Книга Откровения еврейская дальше некуда
В чём многие ошибаются в отношении конца времён.
В последнее время мысли об апокалипсисе, или конце света, приходят в голову многим людям, что неудивительно — ведь наш мир становится всё более и более судьбозлостным (это слово я сам только что придумал! Нравится?). Эпидемии, войны, землетрясения, угроза глобального ядерного конфликта — думаю, каждый из вас может самостоятельно продолжить список в зависимости от того, в какой части мира вы живёте. У нас в Северной Америке этим летом мрачности и ужаса добавили гигантские лесные пожары, сначала в Калифорнии, а потом в Канаде. Восточное побережье в течение нескольких дней было сплошь затянуто дымом, из-за чего небо окрасилось в какой-то потусторонний сумрачно-оранжевый цвет.
Апокалиптическое нью-йоркское небо вдохновило одного из авторов американского еврейского журнала Forward на статью1 с ехидными комментариями о Книге Откровения в Новом Завете.
По мнению автора статьи, образы, описываемые в Откровении, — «чисто христианские»: четыре всадника Апокалипсиса, «начертание зверя» и конец жизни, какой мы её знаем. Она утверждает, что еврейская концепция конца времён сильно отличается от «жестокостей и ужасов» апокалиптических пророчеств Иоанна и больше фокусируется на позитивных видениях нового — справедливого и прекрасного —мира.
Итак, вопрос на засыпку: Упомянутые образы конца времён — христианские, еврейские, мешанина тех и других или же ничего из вышеперечисленного?
Давайте начнём с того, что об этом говорит Танах.
Конец времён согласно Танаху
Захария (один из еврейских пророков Танаха) пишет:
«И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные» (Захария 6:1-3).
Сомневаться не приходится,
это не «христианские» образы.
Автор Откровения (тоже еврей) позаимствовал образ коней разных цветов: белого, рыжего, чёрного и бледного (в буквальном переводе «зеленоватый», т.е. трупного цвета) вместо пегого. Сомневаться не приходится, это не «христианские» образы.
А как насчёт «жестокостей и ужасов» в Откровении, где эти кони связаны с умерщвлением «мечом и голодом, и мором, и зверями земными» (Откровение 6:8)?
Два других еврейских пророка, Иеремия и Иезекииль, говорили о погибели используя те же слова:
«Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и, если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иеремия 14:12, выделено мною).
«Но небольшое число их Я сохраню от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; и узнают, что Я Господь» (Изекииль 12:16, выделено мною).
Это лишь несколько примеров из Танаха, где используется одно и то же тройственное перечисление предстоящих «ужасов»: меч, голод и моровая язва (мор).
Автор Откровения смешивает воедино то, что разные пророки до него говорили о конях и истреблении, — достаточно распространённый способ обращения к более ранним источникам и слияния их во что-то новое.
Итак, да, эти тревожные образы абсолютно еврейские и взяты из нашей священной книги, Танаха. И поскольку авторы Нового Завета были евреями (возможно, за исключением одного, по поводу которого спорят), спрашивается, откуда ещё они могли черпать свои образы, кроме как из Танаха и прочей еврейской литературы того времени?
В статье Forward предпринимается попытка противопоставить «христианские» элементы «еврейским пророческим образам». Хотя в ней упоминаются апокалиптические представления евреев, аналогичные тем, что мы видим у вышеупомянутых пророков, автор утверждает, что «еврейское понимание конца времён гораздо больше сосредоточено на грядущих радости и жизни, чем на смерти и уничтожении».
«И я увидел святый город Иерусалим,
новый, сходящий от Бога с неба».
Но придержите лошадей (белых, чёрных или какие они там у вас). Ближе к концу книги Откровения тоже немало сказано о грядущей радости и новой жизни.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их«» (Откровение 21:1-3, выделено мною).
Выделенная часть как раз-таки взята не откуда-нибудь, а из Танаха:
«И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» (Исход 6:7, выделено мною).
Еврейский апокалипсис
Христианская? Еврейская? Может быть, Танах и Новый Завет имеют намного больше общего, чем думают в журнале Forward. Вся еврейская мессианская традиция включает в себя сцены упадка и возрождения, разрушения и восстановления, войны и мира. Книга Откровение может быть и «христианская» в том смысле, что автор считал Иисуса Мессией (Христос на греческом), но этот термин не актуален для I века, потому что движение евреев, последовавших за Иисусом, было частью иудаизма. И только позже «христианство» стало чем-то отдельным от иудейской веры.
В первом веке всё, что было
«чисто христианским», было
при этом «чисто еврейским».
Иными словами, в I веке всё, что было «чисто христианским», также было «чисто еврейским». Дискуссия сводилась исключительно к тому, является ли Иисус Мессией Израиля. Но образы конца света, описанные в Откровении, — как устрашающие, так и обнадеживающие — чистой воды еврейские.
Примечания
- Мира Фокс. Затянутое дымом небо нагоняет мысли о христианском апокалипсисе, но что говорит иудаизм о конце времен? Forward, 8 июня 2023 г.
Учение Иисуса не есть что то новое, //в смысле образа жизни, который указан в Письменной Торе// за исключением некоторых дополнительных знаний о царстве Божьем.
И если в книге Бытие написано как была сотворена жизнь на земле, то в книге Откровение описано, как закончится жизнь человечества на этой земле. И что избранные и помилованные будут переселены на новую землю — новую планету.
НО даже о новой земле имеется пророчество у Исаии:
— Вот, Я *творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. (Ис.65:17)
— Как новое небо и новая земля, которые Я *сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. (Ис.66:22)
Да как вообще можно разделять иудаизм и христианство?!
По сути, различие лишь в том, что одни признали Иешуа как Машиаха, а другие не поверили.
Догматика одна, а традиции -дело наживное, и в каждом народе они свои, отличные от других.