Рут Розен

Концепция небес в еврейской Библии

Концепция небес в еврейской Библии

Концепция небес в еврейской Библии

Задайте вопрос своему другу-еврею: «Если бы ты умер, на основании чего тебя пустили бы в небеса?» — и в ответ вы с большой долей вероятности получите непонимающий взгляд. Дело в том, что многие евреи верят только в «возможность» какой-либо жизни после смерти — и это в лучшем случае. Современный иудаизм делает упор на совершение добрых дел в этом мире, что само по себе уже является наградой. Вместо буквальной жизни после смерти, их надежда состоит в том, чтобы продолжать жить в своих достижениях, в детях и в воспоминаниях других людей. Если же рай всё-таки существует, рассуждают они, Бог примет в него тех, кто действительно старался. И всё же в еврейской Библии есть намёки на рай. Может быть, поэтому более религиозные евреи всё-таки верят в жизнь после смерти.1

Людям нужно видеть, что Бог реален, и что
познание Его меняет нас и даёт жизнь.

Средневековый еврейский философ Маймонид включил утверждение о воскресении в число своих «принципов веры»2, ставших своего рода кредо ортодоксальных иудеев. Тем не менее среди самих ортодоксальных иудеев на самом деле нет единой позиции в отношении того, что именно требуется, чтобы войти в вечную жизнь, или на каком основании люди не будут в неё допущены.

Как это влияет на свидетельство о нашей вере еврейскому народу?

Еврейский народ ничем не отличается от других в том смысле, что всем людям необходимо осознать, что Бог реален и что познание Его меняет человека и даёт жизнь. Именно с этого и стоит начинать, поскольку мысль о вечности с Богом-незнакомцем вряд ли зажжёт в человеке надежду. И хотя надежда на небеса не обязательно является хорошей отправной точкой для беседы, она наполняется значимостью в контексте реальности Бога, Его благости, нашего отпадения от Него и того, на что Он пошёл, чтобы восстановить отношения с нами.

Хотя большинство евреев, которых вы, вероятно, встретите вряд ли рассматривают еврейские Писания как реальное руководство для своей жизни, однако, если вашего еврейского собеседника интересует возможность существования жизни вечной, имеет смысл исследовать её именно в еврейском контексте. Каждое из приведенных ниже мест Писаний показывает, что вера в небеса, хоть и раскрыта наиболее полно именно в Новом Завете, имеет некоторое основание и в еврейских Писаниях. Для многих это может стать приятным сюрпризом.

Живой Искупитель

«А я знаю, Искупитель мой жив,
и Он в последний день восставит из праха
распадающуюся кожу мою сию,
и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам;
мои глаза, не глаза другого, увидят Его»
(Иов 19:25-27)

Многие, в том числе и наиболее авторитетные комментаторы Писаний, считают, что в этом отрывке говорится о воскресении. Другие же думают, что Иов описывает своё оправдание ещё при жизни. Ясно одно: Иов считает Бога своим «Искупителем» или на иврите гоэлем. Комментатор Джон Уолтон пишет: «Работа гоэля состоит в том, чтобы вернуть потери и сохранить достоинство того, кто понёс утрату».3

Думал ли Иов об этой жизни или о следующей, этот отрывок показывает, что еврейской Библии знакома концепция Искупителя, который реабилитирует или оправдывает нас посредством того, что Он ради нас совершил, и который даёт нам возможность быть принятыми Богом Отцом. Иов говорит о том, что увидит Бога собственными глазами, и эта мысль не только даёт ему надежду в пучине страданий, но и вызывает сильное желание её скорейшего исполнения.

Присутствие, приносящее радость

«Ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тление,
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек»

(Псалом 15:10-11)

Давид ожидал освобождения от ада (шеола). Он верил, что Бог не оставит его и что смерть не станет концом их отношений. Эта надежда наполняет его радостью; он имеет «полноту радостей» (Псалом 15:9), «путь жизни» в Боге и ожидает «блаженство вовек» — и всё это благодаря близким отношениям с Богом.

Новый Завет утверждает, что Давид говорил не о себе, а о грядущем Мессии (см. Деяния 2:22–39 и Деяния 13:30–37). Похоже, что Давид был уверен в существовании загробной жизни, потому что был уверен в Боге и в обещанном Богом Искупителе.

Во славе вовек

«Ты руководишь меня советом Твоим
и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе?
И с Тобою ничего не хочу на земле.
Изнемогает плоть моя и сердце мое:
Бог — твердыня сердца моего и часть моя вовек»
(Псалом 72:24-26)

В этом псалме Асаф говорит о своей надежде быть с Богом по окончании земной жизни. Один из комментаторов пишет: «Это возрастающее переживание спасения, когда тебя «держат за руку, руководят советом, принимают в славу», является скромным аналогом великой богословской последовательности из послания к Римлянам 8:29 (и далее), которая охватывает труд Божий от его скрытого от наших глаз начала «кого Он предузнал» до столь же полного завершения, как в Псалме 72: «тех и прославил»».4

И хотя мы зачастую думаем о спасении и вечной жизни как об избавлении от ада, важно помнить, что целью спасения является вечное наслаждение общением и присутствием Бога. Лучший способ с нетерпением ожидать небес — это взращивать постоянно углубляющуюся любовь к Богу и наслаждение Его присутствием на протяжении всей нашей жизни здесь и сейчас. Покажите вашим друзьям-евреям, что надежда на небеса является действительно искренней, только когда она положительно влияет на нас сегодня — в постоянно углубляющихся, меняющих жизнь отношениях с Богом.

Цель вечности

«Всё соделал Он прекрасным в свое время,
и вложил мир
(букв. вечность) в сердце их,
хотя человек не может постигнуть дел,
которые Бог делает, от начала до конца»

(Екклеcиаст 3:11)

Екклесиаст — замечательная книга, потому что она показывает людям, что наши разочарования и ощущение временной природы жизни «под солнцем» не есть что-то новое, их испытывали даже самые мудрые и могущественные из нас. Однако автор (большинство считают, что им был царь Соломон) также понимал, что жизнь — это нечто большее, чем то, что мы видим «под солнцем». На протяжении всей книги он говорит о Боге как о Создателе, Даятеле и Судье. 11 стих 3 главы открывает нам, чего Бог хочет от нас и почему размышления о жизни и смерти вызывают чувство бессмысленности бытия.

Бог вложил в нас жажду большего, чем
нам способна предложить земная жизнь.

Люди могут расходиться во мнениях относительно того, что именно подразумевается под «вложил вечность в сердце», но одно не вызывает сомнений: Бог сотворил нас с врождённой жаждой большего, чем нам способна предложить земная жизнь. Вся книга Екклесиаста показывает — что бы мы ни делали, чтобы создать подобие рая на земле, это всё равно никогда не получится сделать. Приведенный выше отрывок объясняет страх людей перед смертью чем-то намного большим, чем просто инстинкт самосохранения. В глубине души мы чувствуем, что предназначены для вечности.

И тогда возникает вопрос: хотим ли мы вечности с Богом или без Него? Бесчисленное количество способов, которыми мы отвергаем законное право Бога руководить нашей жизнью, делают нас неспособными провести вечность с Ним, потому что небеса — это место, где мы достигаем истинной цели вечности — наслаждаться присутствием Бога как чудесного законного Царя, коим Он и является. Если ваш друг осознаёт, что все люди так или иначе пытаются заполнить законное место Бога в своей жизни чем-то другим, вы можете объяснить ему, что именно это и отделяет нас от Него. Вот поэтому и пришёл Иисус — через Него надежда на обретение небес, на которые намекает еврейская Библия, может стать сияющей реальностью.


Примечания:

  1. Дополнительную информацию по этой теме см. в статье Луиса Якобса «Еврейское воскресение мёртвых» // My Jewish Learning, по состоянию на 10 января 2023 г., https://www.myjewishlearning.com/article/jewish-resurrection-of-the-dead/.
  2. Маймонид Моисей. Тринадцать принципов веры (XII век), www.sacred-texts.com/jud/spb/spb11.htm.
  3. Уолтон Джон Х. Иов // Комментарии к Новому международному переводу Библии (NIV). Гранд-Рапидс: Зондерван, 2012 г.
  4. Киднер Дерек. Псалмы 72–150 // Комментарии Тиндейла к Ветхому Завету. Даунерс-Гроув: InterVarsity Press, 2014. С. 292.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *