Валентин Эйтан

Мудрый раввин из Венгрии: Исаак Лихтенштейн

Мудрый раввин из Венгрии: Исаак Лихтенштейн

Мудрый раввин из Венгрии: Исаак Лихтенштейн

 

«Я остаюсь со своим народом, я люблю Христа, я верю в Новый Завет; но я не склонен присоединяться к существующим христианским церквам. Так же, как и пророк Иеремия после разрушения Иерусалима, вместо того, чтобы принять щедрое предложение Навуходоносора и военачальника его войска, предпочел лучше остаться и плакать среди руин святого города с ничтожным остатком своих братьев, так и я останусь среди своих братьев, как внутренний дозорный, и буду умолять их увидеть в Иисусе истинную славу Израиля» (рабби Исаак Лихтенштейн)

В еврейской ортодоксальной среде культивируют мнение, что к вере в Иешуа приходят далёкие от еврейства люди: в основном, ассимилированные или имеющие корыстные мотивы евреи. Знатоки Торы и тем более раввины не могут оставить наследие праотцов и присоединиться к последователям «Того человека».

Исаак Лихтенштейн (1824 – 16 октября 1908 г.г.) – ортодоксальный раввин из Венгрии, известный тем, что открыто признавал Иисуса как Мессию, проповедуя Новый Завет в синагоге. При этом он отказывался креститься в христианской церкви и только в конце жизни крестил себя сам в микве (помещение для ритуального омовения).

В конце концов, из-за гонений, ему пришлось оставить должность раввина в 1892 году. Но вплоть до смерти в 1908 году Исаак Лихтенштейн продолжал проповедовать евреям о Мессии Иешуа.

Микулов, 1848 год

Детство и годы становления

Исаак Лихтенштейн родился 14 мая 1825 года в моравском городке Никольсбурге (Микулов). Он был первенцем, после которого в семье родилось еще 12 детей. Его отец служил в синагоге меламедом – учил маленьких детей Торе.

С раннего детства Исаак Лихтенштейн испытал на себе, что такое нищета. Он вырос в семье, которая воспитывала детей в любви к Богу, но жила в постоянной нужде:

«У отца была очень маленькая зарплата, и наша семья из 15 человек жила в ужасных условиях. Все наше жилье состояло из одной комнаты, которая служила кухней, гостиной и спальней.

В девять лет, когда я закончил начальную школу (хедер), мама отправила меня в соседний городок, чтобы я смог учиться «у ног» учёного-раввина. Мы ели с семьями местной общины и жили при синагоге».

Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906—1913). Гетто. Никольсбург. Начало 20-го века

В 1843 году, в возрасте 20 лет, Исаак Лихтенштейн получил смиху и стал раввином. Он начал свое служение в городке Сарваш, где прослужил 5 лет, после чего приехал в Тапиоcеле. В этом городке, в качестве районного раввина, Исаак прослужил более 35 лет. 26 апреля 1854 года он женился на Фаните Хоффер, у них родились три девочки и один мальчик.

Исаак был уважаемым человеком в своём городе и еврейском мире Венгрии. Он часто консультировал евреев, у которых были сомнения относительно их веры.

Приблизительно в 1853 году к нему обратился учитель, преподававший в светской школе. На встречу с Лихтенштейном он принёс книгу и попросил раввина высказать своё мнение о ней. Это был Новый Завет на немецком языке. Листая страницы, Исаак Лихтенштейн увидел имя Иисуса Христа. Он ужасно рассердился и резко выговорил учителю за то, что тот хранил и читал плохую для каждого еврея книгу.

Схватив Новый Завет, он в ярости запустил книгу через всю комнату. Она упала в промежуток между стеной и книжным шкафом, где, запылённая и позабытая, пролежала долгих тридцать лет…

Спустя 30 лет

В 1882 году в маленьком венгерском городке Тисаэслар 12 евреев и одна еврейка были брошены в тюрьму по обвинению в убийстве христианской девочки Эстер Шольмоши с тем, чтобы использовать её кровь в ритуальных целях.

Историческая справка:

«Кровавый навет» — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях. В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах.

Кровавый навет в Тисаэсларе: Мориц Шарф в суде дает показания против Саламона Шварца. 29 июля 1882 г.

Чтобы понять, какие нравы царили по отношению к евреям в то время на территории Австро-Венгрии, обратимся к свидетельству Лихтенштейна:

«Насмешки, презрение, побои и разного рода оскорбления были нашим уделом даже от рук христианских детей. Я до сих пор помню камни, которыми забрасывали нас, когда мы выходили из синагоги. И когда мы купались в реке и не могли ничего сделать, они бросали нашу одежду в воду со смехом и оскорблениями.

Однажды, с печалью и слезами, я видел, как мой отец, не колеблясь, упал на колени перед каким-то важным господином, только потому, что он, якобы, недостаточно быстро уступил ему дорогу на узкой тропинке. Эти печальные случаи достаточно хорошо известны, чтобы их описывать; и, слава Богу, что такое преследование евреев христианами является делом далёкого прошлого!

Так как детские впечатления оставили во мне глубокий след, и так как в зрелые годы у меня не было оснований менять их, неудивительно, что я стал думать, что сам Христос является бедой и проклятием для евреев – источником и причиной наших несчастий и преследований…» (Исаак Лихтенштейн, «Еврейское зеркало»)

Франц Делич

Кровавый навет в Тисаэсларе оказался ложным и безосновательным. Следует отметить, что ряд известных христианских деятелей, например, Франц Делич из Института иудаики в Лейпциге, выступили в защиту евреев и доказали, что это дело было сфабриковано антисемитами. Они печатали в газетах Венгрии и Европы статьи, в которых не только защищали евреев, обвинённых в преступлении, которое они не совершали, но и срывали маски с тех, кто своей ложью порочил имя Христа в еврейской среде.

«В статьях, написанных в защиту евреев, я часто встречал места, в которых о Христе говорится как о Том, Кто несёт радость человеку, как о Князе мира и Спасителе; и Его Евангелие превозносилось, как весть о любви и жизни всем людям.

Я был удивлён и едва мог поверить своим глазам, когда нашёл в укромном уголке Новый Завет, который 30 лет назад я с раздражением взял у учителя-еврея. Я стал перелистывать страницы и читать. Как можно описать полученные мной впечатления?!» (Исаак Лихтенштейн, «Еврейское зеркало»)

Важно отметить, что для многих евреев путь веры в Иешуа начинался непосредственно с чтения книг Нового Завета. Так как, к большому сожалению, отношение христиан тех дней к евреям, их поведение скорее отталкивало евреев от Христа, чем приближало. В глазах евреев Мессия Иисус являлся первопричиной всех страданий Израиля.

Ортодоксальный раввин открыл Новый Завет и начал читать. То, что ему открылось в результате, он описал в письме к сыну, которое было издано отдельной брошюрой незадолго до смерти раввина Лихтенштейна.

«Из каждой строки и каждого слова пришла еврейская духовность: свет, жизнь, сила, настойчивость, вера, надежда, любовь, чистота и безграничное, непоколебимое доверие к Богу; доброта к блуждающим, умеренность в самоотречении, полное удовлетворение всех нужд, забота и уважение к другим, и в то же время строгость к себе. Все это было найдено в книге…»

Новый Завет на венгерском языке

Вероятно, в 1883 году, после тщательного изучения Нового Завета, раввин пришел к признанию того, что Иисус был обещанным Мессией евреев. Это принесло в его жизнь новую, неслыханную радость, которая поддерживала его даже в самые трудные времена до самой смерти.

Но эта истина также имела шокирующий эффект: если Иисус был Мессией, то как ему, еврею и раввину, можно было спокойно жить с этой истиной?

«Почему я должен это отрицать? Как я могу слушать? Я должен был победить себя, и это происходило в великой духовной печали и мучениях; ручка дрожит в моей руке, мое сердце дрожит внутри меня, потому что я публично пишу о своих мыслях, чувствах и о том, что я понимаю», – пишет он в одном из первых буклетов, где открыто выражает свою веру.

Два или три года рабби Лихтенштейн хранил эти убеждения глубоко в сердце. Тем не менее, в своей синагоге он начал проповедовать странные и новые учения, которые одновременно и интересовали, и изумляли его слушателей. Наконец, настал день, когда он не смог больше скрываться.

Однажды в 1886 году, читая шаббатнюю проповедь, основанную на притче Христа о гробах окрашенных, раввин открыто объявил, что предмет его проповеди взят из Нового Завета, и сказал, что Иисус есть истинный Мессия, Спаситель Израиля. В конце концов, он изложил свои идеи в трёх публикациях, появившихся одна за другой, что произвело сенсацию среди евреев не только Венгрии, но и всей Европы!

И не удивительно: ведь речь шла о пожилом и уважаемом раввине, пылкими словами призвавшем свой народ встать под знамя Иисуса из Назарета и приветствовать Его как своего истинного Мессию и Царя!

Неизбежный ураган преследований обрушился на него, как только официальные иудейские круги поняли значение позиции раввина Лихтенштейна и его статей. Иудейские проповедники и пресса провозгласили ему анафему. И тот, кого еще несколько недель назад ставили в один ряд с известнейшими еврейскими вождями и учителями, теперь считался позором и стыдом нации! И всё потому лишь, что он осмелился произнести ненавистное имя Иисуса.

Распространялась клевета о том, что он, якобы, продался миссионерам. Некоторые даже утверждали, что он никогда не писал своих статей сам, но был подкуплен и его именем воспользовались. Лихтенштейна обязали предстать перед собранием раввината в Будапеште. Когда он входил в зал, его встретили криками: “Отрекись! Отрекись!”

«Господа, – сказал раввин, – я буду рад взять свои слова назад, если вы докажете мне их неправоту». Главный раввин Самуэль Кон предложил компромисс: раввин Лихтенштейн может верить во что угодно в своём сердце, пусть он только откажется от проповеди Христа. А что касается этих ужасных статей, которые он уже написал, зло может быть исправлено очень просто. Синод раввинов подготовит документ, подтверждающий, что раввин писал их в состоянии временного умопомрачения и всё, что требуется от него – поставить своё имя под этим утверждением.

Раввин Лихтенштейн ответил спокойно и с достоинством, что это странное предложение позволяет ему увидеть, что он-то, как раз, пришёл в себя. Затем раввины потребовали, чтобы он подал в отставку и принял формальное крещение. На что он ответил, что не имеет намерения присоединяться к какой-либо церкви. Он нашёл в Новом Завете истинный иудаизм и по-прежнему останется со своей общиной, проповедуя в синагоге.

Так Исаак Лихтенштейн и сделал, несмотря на преследования и упрёки, обрушившиеся на него. Исполняя обязанности поместного раввина, он продолжал учить и проповедовать из Нового Завета. Однако в 1892 году он добровольно оставил свой пост, так как здоровье его к тому времени ослабло от постоянных нападок и преследований со стороны ортодоксальных евреев.

Синагога, в которой служил и учил о Мессии Иисусе рабби Исаак Лихтенштейн

Еврейское христианское свидетельство в Израиле

В ноябре 1893 года в Лондоне была создана миссионерская организация «Еврейское Христианское свидетельство в Израиле». Его основали мессианские евреи Дэвид Барон и Андрос Кароли Шонбергер (родом из Венгрии). Они делали упор на проповеди Евангелия как еврейского учения, в котором Иисус был не только Сыном Божьим, но и евреем, пришедшим к своему народу.

журнал «Рассеянная нация», 1898 год

Они открыли центр миссии в еврейском квартале Лондона, где достигали бедных евреев. Дом, в котором располагалась миссия, был открыт для всех желающих. В нем был просторный читальный зал в формате кафе, в котором проводились богослужения по субботам и служения среди недели, на которых изучали Новый Завет и разбирали пророчества Танаха о Мессии.

Затем Барон и Шонбергер выпустили информационный журнал «Рассеянная нация», в котором рассказывали о своей деятельности и вере. Со временем этот центр стал Первой еврейской христианской церковью в Лондоне. Важную роль в этом сыграл раввин Исаак Лихтенштейн.

«В самом начале я делаю свое публичное и честное признание – это результат моей внутренней борьбы и серьезных размышлений, и это моё непоколебимое, неизменное убеждение… Как старый еврей, как раввин, состарившийся на служении моему народу и верный закону, я откровенно признаю, что Иисус – предсказанный Мессия Израиля… пришествия которого наш народ и мы долго ожидали. Он пришел! Теперь это мой крик ликования. И если Бог пожелает, моя жизнь будет служить для того, чтобы сделать Его известным» (Исаак Лихтенштейн, «Обращение к еврейскому народу»)

Будапешт

В 1893 году Исаак Лихтенштейн оставил Тапиоселе и поселился в Будапеште.

В докладе за 1893 год преподобный Вейн Муди, пастор Свободной Церкви Шотландии, упоминает, что по воскресеньям в здании церкви начались встречи с евреями. На стене у входа в церковь висела доска с надписью «Бейт hаМидраш» и тексты на иврите, приглашающие евреев на встречи. Общение на этих встречах было сосредоточено на Псалмах, иногда разбирали книги пророков.

Затем Муди пишет: «Раввин Лихтенштейн обычно проводит это время с нами. Он читает стих из Писания и предлагает свои комментарии, которые часто поражают своей глубиной, они интересны и познавательны. Он не читал лекции в Будапеште, как делал это в Гамбурге и Лондоне, но готов принять участие в наших встречах и прочитать несколько лекций для евреев».

В 1894 и в 1896 годах рабби Лихтенштейн путешествовал с Дэвидом Бароном по Европе. В нескольких городах они свидетельствовали о Мессии с кафедр христианских церквей и реформаторских синагог.

С 6 по 8 июня 1895 года Франц Делич и Институт иудаики провели еврейско-христианскую конференцию в Лейпциге, куда были приглашены самые известные представители еврейских миссий. Лихтенштейн читал там доклад об общих признаках еврейства и христианства. В книге «Иудаизм и христианство» он продолжил эту тему.

Во время поездки 1896 года раввин заболел и самочувствие уже больше не позволяло ему участвовать в миссионерских поездках. Он хотел сделать гораздо больше для своего народа и часто говорил Дэвиду Барону: «О, я хочу, чтобы в Венгрии была образована еврейская церковь. Как я буду счастлив присоединиться к ней! Будь я на двадцать лет моложе, я  приложил бы все свои силы и попытался бы создать её».

Крещение в глазах евреев являлось публичным актом отказа от своего еврейства и перехода в другую веру. Еврей, принявший крещение, словно говорил, что он теперь не еврей, а христианин. Сам факт крещения автоматически отрезал такого человека от общества Израиля.

В своем докладе за 1896 год Муди сообщает: «Я неоднократно говорил с ним о крещении и пытался показать, что если он полностью исповедует Христа, то должен креститься. Но до сих пор Лихтенштейн утверждал, что если он будет крещён в христианской церкви, то нарушит связь со своим народом, и что этим самым он потеряет влияние на своих оппонентов…»

По свидетельству Арнольда Франка, немецкого еврея-христианина, пастора церкви «Небесный Иерусалим», незадолго до смерти в 1907 году рабби Лихтенштейн крестил себя в микве, погрузившись во имя Иисуса. И хотя нет официального документа, который подтвердил бы это действие, можно доверять свидетельству пастора Франка.

Последние годы

С 1899 года у миссии «Еврейское христианское свидетельство в Израиле» были постоянные сотрудники в Венгрии. Миссионерская работа среди евреев в стране получила новый импульс, они не прекращали своего сотрудничества с Исааком Лихтенштейном.

Дэвид Барон сообщает, что их двухдневное пребывание в Будапеште в мае 1901 года прошло в основном в компании раввина Лихтенштейна. И несмотря на то, что раввин не присоединился ни к одной христианской деноминации и сохранил особую, нейтральную позицию, он сделал больше, чем многие миссионеры, для поднятия вопроса о Христе среди иудеев.

Позже, в 1903 году, когда раввин Лихтенштейн находился в Лондоне, Барон подвел итог: «Мы печатали и раздавали брошюры рабби Лихтенштейна тысячами экземпляров на разных языках, распространяя их по всему миру. И это факт, что многие евреи в разных странах обратили внимание на Христа и Его учение только благодаря трудам рабби Исаака».

Раввин Исаак Лихтенштейн и его жена. Будапешт, июнь 1908 г.

Рабби Лихтенштейн много пишет и ведёт беседы с верующими христианами из различных деноминаций и церквей. Его глубокие познания Писания и умение раскрывать привычные для многих темы с неожиданной стороны помогают ему доносить до слушателей важность служения евреям в новозаветный период.

В 1908 году Лихтенштейн совершенно неожиданно тяжело заболел. Когда он понял, что наступает конец, то сказал в присутствии жены и сиделки:

«Передай мою горячую благодарность и приветствия моим братьям и друзьям. Доброй ночи, мои дети; доброй ночи, мои враги, вы не сможете больше ранить меня. У нас один Бог и один Отец всех, и один Мессия, Который отдал Свою жизнь на древе страданий за спасение человечества. В Его руки я отдаю мой дух».

В канун радостного праздника Симхат Тора 16 октября 1908 года в 8 часов утра почтенный раввин отошёл к своему Господу, которого любил всем сердцем.

 

2 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *