Рич Робинсон

О соблюдении Торы

О соблюдении Торы
О соблюдении Торы

© Getty Images

Вступление

Среди еврейских организаций и общин, которые иногда считаются частью мессианского движения, есть те, кто называют себя «соблюдающие Тору», или, другими словами, особо подчеркивают, что они исполняют Закон Моисея. При этом их доктринальное исповедание в отношении личности Мессии и Троицы может варьироваться от богословски ортодоксального до совершенно противоречащего христианской доктрине. По сути, такие общины определяют себя как следующие Танаху (Ветхому Завету) и верят, что тем самым они живут жизнью более похожей на ту, какой жили последователи Иешуа в первом веке нашей эры, или же более соответствующей воле Бога для нашего времени.

Ви́дение Торы

В какой-то мере подчеркнутое соблюдение Торы является реакцией на негативное отношение к Торе в некоторых христианских кругах. Действительно, очень прискорбно, что в большинстве своём евангельское христианство уделяет мало внимания изучению Танаха, редко проповедует из него, из-за чего «Ветхий Завет» так и остаётся малопонятным для среднестатистического прихожанина. А если Тора (или Закон) всё-таки упоминается, её зачастую трактуют лишь как бремя, от которого христиане теперь свободны.

Библейская же суть Закона совершенно другая. Еврейские Писания говорят о Законе как о Божьем даре, путеводителе по жизни, о том, что должно быть почитаемо и драгоценно – и что должно соблюдаться под страхом наказания за неповиновение. Он тесно связан с заветом, посредством которого Бог милостиво утвердил Свои отношения с избранным Им народом.

В Новом Завет апостол Павел напоминает нам что Закон благ.1 Идея послушания ему постоянно подчеркивается – в Нагорной проповеди, в словах Иешуа в Евангелии от Иоанна2 и в апостольских посланиях3. Фактически девять из Десяти Заповедей прямым текстом подтверждаются и даже усиливаются в Новом Завете.

Тора сама по себе не плоха, плохо её неправильное использование и постепенное вытеснение человеческими традициями. Принципы Торы, в частности Десять Заповедей, стали фундаментом всей западной цивилизации и самой христианской церкви – в том числе тех церквей, которые представляют Тору в негативном свете.

Вот только дело в том, что последние две тысячи лет все заповеди Торы соблюдать невозможно, потому что многие из них были привязаны к существованию Храма, священства, жертвоприношений животных и жизни в теократическом государстве на Земле Израильской. Ортодоксальный иудаизм это признаёт, и, когда в 70 г. н. э. Храм был разрушен, иудаизм был преобразован в религию без Храма и священства – религию, опирающуюся на авторитет и решения раввинов. Реформистский иудаизм – относительно новое движение, возникшее порядка 250 лет назад – считает Тору во многом устаревшей и несовременной, но полезной в качестве напоминания о нашей истории, символа нашего народа и источника этики.

Однако важно отметить, что, хотя мы и не верим в то, что соблюдение или несоблюдение Закона определяет наше спасение, мы при этом не верим и в беззаконие! Заповеди Торы отражают саму природу Бога, и за каждой из них стоит определённый принцип. Эти отражающие Бога принципы остаются обязательными к исполнению для всех последователей Иешуа по сей день.

© Getty Images

Ответ соблюдающим Тору

Анализируя соблюдающие Тору общины, являющиеся частью мессианского движения, стоит учесть несколько моментов. Безусловно, среди христиан были и будут споры на тему подлинной природы и роли Закона, но при этом все они понимают, что Церковь – включая как евреев, так и неевреев – не обязана соблюдать его во всей полноте. Таким образом, нижеизложенное ни в коем случае не претендует на то, чтобы поставить точку в этих дебатах (как будто бы это возможно всего в нескольких абзацах!), но, надеюсь, даст читателю пищу для размышлений.

  1. У нас однозначно больше нет возможности соблюдать все 613 заповедей за неимением Храма, священников и возможности жить всем народом в теократическом государстве в Земле Израильской. По этой причине любые пытающиеся соблюдать Тору сообщества в конечном итоге оказываются чрезвычайно избирательны в отношении «соблюдения закона». По большей части упор делается на священные дни, Шаббат и праздники, плюс может уделяться внимание некоторым другим частям Торы.По сути, такие общины соблюдают не столько Тору, сколько национальные праздники и традиции. А поскольку Храма и священства больше нет, и большинство евреев живут в диаспоре (за пределами Израиля), даже праздники, к примеру, соблюдаются теперь иначе, чем в библейские времена. Возможно, даже не осознавая этого, соблюдающие Тору общины вынуждены либо следовать раввинистическим традициям, либо выстраивать свои собственные. Например, члены таких общин не посылают своих представителей в Иерусалим предстать перед Господом, как предписано в Законе Моисея, и не приносят жертвы.

    Более того, в Законе предусмотрены наказания за его нарушение, в том числе во многих случаях смертная казнь. Соблюдающие Тору не применяют смертную казнь к тем, кто её не соблюдает. Да и не могли бы при всём желании, потому что если бы они это делали, то в современном обществе были бы привлечены к уголовной ответственности и отданы под суд! Мы больше не живём в теократическом государстве, управляемом Божьим Законом.

  2. Глядя на такие сообщества, создается впечатление что они подчеркивают соблюдение Торы как свою отличительную черту больше, чем свою верность Мессии. Фактически тем самым они подразумевают, что они более послушны Богу или более духовны, чем другие верующие в Иешуа. И хотя, возможно, они в один голос будут утверждать, что их послушание Торе — это проявление верности Мессии, но в их подходе есть явный дисбаланс. Возможно непреднамеренно, но они создали двухуровневую систему «классификации» верующих: более духовные, которые соблюдают Закон, и менее духовные, которые не соблюдают. Это не только противоречит Писанию, но также совершенно нездоровым образом отделяет эти сообщества от остального Тела Мессии. (Матфея 7:1-5; Иакова 4:11-12, 17; Римлянам 14)
  3. Что остается по большей части незамеченным, так это то, что послушание, требуемое Новым Заветом, более радикально и глубоко, чем то, что прописано в Законе Моисея. Например, во Второзаконии 22:8 говорится, что по периметру крыши дома должны быть установлены перила – обычная мера безопасности в те времена, когда плоская крыша служила одновременно гостиной и спальней. Это конкретное предписание является примером того, как следовать общему правилу любить ближнего, и является дополнением к шестой заповеди: «Не убей».Сомневаюсь, что такие перила нужны современным блюстителям Торы. Зато в соответствии с Новым Заветом требуется гораздо больше. В сегодняшних реалиях применение данной заповеди может варьироваться от обеспечения безопасности нашей семьи и гостей до работы в интересах национальной безопасности или государственной политики.

    Новый Завет расширяет и углубляет требования Торы: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Луки 12:48). Делать упор на послушании Закону, игнорируя более полное применение лежащих в его основе принципов, значит упускать из виду самую его суть. (Галатам 3:24)

  4. Общины, соблюдающие Тору, оправдывают свою позицию выборочными местами Писания, игнорируя другие. Большое значение придаётся слову «навеки» и его вариациям, используемым в отношении некоторых законов Торы, в то время как такие места Писания, как Евреям 8:13, в которых говорится о первом завете как о «ветхом», остаются без внимания. Кроме того, они игнорируют то, что богословы обычно называют «историей искупления», то есть развитие отношений Бога с человечеством на протяжении всей истории. Иешуа действительно принёс нечто новое, но приверженцы соблюдения Торы преуменьшают новизну, которую ознаменовал приход Мессии. Плюс ко всему, они минимизируют такие функции Закона, как выделение Израиля из всех других народов и указание пути к Создателю вселенной и в конечном итоге к Мессии.
  5. Многие из тех, кто соблюдает Тору, не являются евреями. Стоит серьёзно задуматься о том, почему неевреи так стремятся соблюдать закон, никогда для них не предназначавшийся, и о том, что в жизни христиан из язычников на месте Закона Моисея всё-таки должен быть Новый Завет. (Деяния 15: 1-35)

© Getty Images

Выводы

Вопросы о том, должны ли последователи Иешуа соблюдать определённые еврейские обряды, остаются как никогда актуальными и постоянно обсуждаются в кругах верующих евреев. Одна из проблем заключается в том, что нам порой трудно отделить формы культурного самовыражения от религиозного. Для ортодоксального иудея празднование Песаха — это исполнение божественного повеления, и должно совершаться в соответствии с 2000-летней раввинистической традицией и раввинистическим законом. Для последователя реформистского иудаизма или светского еврея празднование Песаха часто является просто возможностью окунуться в еврейские традиций: собраться всей семьёй, исполнить несколько знакомых с детства обрядов и вместе покушать. Так чем тогда является Песах – формой культурного самовыражения или всё-таки религиозного? Подобные вопросы возникают и в отношении других аспектов иудаизма, потому что сегодняшний иудаизм далеко не является монолитным в отношении религиозного и культурного самовыражения.

В связи с этим необходимо сказать несколько слов о роли Торы в жизни верующего еврея. Мы верим в ценность и святость Торы. Это слово Божье, и оно не прейдёт (Матфея 5:17-20). Мы верим, что наша еврейская нация по-прежнему призвана быть светом народам. Именно поэтому мы сохраняем наше еврейское самосознание. В мессианском иудаизме вы найдете и тех, кто строго соблюдает Тору и тех, кто не соблюдает. В некоторых мессианских общинах есть Сефер Тора, свиток Закона. Но даже если у них нет Сефер Торы, многие включают в свои служения чтение Торы, соответствующее недельной главе, читаемой в синагогах.

Многие верующие евреи празднуют традиционные праздники или соблюдают кашрут. Однако, как правило, их намерения и цели сильно отличаются от того, что движет теми, кто подчеркнуто позиционируют себя как «соблюдающие Тору». Например, они всё это делают, чтобы выразить солидарность с остальным еврейским сообществом, чтобы поклоняться Богу в еврейской манере, или просто как выражение своего еврейского самосознания. Если это делается добровольно, без веры в то, что такими действиями можно заслужить спасение, тогда вопросов нет – ведь в Мессии нам дана полная свобода в данном отношении. Самое главное – мы не должны верить, что соблюдение или несоблюдение Торы каким-то образом влияет на наше спасение и искупление от греха. Их нам может дать лишь наша вера в жертву и воскресение Иешуа.

Собственно говоря, наше спасение всегда зависело от веры в Бога и в искупительную силу жертвы. Однако так называемые «соблюдающие Тору» настаивают на том, что обязательное соблюдение закона является проявлением более полного послушания Богу. Поэтому в их случае мы имеем дело уже с совершенно другими понятиями.

Несколько слов о церквях, где празднуют традиционные праздники, например, тот же Песах. Это совсем не то же самое, что соблюдение Торы ради достижения неких дополнительных высот духовности. Церкви, которые проводят ежегодный пасхальный седер, обычно делают это с целью научить новообращённых и воздать славу Богу, подчеркивая, что все обетования Песаха исполнились в Мессии, и углубляя тем самым понимание сути таинства причастия. И, разумеется, это не позиционируется как исполнение обязательного предписания Моисеева Закона. Такая практика достойна всяческого поощрения.4

Подведём итог: если какое-то сообщество называет себя «соблюдающие Тору», имейте в виду приведенные выше аргументы и помните, что Новый Завет критикует отнюдь не Закон, но только его неправильное применение.


Примечания

  1. Римлянам 7:12, 16.
  2. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).
  3. Например: «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иакова 1:25); «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете» (Иакова 2:8); «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иакова 2:14).
  4. См. Брюс Дж. Лиск «Еврейские праздники в нееврейских общинах».

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *