Дварим — דברימ

  • Тора: Дварим (Слова) Второзаконие 1:1-3:22
  • Хафтара: Исайи 1:1-1:27
  • Новый Завет: Иоанна 15:1-11; Деяния 9:1-21; Евр. 3:7-4:11
Moses Speaks to Israel (19th-century engraving by Henri Félix Emmanuel Philippoteaux)

Moses Speaks to Israel (19th-century engraving by Henri Félix Emmanuel Philippoteaux)

Сегодня мы начинаем читать последнюю книгу Моисея и последнюю книгу Торы — Второзаконие. На иврите ее название — «Дварим», т.е. «слова». Это название, как обычно, дается по первой фразе книги «эле хадварим» («сии суть слова…»). Книга Второзакония разделена на 34 канонические главы и 11 недельных глав. Первая недельная глава также называется «Дварим».

Рассказ главы Дварим начинается за 37 дней до смерти Моисея в сороковой год после выхода евреев из Египта, в первый день одиннадцатого месяца (швата). Второзаконие — т.е. «Повторение Закона» — является прощальной лекцией Моисея сынам Израиля. В отличие от остальных книг Торы, в Дварим речь всегда идет от первого лица, из уст Моисея. Некоторые исследователи считают, что книга Второзакония стала собранием проповедей Моисея на протяжении разных лет, т.к. в ней часто упоминается проход евреев через пустыню как событие нынешнее, а не прошлое.

Глава начинается со слов Моисея, обращенных к израильтянам в земле Моава, к востоку от Иордана. Моисей пересказывает события, произошедшие с народом в течение их 40 лет блуждания по пустыни.

Одним из первых фактов, упомянутым Моисеем, был рост численности народа Израиля. За годы хождения по пустыни народ умножился настолько, что Моисей уже никак не мог его вести в одиночку. Поэтому он и послушался совета своего тестя и поставил над народом 70 старейшин в помощь себе и для решения спорных вопросов народа.

Моисей вспоминает, как через два года после получения Закона на Синае евреи должны были войти в землю обетованную. Но страх и неуверенность заставили их остановиться, а затем и отступить, хотя соглядатаи подтвердили, что земля эта действительно «течет молоком и медом».

Кстати, обратите внимание: вина соглядатаев была не только в том, что они вселили страх в сердца израильтян своим описанием гигантов, живших в той земле, но и в том, что отчет свой они принесли не лидерам, пославшим их, а сразу всему народу. Именно так они смогли вселить страх в сердца всего народа. Интересно, как обернулось бы дело, если бы они сначала посоветовались с лидерами и старейшинами народа? Если бы сразу послушались совета Моисея «не страшиться и не бояться»? Жаль, что мы никогда этого уже не узнаем…

После того, как Господь разгневался на израильтян и не впустил их в Ханаан из-за их страха и недоверия Ему, израильтяне сильно огорчились и раскаялись. Но их покаяние было своеобразным — они решили взять Ханаан собственными силами, без Господа. В результате их потери стали больше, чем кто-нибудь мог себе представить. Это яркий пример для нас того, как каяться НЕ НУЖНО! Служить Господу, слушаться Его и даже каяться пред Ним нужно на Его условиях, а не следуя своим «мудрым» идеям восстановления справедливости.

С этого момента начинается 40-летнее хождение сынов Израиля по пустыне. Израильтяне пошли к горе Сеир, где жили сыны Исавовы. Господь заранее предупредил их, что вступать в войну с сынами Исава Он им не позволяет, потому что они братья их и потому что эту землю Он отдал им.

Едомитяне — сыны Исава — были одним из трех народов, с которыми Господь запретил израильтянам воевать. Вторым таким народом были моавитяне, т.к. они были потомками сына Лота, которые также получили свою землю — Ар — в наследие от Господа. Кстати, прапрабабушка царя Давида, Руфь, была моавитянкой.

Третьим народом, с которым сыны Израиля не должны были воевать, были аммонитяне — также потомки Лота. Из аммонитян позже произошла жена Соломона, родившая ему сына Ровоама.

Начинать войну израильтяне могли с амореями, которые считались одним из семи ханаанских народов и которые должны были быть изгнаны из этой земли.

На протяжении следующих 38 лет поколение израильтян, отказавшихся вступать в Ханаан, вымерло. Символическим здесь стал переход через поток Арнон, который перешло только новое поколение израильтян, готовое вступить во владение землей обетованной.

Дальше Моисей пересказывает битву с амореями и с народом васанским, которых Господь полностью предал в руки еврейского народа. После этих двух битв народ подошел к Моаву, готовый перейти через Иордан и завоевать Иерихон.

ХАФТАРА на эту недельную главу читается из книги пророка Исайи. Этот отрывок читается в шабат перед Тиша беАв, поскольку видение Исайи касается разрушения Иерусалима и Храма.

Когда Исайя записал свое видение, оно все еще говорило о будущем событии, и у израильтян все еще был шанс покаяться и отвратить эту трагедию. Они однако этим шансом не воспользовались, и грянула катастрофа. Сегодня этот отрывок из Хафтары читается нараспев под ту же печальную мелодию, что и Мегилат Эйха (Плач Иеремии), написанный очевидцем этих событий.

НОВЫЙ ЗАВЕТ уделяет много внимания состоянию сердца человека. Иоанн пишет о том, как важно нам, веткам, находиться на истинной Лозе, не отрываясь от нее ни словом, ни делом.

Книга Деяний описывает покаяние Рава Шауля, более известного нам как Апостола Павла. Он пережил истинную «тшуву», т.е. «покаяние» — полный разворот в своей жизни и в своих отношениях с Господом и Спасителем.

А Послание к Евреям позволяет нам, верующим 21-го века, сравнить себя с еврейским народом, стоящим перед выбором: страх или Господь. Мы знаем, что они выбрали тогда. А что выбираем мы каждый день? Не надо считать, что «вот если бы мы были на их месте…» Люди по большей части одинаковы. Но для того чтобы мы могли преодолевать наши искушения и с честью проходить наши испытания, мы должны крепко держаться Мессии, дающего нам истинное спасение и истинный покой.