Иудаизм учит… чему же?
То, во что твердо верят одни евреи, другие опровергают, при этом и те, и другие опираются на «учение иудаизма». Христианская идея Мессии, однажды принятая среди евреев, сегодня отвергнута как отходящая от того, чему «учит иудаизм».
Часть первая
Иудаизм учит… чему же?
Он не хотел верить. Ни в Иисуса, ни в кого бы то ни было. Он не хотел даже говорить об этом, потому присоединился к нашему разговору, чтобы прекратить его раз и навсегда. “Мы не можем верить в Иисуса, потому что иудаизм учит, что Мессия не будет человеком. Вместо этого настанет время мира на всей земле,” – заявил он.
Подошел еще один еврей: “Вы, наверное, реформисты. Настоящий иудаизм учит, что Мессия будет человеком, который придет на облаках небесных!”
В разговор вступил третий: “Идея Мессии возникла в тяжелые времена, когда мы нуждались в надежде на спасение.”
“Вы хотите сказать, что Мессия — это не более, чем идея, возникшая от отчаяния? Именно этому учат Ваши раввины?” — недоверчиво переспросил второй.
И назвавший Мессию не более, чем понятием, выдуманным, чтобы дать надежду отчаявшимся, с большим достоинством и гордостью ответил: “Я сам раввин.”
Так в чем же основное отличие иудаизма от христианства? Рабби Бенциону Милецки из Австралии считал так: “Главное, что определяет иудаизм и отличает его от христианства, — это верность Галахе.” Рабби Исер З. Вайсберг придерживался другого мнения: “Наиболее серьезным отличием христианства от иудаизма является концепция божественности человека.” Давид Бергер соглашается с Вайсбергом, но добавляет, что еврейские источники “практически однозначно отрицают вариант воскресшего Мессии. Это основополагающий элемент еврейской религии.”
Что же наиболее четко отличает иудаизм от христианства: соблюдение заповедей, Троица или умирающий и воскресающий Мессия?
Фраза “иудаизм учит” не должна становиться средством затыкания рта несогласным. Использующие сегодня эту фразу следуют древней традиции талмудистов, по которой раввин приписывает собственное учение своему раввину.
Раввинская «смиха» (рукоположение) не передается по наследству. По традиции, раввин, которого знали и уважали многие, брал себе учеников, а по окончании курса обучения выдавал им письмо о том, что данный ученик теперь достаточно компетентен, чтобы учить самостоятельно. Каждый раввин пытался отдать должное своему учителю, поэтому в Талмуде много разных учений приписывается учениками своим учителям.
Сегодня, однако, существуют целые семинарии, посвящающие в раввины. И выпускники уже не приписывают свои учения учителям, а говорят в общем: “Иудаизм учит…” Выражаясь таким образом, они надеются способствовать повышению престижа иудаизма, в то же время подтверждая свое учение его авторитетом. В результате истина просто теряется.
Люди некомпетентные считают, что выражение “иудаизм учит” представляет собой тщательно обдуманное всеобщее мнение. На самом же деле, основная часть раввинской литературы – это собрание всех видов учения, многие части которого противоречат друг другу. Но все это представляется в общем как «иудаизм». Например, в самом начале своего существования реформистский иудаизм высмеивался как не подлинно еврейское учение, и его первые последователи подвергались жесткой критике и клевете, а один даже был отравлен своим оппонентом!
Но все разногласия между еврейскими авторитетами меркнут перед лицом одного единственного вопроса — мессианства Иисуса из Назарета. Как будто само существование иудаизма зависит от согласия по этому вопросу всех течений иудаизма. Считается почему-то, что быть настоящим евреем можно, только отказавшись от веры в Иисуса.
Иудаизм абсолютно справедливо отмечает, что все христианство построено на одной ключевой концепции: Мессия умрет или будет убит, согласно Писаниям, будет похоронен, а затем воскреснет. И для того чтобы отделить иудаизм от христианства раз и навсегда, раввины решили внушить своим паствам, что ни один еврей никогда не верил во что-либо подобное. Говорят, “иудаизм учит,” что Мессии необязательно было умирать за грехи людей и воскресать, чтобы затем вернуться и завершить Свое искупление. Раввины утверждают, что “иудаизм не учит” идее заместительного искупления — т.е. когда один человек умирает за грехи многих. А идея о том, что этот человек потом воскреснет из мертвых, вообще рассматривается как нелепая.
Единственная причина существования такого кажущегося консенсуса в современном иудаизме заключается в отвержении любого еврея, который открыл для себя Йешуа как обещанного Мессию. Такой человек просто перестает считается евреем! Навязывая такую игру слов, раввины пытаются доказать, что ни один еврей действительно не верит в Иисуса.
Но один интересный феномен вызвал серьезные сомнения в монолитности картины того, о чем “учит иудаизм.”
Потрясающее Любавическое противоречие
Вряд ли можно найти направление в иудаизме, наиболее приверженное традиционному иудаизму, чем Бруклинское Любавическое движение. Любавичские хасиды не принимают «кашрут» (правила чистоты), установленный другими раввинами, настаивая на «глат-кошер» (дополнительном уровне строгости соблюдения кашрута). А в посвящении и соблюдении того, что они понимают под еврейским законом, им нет равных.
Последователи Любавичского Ребе Менахема Шнеерсона, умершего 12 июня 1994 г. в возрасте 92 лет, пели: “Мы хотим Машиаха сейчас!” Этот лозунг прозвучал еще в 1981 г. Сначала осторожно, а затем открыто они провозгласили, что их ребе – Машиах! Появились газетные объявления и билборды, сообщающие всем, что их ребе – обещанный Мессия, который принесет всемирное освобождение.
Когда он перенес инсульт, лишивший его возможности говорить, некоторые последователи Любавичского движения соотнесли это с текстом 53 главы Исаии. Любавические хасиды, как и христианские теологи, указывают на то, что Исаия 53 говорит нам о Мессии. Но их Мессия — не 33-летний распятый, сказавший «Никто не может забрать у Меня жизнь» и учивший, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за других», а 92-летний рабби, который не только перенес инсульт, но и умер от разрушительного действия старости.
Смерть Менахема Шнеерсона вызвала резонанс в сообществе ультра-религиозных евреев. На что значительное число приверженцев Любавичского движения отвечали: «Да, он умер, но он воскреснет и завершит искупление».
На сегодняшний день «иудаизм учит», что 53 глава Исайи относится к Израилю, а не к Мессии. Тем не менее, есть множество раввинов среди Любавического движения, называющие ее мессианской.
Вера в то, что Ребе вернется из мертвых как Мессия, была не только принята массово, но и нашла поддержку учителей в среде Любавичского движения. Сейчас они извлекают из традиционной еврейской литературы идеи, подтверждающие, что концепция Мессии, воскресающего из мертвых, является правильной с еврейской точки зрения. В опубликованной беседе профессора истории Бруклинского Колледжа Давида Бергера с раби Исер З. Вайсбергом из Торонто и раби Шмуэлем М.Бутманом, главой Любавической международной кампании по возвращению Мессии (Lubavitcher-Sponsored International Campaign to Bring Moshiach) цитировались традиционные еврейские писания, которые, как они утверждали, указывают на возможность и вероятность Мессии, умирающего до завершения своей искупительной миссии и потом возвращающегося из мертвых, чтобы увидеть ее завершение.
Например, традиционный еврейский мидраш Эйха Раба (мидраш на книгу Плач Иеремии 1:51) говорит: «Царь Мессия, будь он из еще живых или из мертвых, носит имя Давида». Согласно любавическим хасидам, писания, подобные этим, ясно показывают возможность Мессии восстать из мертвых.
Существует ли на самом деле “еврейский консенсус” в этих вопросах? Противоречит ли вера в Мессию, который умирает, или в Мессию, который воскресает из мертвых, “учению иудаизма”? Если такого консенсуса нет, существуют некоторые последствия для любавических хасидов и тех евреев, которые верят в Иисуса из Назарета как Мессию.
Давайте продолжим наше рассуждение во второй части.
Часть вторая
Чему “учит иудаизм” в отношении смерти и воскресения?
Сегодня мы говорим “Мессия” в единственном числе. Хотя в более древние времена, в дни раввинов Талмуда, была распространена идея о том, что должно быть два Мессии. Одного называли Мессия бен Давид. Другой был известен как Мессия бен Йосеф (или бен Эфраим).
Мессия бен Давид приведет Израиль к окончательной победе над его врагами. Мессия бен Йосеф будет тоже принимать участие в этой финальной апокалиптической битве, но будет убит и умрет.
Рафаэль Патай так описывает свои верования, малоизвестные среди современных евреев: “Мессию бен Йосефа, также известного как Мессия бен Эфраим, по имени его предка Эфраима, сына Йосефа, представляют как главнокомандующего армией Израиля в мессианских войнах. Он одержит много знаковых побед, но ему суждено умереть от рук Армилуса в великой битве, в которой Израиль потерпит поражение от Гога и Магога. Его тело будет оставаться непогребенным на улицах Иерусалима сорок дней, но ни зверь, ни хищная птица не коснутся его. Потом придет Мессия бен Давид и первое, что он сделает, -воскресит своего трагического предшественника.”
Поздние раввинистические источники отмечали существование концепции страдающего, угнетенного и униженного Мессии. Захария 9:9 — один из таких стихов:
“Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, крот кий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.”
Вавилонский Талмуд (Сангедрин 98b) интерпретирует Захарию 9:9 следующим образом: “Р. Иегошуа противопоставлял два стиха: написано, Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, тогда как [в другом месте] написано, [се Царь твой грядет к тебе…] кроткий, сидящий на ослице! Если они будут достойны, [Он придет] с облаками небесными; если нет, кроткий и сидящий на ослице.”
Мы уже видели, как 53 глава Исаии по-разному интерпретировалась евреями и христианами. Трактат Сангедрин 98b в страдающем рабе видит Мессию:
«Раввины сказали: Его имя — «прокаженный учитель», как написано, Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом».
Тем не менее, некоторые настаивают на том, что идея искупительной смерти Мессии является анафемой для еврейской веры и чуждой еврейскому мышлению. В конце концов, разве Библия не осуждает человеческие жертвоприношения? И разве это не идет вразрез со здравым смыслом, что кто-то другой должен платить за наши грехи? Разве “иудаизм когда-либо учил” о подобных вещах?
Искупление через жертву в Библии и в раввинистической литературе
Есть один важный библейский стих, который считается основанием системы жертвоприношений: “Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает” (Левит 17:11). В древние библейские времена смерть животного заменяла смерть человека, который согрешил. Как выражает это иврит, за человека платится “выкуп”, именно это означает слово «киппур» в названии “Йом Киппур.”
Известны случаи смерти людей, а не животных, искупающие грех народа. В Числах 25 описывается, как отношения израильтян с женщинами Моава привели к поклонению моавитским богам, что вызвало гнев Божий и поражение израильского народа. Поражение остановилось после гибели конкретных людей.
Рабби Яков Милгром комментирует это так: «Поступок Финееса, заключавшийся в убийстве одного израильского лидера, был достаточным, чтобы выкупить (киппэр) Израиль; Бог не требовал никаких дополнительных жертв. Киппэр служил для того, чтобы предотвратить кару, пресечь ее в зародыше, прекратить ее действие до того, как она будет исчерпана.»
Милгром упоминает еще два текста, в которых человеческая смерть послужила искуплением. Первый – Исход 32:26-29 – говорит о грехе поклонения золотому тельцу, когда левиты были призваны убивать людей, даже своих близких родственников, чтобы успокоить гнев Божий. Второй текст – 2 Царств 21:1-14 – показывает, что умерщвление потомков Саула стало необходимым выкупом для прекращения засухи, которая была вызвана нарушением Саулом клятвы, данной Гаваонитянам.
Пожалуй, самым противоречивым отрывком об искуплении – не просто через смерть какого-то человека, а через страдания и смерть Мессии – является Исаия 52:13-53:13. В талмудические времена этот отрывок понимался как относящийся к пришествию Мессии.
Гораздо позже, особенно под влиянием средневекового мудреца Раши, эти слова стали относить к народу Израиля. Есть мнение, что этот отрывок не относится к Мессии, потому что в нем идет речь о человеческой жертве. Хотя Бог, конечно же, запрещает языческие человеческие жертвоприношения, мы увидели примеры того, что только смерть виновного человека или смерть священника могла осуществить искупление.
Так Шнеерсон из Бруклина или Иисус из Назарета?
Любавические хасиды имеют право утверждать, что идея умирающего Мессии находится в центре еврейской мысли. Те, кто приняли взгляды любавических хасидов, утверждают, что, если в еврейских источниках еще можно найти идею об умирающем или воскресающем Мессии, то в них все равно ничего нет о Мессии, который умер до окончания своей миссии, чтобы воскреснуть для ее завершения.
Действительно, для любавических хасидов смерть Ребе Шнеерсона стала некой преградой на пути к спасению. Некоторые из его последователей говорят, что он вернется из мертвых, чтобы спасти Израиль. Другие ожидали его возвращения еще до того, как он был похоронен.
Предположим, что смерть Мессии фактически является средством искупления от греха, и именно в ней заключается Его спасительная миссия.
В то время, как смерть Шнеерсона является неприятной преградой на пути мессианских ожиданий у его последователей, Новый Завет указывает на искупление в смерти Иисуса из Назарета. Новый Завет говорит о смерти Иисуса терминами, подобными тем, которые использованы в Бытии 22. Там рассказывается об Акеде, почти совершенном жертвоприношении Исаака. В Бытии 22 Бог заменяет Исаака бараном, но в некоторых более поздних еврейских традициях Исаак на самом деле умирает в качестве искупления за наши грехи.
«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2)
А теперь сравните с Новым Заветом:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16)
Когда еврейский художник Марк Шагал писал свое «Жертвоприношение Исаака», в этой поразительной визуальной аналогии он изобразил Иисуса, несущего крест, и красный поток, стекающий, словно кровь, с этой сцены на Авраама с его ножом, занесенным над Исааком.
Помните также, что в 53 главе Исаии (которую многие еврейские источники интерпретируют как говорящую об искуплении, которое дает Мессия) герой, описанный как “раб” Божий, добровольно отдает свою жизнь, его смерть не является насильственной. Позднее Иисус подтвердит, что Его неминуемая смерть была добровольной. Несмотря на то, что Он, как кажется, шел на смерть в силу обстоятельств, Он Сам поставил Себя в эти обстоятельства, потому Он мог сказать: “Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам от даю ее” (Иоанна 10:1718).
Воскресение
В Библии и в большей части еврейской традиции очевидны три вещи: Мессия умрет, Его смерть искупит грех и Он воскреснет из мертвых. Есть те, кто отрицает воскресение Иисуса, предлагая множество других объяснений тому, что на самом деле произошло. Пинхас Лапид, ортодоксальный еврейский ученый и автор, признал воскресение Иисуса, написав:
“Ни в одном из случаев, когда раввинистическая литература говорит о подобных видениях, это не приводило к существенному изменению жизни воскрешенных или тех, кто пережил эти видения… А в случае учеников Иисуса в Пасхальное Воскресенье все иначе…Если побежденная и подавленная группа учеников может в одночасье превратиться в победоносное движение веры, основанное только на самовнушении и самообмане, без фундаментального переживания веры, – то это является намного большим чудом, чем само по себе воскресение из мертвых.”
Имеет смысл посмотреть на воскресение как на реальное событие, а не как на отчаянное блуждание наощупь после неоправдавшейся надежды, за которую ученики, тем не менее, готовы были умереть. В конце концов, люди могут умирать и за ложные надежды, но никто не умирает за надежды неоправдавшиеся.
Итак, идея Мессии, который умирает для того чтобы искупить наши грехи и воскресает из мертвых, является вполне еврейской, библейской и раввинистической, чему есть подтверждение и в Библии, и в раввинистической литературе. То, чему “иудаизм учит” сегодня, не всегда соответствует тому, чему иудаизм учил когда-то!
Заключение
В еврейском обществе нет консенсуса по этим вопросам. То, во что твердо верят одни евреи, другие опровергают, при этом и те, и другие опираются на «учение иудаизма». Христианская идея Мессии, однажды принятая среди евреев, сегодня отвергнута как отходящая от того, чему «учит иудаизм».
Сегодня есть евреи, подвергающее сомнению то, что принятое выражение “иудаизм учит” заканчивает все дебаты. Любавическое противоречие подчеркивает этот факт. Есть и те, кто ищет ответы не у Ребе Шнеерсона, а в приходе к вере в Иисуса из Назарета. Они верят, что Он умер за наши грехи, согласно Писанию, что Он воскрес на третий день и что Он вернется, чтобы завершить Свое дело искупления.
Если Бог реален, если грех реален, если необходимость в искуплении реальна, тогда нам следует прислушаться к голосу Бога, который звучит со страниц еврейской Библии и Нового Завета, возвещая об Иисусе из Назарета. Те, кто понял, что это учение истинно, не хотят помещать его в еврейский буфет идей и доктрин, которые можно принимать или отвергать частями. Мы не говорим: «Иудаизм учит», мы говорим: «Слово Божье учит», а это Слово Создателя всего сущего. И это Слово, которому мы искренне верим, учит нас, что Иисус из Назарета является Мессией, Который умер, Который искупил наш грех, Который уже воскрес из мертвых и Который завершит наше освобождение от греха, несправедливости и зла.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!