал шанс на восстановление справедливости в этом мире. И тогда вполне можно допустить вероятность того, что Иисус действительно является Тем, Кем Он Себя называл. Потому что если предположить, что Бог существует и Он – любящий и заботливый, желающий примирить Свое упрямое и заблудшее творение с Собой, то вполне реально предположить и то, что Он действительно захотел прийти, жить среди нас и дать нам способ воссоединения с Ним.
Еврей-атеист должен признать, что существует множество вещей, которых мы не понимаем; наш ограниченный разум просто не может постичь их самостоятельно.
День Йом-Киппур. Двое друзей молятся, стоя рядом в синагоге. Один религиозный, другой – атеист. Религиозный еврей оборачивается к атеисту и спрашивает с любопытством: «А ты что здесь делаешь?» Атеист отвечает: «Знаешь, я ведь могу и ошибаться».
Разве не стоит исследовать возможность того, что Бог существует и что Он хочет, чтобы Вы знали Его лично? Что Вы от этого теряете?
- Маймонид «Мишне Тора», Йесод ха-Тора I, 1-5
- Деннис Прагер и Джозеф Телушкин «Девять вопросов, которые люди задают об иудаизме»
- «Общество гуманистического иудаизма» (веб-сайт) http://www.shj.org
- Шервин Т. Вайн «Иудаизм за пределами Бога» (изд. «Обществом гуманистического иудаизма»)
- Мишна, Баба Камма, 3.11
- Герман Вук «Это Бог мой»
- «Иудаизм за пределами Бога»
- Марк Твен «Касательно евреев», журнал «Харперс мэгэзин»
- «Священные Писания согласно масоретским текстам», том 1
- Стивен М. Вейлин «Серебряные оправы»
- Росс, Хью, интервью для газеты ISSUES
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!