Евреи за Иисуса

Еврейский закон и Новый Завет

Еврейский закон и Новый Завет
Еврейский закон и Новый Завет

© Getty Images

Христианские богословы, служители и прихожане давно знают, что для правильного понимания Нового Завета знание еврейских обычаев не просто желательно, а абсолютно необходимо. Чтобы удовлетворить эту потребность, написано бесчисленное количество книг и статей о еврейском историческом фоне Нового Завета. В них исследуются праздники, шаббат, еврейский образ жизни, методы обучения и еврейские верования.

Одна из наиболее известных книг на эту тему — «Иудаизм в первые века христианской эры» Джорджа Фута Мура, британского богослова, специализирующегося в области взаимосвязи Нового Завета и иудаизма. Мастерское раскрытие Муром этой темы по праву заслужило его работе место во многих христианских библиотеках. Тем не менее в исследовании Мура явно отсутствует один важный аспект — Закон. Писать об иудаизме в раннехристианскую эпоху, не рассматривая Закон, все равно, что писать о христианстве, не рассматривая Иисуса!

Иисус появился на сцене в критический переломный момент еврейской истории. Его земные современники были последним поколением перед разрушением Храма. Однако на тот момент силы, которым предстояло формировать иудаизм в течение последующих двух тысячелетий, уже действовали в полную меру. Со времен Ездры Закон Моисея постепенно становился частью жизни «еврейского обывателя» как никогда раньше. Коррупция среди священников и правителей и подъем эллинизма породили различные народные движения, главной задачей которых было жить в соответствии с Торой (законом или учением Моисея). Поскольку законы Торы затрагивали такие практические вопросы, как приготовление пищи и установление календаря, люди начали создавать союзы и общества, в которых обычаи стандартизировались в соответствии с учением тех или иных признанных учителей (раввинов). Истории известны десятки сект, существовавших в иудаизме первого века. Вероятно, самыми известными среди них были фарисеи и ессеи.

К тому времени, когда Иисус начал своё публичное служение, по всей земле Израиля уже сформировались синагоги, а в Иерусалиме были созданы академии для подготовки раввинов, которые могли бы учить и судить по всей стране. Эти учёные мужи учили доктринам, притчам, еврейским верованиям и фольклору, но их главная функция заключалась в обеспечении надлежащего соблюдения еврейского закона, под которым понимался свод как «общих», так и «религиозных» правил.

Многие христиане верят, что Иисус отверг раввинистический закон, но это не совсем так. Иисус действительно часто не соглашался с раввинами своего времени и с их интерпретациями Закона. Тем не менее Бог избрал открыть евангелие именно в контексте еврейского закона и культуры. Собственно, поэтому Иисус во время своего земного служения спорил с еврейскими раввинами, а не с греческими философами! Иудаизм первого века был ареной, на которой Бог осуществил Свой план спасения.

Еврейский закон основан преимущественно на Пятикнижии, пяти книгах Моисея, но он включает и некоторые еврейские нормы общего права, а также элементы ближневосточного общего права. По мере развития еврейской истории экономические и социальные изменения требовали некоторого расширения или модификации первоначального закона. Сначала эти новые правила и толкования не разрешалось записывать, но в конечном итоге из-за их растущего объема записать таки пришлось. Тем не менее в отличие от изначально письменного Моисеева Закона их по-прежнему называли «устным законом». Эти устные рассуждения и наставления, основанные на Священных Писаниях, составляют Талмуд, состоящий из Мишны и Гемары. По сути это трактаты еврейских богословов, живших в Вавилонии примерно за 300 лет до и в течение 500 лет после завоевания римлянами земли Израиля. Сначала появилась Мишна, затем Гемара — комментарий к Мишне.

Хотя иудейский закон в том виде, в каком мы его знаем сегодня, в полной мере развился только во втором столетии нашей эры, на протяжении всего Нового Завета мы можем наблюдать, как Иисус и его ученики взаимодействовали с популярными правовыми вопросами своего поколения.

Ниже представлено сравнение шести основных категорий еврейского закона в том виде, в каком они записаны в Мишне — великом кодексе еврейского традиционного закона второго века, с тем, как они отражены в Новом Завете. (Если вы желаете глубже изучить тему закона в жизни и учении Иисуса, рекомендуем прочитать книгу «Жизнь и времена Иисуса Мессии» Альфреда Эдершейма, еврейского мессианского богослова XIX века.)

Сельское хозяйство

Термин на иврите: Зераим (буквально «Семена»). Этот раздел посвящён плодам с полей и соответствующим благословениям, которые необходимо произносить на выращиваемые культуры и другие аспекты сельскохозяйственной деятельности.

В Мишне: Берахот, первый трактат, начинается с вопроса о том, когда следует читать Шма («Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим…»), как бы говоря, что все прочие заповеди учат нас любить Господа. Подробно изложены правила проведения братской трапезы для раввина и его учеников: сначала чаша вина, затем омовение рук, преломление хлеба, обсуждение Писаний во время трапезы, затем чаша благословения, над которой провозглашается благодать.

В Новом Завете: Иисус процитировал Шма в качестве первой и величайшей заповеди, одной из двух, на которых основываются все остальные (Евангелие от Марка 12:29–30). Иисус и его ученики, должно быть, много раз проводили такие трапезы, но их последняя трапеза в ту ночь, когда он был предан, стала основой для нашего служения Святого Причастия («хлебопреломления»). (См. Евангелие от Луки 22:14–20 и 1 Коринфянам 10:16–17.)

Назначенные времена

Термин на иврите: Моэд (буквально «Сезон»).

В Мишне: Один из трактатов в Моэде посвящён шаббату. В первом веке вопрос о том, какая именно деятельность разрешена, а какая запрещена в шаббат, вызывал горячие споры. В другом трактате описывается Песах: на 10-й день первого месяца пасхального агнца отделяли от другого скота и приносили в жертву во второй половине 14-го дня в память об избавлении евреев от египетского рабства.

В Новом Завете: Иисус не нарушал библейских законов о шаббате, но, выборочно исполняя спорные действия, такие как исцеление, он показал себя Господином шаббата (Евангелие от Луки 6:1-11). Иисус, наш пасхальный Агнец, вошёл в Иерусалим в 10-й день первого месяца, и правители задумали его убить. В Песах он был распят ради нашего избавления от рабства греха (Евангелие от Матфея 21, 26, 27).

Законы о браке и разводе

Термин на иврите: Нашим (буквально «Женщины»).

В Мишне: О разводе: Школа Гилеля учила, что мужчина может развестись со своей женой, даже если ему просто не нравится, как она готовит. Согласно школе Шаммая, мужчина мог развестись со своей женой только на основании вины прелюбодеяния. О браке: невеста считалась официально обручённой, когда получала от жениха ценный предмет, символически скреплявший их отношения. Когда жених был готов вступить в брак, он должен был прийти за невестой в её дом и отвести на свадебный пир, а потом в брачный покой.

В Новом Завете: Учение Иисуса было даже более строгим, чем в школе Шаммая, и допускало развод исключительно в случаях прелюбодеяния (Евангелие от Матфея 19:9). Иисус выступает как жених церкви. Обрученный с верующими через дарование нам Святого Духа, он вернётся, чтобы взять нас, свою невесту, в то место, которое он готовит для нас в доме своего Отца (Евангелие от Матфея 25:1-13, Ефесянам 1:13-14, Евангелие от Иоанна 14:2-3, Откровение 19:7-9).

Гражданское и уголовное право

Термин на иврите: Незикин (буквально «Ущерб»).

В Мишне: Этот раздел посвящён деятельности Синедриона, окружных и местных судов. Дела о телесных повреждениях, повреждении имущества, денежных спорах и преступлениях, караемых штрафом, иным наказанием или смертной казнью, должны рассматриваться 3, 23 или 71 судьей. Обстоятельства дела устанавливаются показаниями 2 или 3 свидетелей. Ходатаи или поверенные могут выступать в защиту каждой из сторон рассматриваемого дела.

В Новом Завете: Сам Иисус дал наставления о том, как церковь должна совершать суд внутри себя (Евангелие от Матфея 18:15-20). Павел дал коринфской церкви юридические наставления по целому ряду вопросов (1 Коринфянам, главы 6-10). Значительная часть послания Иакова, главы 4 и 5, говорит о суде. Новый Завет учит, что Бог — наш Судья (Откровение 20:11-15), а Святой Дух — наш Ходатай (Иоанна 16:7-8). Мы же свидетели Иисуса (Иоанна 15:27).

Законы о жертвоприношениях и священных предметах

Термин на иврите: Кодашим (буквально «Святые вещи»).

В Мишне: Этот раздел посвящен законам, касающимся всех видов жертвоприношений — допустимые и неприемлемые жертвы, порядок принесения жертв, законное и незаконное употребление мяса, жира и других частей жертвоприношений. К этой категории также относятся еврейские законы о питании, в основном законы относительно мяса, которое не приносится в жертву, а просто готовится для повседневного употребления.

В Новом Завете: Иисус — наша жертва за грех (Евреям 9:28). Мы должны представить себя как святую и угодную Богу жертву (Римлянам 12:1). Мы храм Святого Духа (1 Коринфянам 6:19; 1 Петра 2:5). Иисус говорит о кошерности и некошерности, о чистой и нечистой пище (Евангелие от Марка 7:1-23). Пётр (Деяния, главы 10-11) и Павел (Римлянам 14) также касаются вопросов пищи для церкви. (Смотрите также Деяния 15.)

Вопросы ритуальной чистоты

Термин на иврите: Тохорот (буквально «Чистота»).

В Мишне: Ученики Гиллеля утверждали, что чашей можно пользоваться, если она чистая внутри, в то время как последователи Шамая говорили, что наружные поверхности тоже должны быть чистыми. Раввины считали, что человек становится нечистым, если прикоснётся к прокажённому, человеку с кровотечением или мёртвому телу.

В Новом Завете: Иисус сказал тем, кто был слишком озабочен чистотой своих чаш снаружи, что они должны сначала очиститься внутри, и только после этого наружная чистота будет иметь значение (Евангелие от Матфея 23:25-26). Иисус прикасался к прокажённым, людям со всевозможными болезнями и даже к мёртвым телам, исцеляя и воскрешая их, тем самым показав, что его прикосновение даёт победу над нечистотой (Евангелие от Матфея 8:3; 9:20; 9:25).

автор — Ларри Брандт

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *