Рич Робинсон

Кто ваш любимый библейский герой? Размышления об Ионафане

Кто ваш любимый библейский герой? Размышления об Ионафане

Кто ваш любимый библейский герой? Размышления об Ионафане

В одной из своих статей на этом сайте Давид Брикнер размышляет об Иоанне Крестителе как о невоспетом герое и великом образце для подражания. За время служения у Иоанна Крестителя появилось немало преданных последователей, но он принял тот факт, что его задачей было приготовить путь для другого. Он был готов «умаляться», потому что «расти» надлежало Иешуа (Иисусу).

Один из моих любимых библейских героев жил на несколько сотен лет раньше, но он имеет много общего с Иоанном Крестителем, включая однокоренное имя. Я говорю об Ионафане — сыне царя Саула и лучшем друге царя Давида.

Имя Ионафан (евр. Йонатан) означает «ЙХВХ дал» (имя Иоанн [евр. Йоханан] тоже имеет в своём составе имя Бога и означает «ЙХВХ смилостивился»). Это было подходящее имя для сына Саула. Бог щедро наделил Ионафана благородными качествами, но и сам Ионафан тоже стал даром от Бога народу Израиля, и особенно своему другу Давиду.

Впервые мы знакомимся с Ионафаном в 1 Книге Царств 13 главе, где мы видим конфликт между Израилем и филистимлянами, продолжавшийся на протяжении всего правления Саула. В третьем стихе мы читаем, что Ионафан атаковал и разбил охранный отряд филистимлян. Это был смелый шаг, показавший мужество Ионафана с самого начала повествования о нём. Но народ Израиля боялся ответного удара филистимлян, как и царь Саул. И из-за этого страха Саул самовольно принёс всесожжение вместо того, чтобы дождаться, как ему было велено, пока это сделает Самуил. Это стало началом конца первого царя Израиля. И именно тогда Саул узнаёт, что его род не будет установлен как царский род Израиля, а вместо этого Бог изберёт человека «по сердцу Своему» (стих 14).

Затем в 14-й главе мы видим, как Ионафан проявляет невероятную храбрость, войдя в логово своих врагов, сопровождаемый одним лишь своим оруженосцем, потому что «для Господа несложно спасти через многих или немногих» (1 Царств 14:6).

Мы видим, как он совершает акт истинного мужества, истинной веры, и Бог пребывает с ним, подобно тому, как пребудет позднее с Давидом в битве с Голиафом. И Давид тогда тоже скажет нечто подобное: «И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1 Царств 17:47). Кто знает? Возможно, Давид в тот момент вдохновлялся именно примером Ионафана.

Ионафан был настоящим воином, которого очень любил народ Израиля, признававший, что Бог действовал в нём и через него. И именно поэтому в 14 главе мы видим, как народ заступается за него перед царём.

Вы, вероятно, знаете историю с «безрассудной клятвой Саула», велевшего своим людям поститься, пока не будет окончена битва. Ионафан не слышал этой клятвы, поэтому, проходя мимо капающих сот, он попробовал мёда. Когда люди сказали ему, что царь Саул заклял их, запретив кому-либо есть, Ионафан сразу осознал, что решение его отца было глупой ошибкой. Он понимал и заботился о нуждах людей гораздо больше, чем царь.

Тем не менее Саул не поколебался в своей клятве и был готов убить собственного сына за нарушение глупого поста. А Ионафан готов был принять смерть без возражений. Обычно мы слышим об Ионафане в контексте их дружбы с Давидом, но в стихе 45 мы видим, что у него была своя собственная добрая слава. Народ дорожил им как хорошим руководителем и Божьим человеком. И они не позволили Саулу казнить его.

Так что, как и у Иоанна Крестителя, у Ионафана было довольно много преданных сторонников. И, подобно Иоанну Крестителю, он понял, что ему пришло время отойти в сторону, чтобы уступить дорогу кому-то большему.

Этот кто-то, а именно Давид, был избран царём и помазан (в присутствии только своей семьи) до встречи с царем Саулом и его семьёй.

Давид быстро становится незаменимым для царя Саула, сначала как музыкант, которого Бог использовал, чтобы отгонять от Саула беспокоившего его духа, а затем как защитник Израиля, победивший Голиафа.

И как на это реагирует Ионафан? Проявляет ли он ревность к этому юноше, который внезапно стал любимцем его отца? Нет, когда Давид вернулся после поражения филистимлян и был вызван к царю, «душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Царств 18:1).

Сила любви Ионафана была такова, что он снял свою верхнюю одежду и отдал её Давиду вместе со своей туникой, мечом, луком и поясом.

Дело не в том, что у Давида не было собственной приличной одежды. Одежда Ионафана символизировала его положение, статус наследника престола, а также военного лидера. А его меч? В 13 главе, 22 стихе мы читаем, что во всём Израиле было только два меча. Один принадлежал Саулу, а другой Ионафану. И вот Ионафан отдаёт свой меч Давиду. По сути, он отдает Давиду всё. Он понимает, что этот человек станет следующим царём Израиля. И он не противится этому.

Ионафан не только стал инициатором их дружбы, но и пожертвовал ради этой дружбы большим, чем Давид. Ионафан демонстрирует истинную братскую любовь.

Любовь — это не равноценный обмен. Это жертва. Даже когда любовь взаимна, как это было между Ионафаном и Давидом, обычно одна сторона в итоге отдаёт больше, чем другая. Иногда немного больше, а иногда намного больше. Но тот, кто отдаёт больше, не ведёт подсчёты.

Мы можем ошибочно воспринимать того, кто в отношениях отдаёт больше, как пассивного или слабого, но те, кто решает, сколько и кому они хотят отдать, независимо от того, что получают взамен, совсем не такие! Такие люди сильны и решительны, более того, они показывают нам, как любит Бог. Бог даёт то, что Он хочет дать, и подсчётов не ведёт. Ионафан — отличный пример такой любви.

Вскоре благосклонность Саула к Давиду переросла в ревность и страх. Когда Саул обратился против Давида, это было ужасно. Он был страшен в гневе — он стал жестоким и неуравновешенным человеком, при этом всё ещё обладающим большой властью. И тем не менее Ионафан не поддался запугиваниям. Его верность Давиду ещё больше разозлила Саула, но Ионафан защищал своего друга, рискуя собственной жизнью. Что ещё более удивительно, Ионафан был опечален поведением Саула. Почему? Потому что он поступал постыдным образом — с кем? С Давидом (1 Царств 20:30-34). Как вам такая преданность?

Несмотря на крепкие узы, которые связывали Ионафана и Давида, когда встал вопрос благополучия его собственной семьи, Ионафан не воспринимал как данность, что его отношения с Давидом обязывают того проявить к ним милость, но обратился к нему с просьбой (1 Царств 20:15). Он не кичился, мол: «Давид мне обязан». Ионафан был способен на невероятно глубокие чувства, но его действия были осмысленными и практичными.

Ионафан мог бы легко стать правой рукой Давида, но остался верен отцу. Поведение Саула отнюдь не вдохновляло Ионафана умереть рядом с ним в бою. Однако, несмотря ни на что, он с готовностью отдал свою жизнь в битве против филистимлян вместе со своим отцом. Ионафан был не из тех людей, кто нуждался в мотивации от других, чтобы поступить правильно.

Надеюсь, вы согласитесь, что Ионафан был настоящим героем и потрясающим образцом для подражания. Он не был исполнителем главной роли, как Давид, но сыграл свою роль второго плана до конца. Он был лидером, который умел при необходимости брать руководство на себя, но умел и отходить в тень, когда понимал, что такова воля Божья. Он не спрашивал: «А когда будет моя очередь?» Он не спрашивал: «Почему Давид, а не я?»

Как может такой великий человек, как Ионафан, удовлетвориться ролью, в которой его поистине героическая жизнь и смерть часто видятся как маленький мерцающий огонёк, затмеваемый блестящей славой его лучшего друга?

У Ионафана, как и у всех благочестивых людей, было качество, которое помогало интегрировать и направлять его многочисленные сильные стороны. Он был смирен. Смирение — это слово, которое часто неправильно употребляется, и качество, которое неправильно понимается. Оно не означает недопонимание своей истинной ценности или незнание своих даров и сильных сторон.

Помните, что означает имя Ионафан? «Господь (ЙХВХ) дал». Так Ионафан и прожил свою жизнь, понимая, что всё, что он имел, было дано ему Господом. Вот почему он мог быть таким великодушным, вот почему он мог отойти в сторону, уступая дорогу помазаннику Господню.

Нам есть чему поучиться, если мы посмотрим на Ионафана как на образец для подражания. Но, по-моему, самое замечательное в Ионафане то, что он был готов отойти в сторону, чтобы освободить место для того, кто был больше — для Давида.

Мне нравится симметрия истории Божьего спасения. Как вы думаете, это совпадение, что другой Ионафан, которого мы называем Иоанном Крестителем, тоже был готов отойти в сторону ради Мессии, сына Давида?

А как насчёт нас? Какие мы друзья? И что мы делаем или не делаем, что отдаём и чем рискуем, чтобы дать путь помазаннику Божию?

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *