Самюэль Руд

,

Как выбраться из глупого обязательства

Как выбраться из глупого обязательства

Как выбраться из глупого обязательства

Хотя обычно мы даём обещания с добрыми намерениями, иногда они могут загнать нас в угол.


В иудаизме есть древняя молитва, известная как «Кол Нидре», выражающая сожаление о нарушенных обязательствах. Это арамейское песнопение настолько запоминающееся и красивое, что вся служба, которая начинается с этой молитвы и проводится вечером накануне праздника Йом-Кипур, тоже называется «Кол Нидре». Синагоги часто нанимают для её исполнения профессиональных музыкантов, и этот мощный распев всегда глубоко трогает присутствующих. Однако многие удивляются, когда узнают, что «кол нидре» переводится как «все обеты». Песнопение, под которое мы в благоговении раскачиваемся, закрыв глаза, на самом деле является древним юридическим текстом, который освобождает верующих от ответственности за обещания, которые они не выполнили.

Слово «обет» звучит очень высокопарно, особенно когда его поют и декламируют в такой обстановке. Мы редко применяем библейские термины «обет» или «клятва» к своей собственной жизни — в основном мы ассоциируем их с торжественным взятием на себя каких-либо религиозных обязательств, вступлением в брак или как минимум принесением присяги в суде. Но в действительности мы каждый день берём на себя обязательства и нарушаем их. Мы обещаем сделать нечто, что в данный момент кажется вполне выполнимым. Но по мере приближения фактического срока выполнения и осознания реальных обстоятельств мы понимаем, что наше обещание было изначально необдуманным и малореалистичным.

Глупые обязательства

Мы соглашаемся взяться за проект только потому, что его реализация будет очень хорошо смотреться в резюме. Мы обнаруживаем, что увязли в романтических отношениях, из которых не знаем, как выбраться. Иногда мы даже чувствуем себя в ловушке из-за обещаний, данных когда-то родителям или бабушкам-дедушкам, которых уже давно с нами нет. И хотя обычно мы даём обещания с добрыми намерениями, иногда они могут загнать нас в угол.

Когда моя подруга училась в колледже, она познакомилась с однокурсником, с которым у них завязалась крепкая дружба, поскольку их объединяло много общего. Ведь так приятно, оказавшись в новом незнакомом месте, обнаружить там родственную душу! В какой-то момент этот новый друг сказал, что является вегетарианцем, на что моя подруга воодушевлённо ответила: «Я тоже!» Только это было неправдой. Она спокойно ела мясо, когда хотела. Или, точнее, на тот момент это было неправдой. После разговора она почувствовала необходимость сделать свои слова правдой — посчитала себя обязанной перестать есть мясо и стала вегетарианкой.

Наши слова имеют силу.

Эта история напомнила мне одно из моих собственных поспешных заявлений. Мне было 19 лет, я стоял у Стены плача в Иерусалиме. Ко мне подошёл ортодоксальный еврей и спросил, не хочу ли я повязать тфилин. Потом он спросил, как часто я произношу Шма. Я ответил: «Каждый день». Честно, я не знаю, почему ответил именно так. Это было неправдой, но я знал, что ему будет приятно. Чувствуя себя виноватым, я стал чаще читать Шма, пытаясь задним числом оправдать случайно вырвавшуюся ложь.

Эти примеры скорее забавные, но они иллюстрируют очень глубокую истину — наши слова имеют силу. И мы все виновны в том, что используем их более небрежно, чем того заслуживает их реальный вес.

Что о наших обязательствах говорит Писание

На протяжении всей истории человечества мы слишком много обещали и очень мало из этого выполняли. Однако в библейском повествовании об Иеффае, судье, который возглавлял Израиль, мы видим экстремальный пример исполнения обещания.

«И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам. И дал Иеффай обет Господу и сказал: “Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение”. И пришел Иеффай к Аммонитянам сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель‐Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми. И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: “Ах, дочь моя! Ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься”» (Судьи 11:29-35).

История Иеффая странная и непростая для понимания современным читателям, но на самом деле он оказался в ситуации, которая знакома нам всем (только, надеюсь, у нас с вами ставки никогда не были настолько высоки): зашёл слишком далеко и не видел выхода.

Ритуал приносил решение и лишал
сказанные слова обязывающей силы.

Тора даёт конкретные инструкции о том, что делать, когда мы понимаем, что дали опрометчивую клятву: покаяться, принести Господу жертву за грех и дать священнику совершить эту жертву, чтобы искупить грех (Левит 5: 4–6). Когда древний израильтянин смотрел, как священник закалывает приведённую им овцу или козу, чтобы освободить его от власти его же слов, он лицезрел всю тяжесть этих безрассудно сказанных слов. Наступал катарсис — совершалась оплата долга. Ритуал приносил решение и лишал сказанные слова обязывающей силы. Жертва была ценной, потому что стоила дорого. Израильтянин уходил освобождённым от бремени невыполнимого обязательства, но ещё он уходил с болезненным осознанием силы слова.

Современный взгляд на нарушенные обязательства

Принесение в жертву животного из-за нарушенного — к тому же глупого — обязательства кажется чем-то экстремальным (и, поскольку у нас нет системы жертвоприношений, как у наших предков, то и невозможным). Нарушать обещания нехорошо, но необходимость искупить это нарушение кажется абсурдной. Налицо конфликт ценностей: Библия придаёт гораздо больше веса и значения словам, которые мы произносим, и обязательствам, которые на себя берём, чем мы сами. Наше небрежное отношение к значимости наших слов само по себе можно рассматривать как стратегию, позволяющую избежать последствий: если мы не видим проблемы, нам не нужно чувствовать себя виноватыми.

В статье на сайте Medium «Как избавиться от ошибочно взятого обязательства… без чувства вины» предлагается следующая наивно-бесстыдная формула: «Нам нужна своего рода отмазка. Правдоподобная причина, по которой мы вынуждены были взять на себя неразумное обязательство, освобождает нас от самобичевания и помогает сохранить наш имидж… Выставьте его как лучшее, учитывая доступную на тот момент информацию, решение — и вы обеспечили необходимую отмазку».1 Другими словами, предлагается заново рассказать историю прошлого, чтобы оправдать нарушение взятых в этом прошлом обязательств. Далее в статье говорится: «На себе самом этот приём срабатывает так же хорошо, как и на других. Мы понимаем, что увязли в ошибочно взятом обязательстве. Нам просто нужен предлог, чтобы нарушить его, не признавая свою вину».

Именно потому, что мы настолько небрежны в своих словах, мы часто оказываемся в ситуациях, в которых не должны были оказаться. Чтобы решить эту проблему, некоторые вообще отказываются давать какие-либо обещания, зарабатывая себе ярлык «боящегося ответственности». Ничего особо страшного в такой тактике поведения нет. Автор Екклесиаста говорит:

«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою» (5:4-5).

Но да будет слово ваше:
«да, да», «нет, нет»

Когда Иешуа учил людей на склоне горы в северной части Израиля, он бросил вызов традиционным еврейским взглядам на обеты. Он сказал:

«Ещё слышали вы, что сказано древним: “Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:33-38).

Мы должны быть верны тому, что говорим, даже если не используем при этом слово «обет» или «клятва», не кладём руку на священную книгу или сердце, не призываем присутствующих или небеса в свидетели и не заявляем «честное пионерское». Как откровенно объяснил известный христианский диссидент (и жертва) нацистского режима Дитрих Бонхёффер: «Клятвы — это признак того, что мы живём в мире лжи».2 Другими словами, наша фундаментальная проблема не в нарушении обязательств, наша проблема в том, что мы не способны жить в соответствии со своими собственными устремлениями. Мы не способны быть теми, кому можно полностью доверять.

Сила честности

Так нужно ли выполнять любое обязательство, платя личную цену за своё поспешно сказанное «да»? Или лучше нарушить опрометчиво взятое обязательство, заплатив за это социальным капиталом? Как правильнее поступить?

Священные Писания по-прежнему служат нам в этом надёжным путеводителем. Признание ошибки и принесение жертвы по-прежнему являются двумя ключевыми шагами к тому, чтобы всё исправить. Первый шаг к тому, чтобы быть более честным с другими, — это быть более честным с самим собой в отношении наших собственных ограниченных возможностей и недостатков. Мы должны признать свою ошибку перед человеком, в отношении которого не выполнили взятое обязательство. И мы должны покаяться перед Богом в том, что не смогли быть теми верными людьми, которыми Он призвал нас быть.

Мы интуитивно понимаем, что восстановление
доверия имеет свою цену.

Но просто сказать: «Извините», недостаточно. Мы интуитивно понимаем, что восстановление доверия имеет свою цену. Это может означать пожертвовать временем и энергией для восстановления отношений или пожертвовать личными приоритетами для выполнения будущих обязательств. Звучит парадоксально, но смиряя себя, мы становимся заслуживающими доверия и надежными для окружающих людьми.

Меня очень утешает понимание того, что, в отличие от меня, Бог выполняет каждое данное Им обещание. Вся Библия — это история о том, как Бог оставался верным неверным людям. Само наше существование как народа является доказательством того, что Бог не нарушает Своего слова. Он из поколения в поколение выполнял Свои обещания, данные нам, и Он продолжает это делать — даже если мы свои не выполняем.


  1. Даврет Барри. Как избавиться от ошибочно взятого обязательства… без чувства вины. // Medium, 14 июля 2017 г., https://medium.com/writtenpersuasion/how-to-get-out-of-a-bad-commitment-without-feeling-guilty-a7ceb8adb0b7.
  2. Хауэрвас Стэнли. Богословские комментарии Бразос к Библии. Евангелие от Матфея. Гранд-Рапидс: Baker Publishing Group, 2015 г. С. 70.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *