Кто такие харедим и почему за них нужно молиться
Кто такие харедим?
Размышляя о ещё недостигнутых евангелием группах людей, многие христиане представляют себе отдалённые уголки Африки или Азии. При этом одними из самых недостигнутых благовестием людей в мире являются евреи-харедим (ультраортодоксы), живущие в таких центрах цивилизации, как Иерусалим, Нью-Йорк и Торонто.
Возможно, вы видели персонажей-харедим в кино. Например, в комедийном вестерне «Фриско Кид», в экранизации книги Хаима Потока «Избранные» или в недавно нашумевшем мини-сериале «Неортодоксальная». Если вы живете рядом с общиной харедим, вы, наверное, не раз наблюдали семьи, идущие в синагогу субботним утром. Но знаете ли вы, кто они и во что верят?
Их самоназвание — харедим — основано на стихе из пророка Исаии (66:2): «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (выделено автором). Слово, переведённое здесь как «трепещущего», на иврите звучит «харед», и от него происходит термин харедим, которым строго ортодоксальные еврейские общины предпочитают именовать себя вместо принятого во внешнем мире названия «ультраортодоксы» — заявляя этим, что они именно те самые подлинно «трепещущие» (испытывающие благоговейный страх) перед Богом, о которых говорил пророк.
Харедим изолируются от окружающей культуры.
Хотя они часто живут в крупных городах, харедим целенаправленно изолируются от окружающей культуры и характеризуются очень строгим соблюдением иудейского закона. Стремясь оставаться неиспорченными миром, общины харедим избегают пользоваться средствами массовой информации, смартфонами, телевизорами, компьютерами и Интернетом. Хотя может показаться, что харедим совершенно чужды господствующей культуре, важно не поддаваться общепринятым предубеждениям в отношении них.
Наш опыт общения с этим сообществом показывает, что люди в нём могут быть очень разными. Мы воочию видели их мягкость и смирение, ревность многих харедим по Богу и в отношении повиновения Закону, а также их беззаветную преданность своей семье и общине. И всё же они остаются уязвимыми для греха, как и те, кто вообще не имеет никакого отношения к религии. Как и для всех остальных, без благой вести евангелия для них нет надежды ни в жизни, ни в смерти.
Почему они не верят в Иисуса?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. К сожалению, некоторые харедим знают имя Иешуа только как ругательство. Другие имеют довольно смутные представления о Нём; они верят, что Он существовал, но считают его евреем, сбившимся с истинного пути. Более того, харедим читают Библию через очень разные призмы, которые сильно мешают им признать Иешуа Мессией.
Призма традиции: В средние века в еврейской среде об Иешуа распространялись перекрученные уничижительные истории под названием «Толедот Йешу», где Он изображался как самозванец, который ввёл Израиль в заблуждение и идолопоклонство.
Призма Галахи (еврейского закона): Харедим считают, что соблюдение мицвот (благих деянии в соответствии с законом) является панацеей от греха и средством приближения к Богу, поэтому им не нужен никакой посредник и Спаситель.
Призма Холокоста: Мировоззрение харедим в значительной мере основано на опыте Холокоста. Многие отождествляют Холокост с христианской Европой, чему немало способствуют прискорбные проявления «христианского антисемитизма».
Многие подвергают сомнению традиционные взгляды
Даже при том, что вышеописанные мировоззренческие призмы очень агрессивно формируют у религиозных иудеев негативное представление об Иисусе, есть немало харедим, которые интересуются Им, но молчат об этом. Когда кто-то из харедим начинает задавать вопросы, подвергающие сомнению какие-либо традиционные взгляды, в том числе о том, кто такой Иисус, эти вопросы рассматриваются как некая проблема, которую срочно необходимо решить. Если «сомневающийся» продолжает настойчиво задавать подобные вопросы или его поведение сильно отклоняется от принятой нормы, его могут объявить психически больным — или даже вообще исключить из общины. Поэтому многие харедим предпочитают держать свои вопросы при себе, оставаясь в общине, но живя при этом двойной жизнью.
Леви дали Новый Завет на идише.
Леви — молодой человек, выросший в очень строгой и замкнутой хасидской общине. Вот уже несколько лет как Леви перестал соблюдать Тору, но по-прежнему верит в Бога и продолжает следовать многим традициям, в которых вырос. Леви дали Новый Завет на идише, и он тут же начал его читать. И прочитав в Матфея 11:28-30: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Леви сказал: «Ух ты, я и не знал, что такое существует!» Он был очень тронут прочитанным и удивлён, обнаружив слова Иешуа на идише. Молитесь за людей, подобных Леви, которые хотят узнать об Иисусе, будь то тайно, оставаясь в своих общинах, или более открыто, когда они оттуда уходят.
Бог движется в этом сообществе, и настало время удвоить наши усилия и донести до харедим благую весть.
Встреча Савла с Богом по дороге в Дамаск (Деяния 9) показывает, что для достижения харедим необходимо явственное божественное руководство. Потребовалось сверхъестественное вмешательство, чтобы превратить ярого противника Пути в мощного посланника евангелия Мессии. Мы должны молиться, чтобы сверхъестественная сила Бога снова высвобождалась, чтобы донести свет Его вести харедим.
За что и как нужно молиться?
Ключом к отпиранию двери в это закрытое сообщество являются ваши наполненные верой молитвы. Пожалуйста, продолжайте молиться вместе с нами — путь может быть долгим, но он будет наполнен благодатью.
- Славьте Бога за возможность молиться и ходатайствовать за Его народ. Просите Бога дать вам сердце полное любви и сострадания, когда вы молитесь за харедим.
- Молитесь, чтобы харедим, даже раввины и духовные лидеры общин, увидели, что Иешуа — их Мессия, и что спасение приходит не через то, что они сами делают, а через то, что Иешуа сделал для них.
- Молитесь, чтобы христиане, которые служат уверовавшим в Иешуа харедим, особенно тем, которые держат это в тайне, были чуткими, мудрыми и помогали им наладить контакт с другими верующими.
На протяжении года евреи любого происхождения, включая харедим, отмечают библейские праздники, традиции и символы которых указывают на Божий план искупления. Эти праздники — очень подходящее и плодотворное время для молитвы за общины харедим. Молитесь, чтобы Дух Божий наполнил сердца этих людей новой жаждой Его искупления, которая привлечёт многих к Иешуа. Молитесь, чтобы харедим искали Божьего присутствия, подобного тому, как Он присутствовал с нашими предками в пустыне, чтобы через это желание подлинной близости Бог открыл им Иешуа и через Него по-новому приблизил их к Себе.
В целях сохранения конфиденциальности все имена были изменены
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!