Хаазину — האזינו

  • Тора: Хаазину (Внимай) Второзаконие 32:1-52
  • Хафтара: 2 Царств 22:1-51
  • Новый Завет: Римлянам 10:14-11:12; 12:14-21; Евреям 12:28-29
The beginning of Parashah Haazinu, Deuteronomy 32:1–4, as it appears in a Torah scroll

The beginning of Parashah Haazinu, Deuteronomy 32:1–4, as it appears in a Torah scroll

В прошлой недельной главе Моисей завершил свою длинную речь и назначил Иисуса Навина своим преемником. Затем Господь сказал, что израильтяне обратятся от Него к другим богам и нарушат свой договор с Ним. В свете этого Моисей должен был научить сынов Израиля пророческой песне, которая так и называется — «Хаазину».

Эта недельная глава вся посвящена этой песне. Она предсказывает развитие истории Израиля и предупреждает народ не отходить от тех путей, которые завещал им Бог.

«Хаазину» всегда читается во время «шабат шува» — шабата возвращения, который выпадает на неделю между Рош-ашана и Йом-Кипур. «Хаазину» — последняя глава годичного цикла чтения Торы, потому что глава после нее читается уже на Симхат Тора.

Будучи песней, в свитках Торы «Хаазину» пишется в два столбца. Как говорят талмудисты, каждый фрагмент правого столбца песни соответствует каждому фрагменту левого столбца.

Итак, Моисей начинает свою песню, призвав небо и землю в свидетели своего предупреждения. Он сравнивает верность Господа с часто проявляемой неверностью Его народа. Если бы сыны Израиля просто научились на ошибках предыдущих поколений, они бы поняли, как Господь избрал их быть Его собственным народом.

Еще не дав народу войти в землю обетованную, Господь предупреждает их через Моисея о времени «галута» — рассеяния, которое настанет в ответ на их грехи. Вообще, если бы не Господь и Его милость, еврейского народа уже давно не было бы на этой земле. И Господь хочет, чтобы народ помнил это, хотя бы благодаря такой песне.

Несмотря на все трудности и горе, которые евреи ощутят на своей шкуре в рассеянии (диаспоре), песня заканчивается обетованием Господа отомстить за кровь Его служителей и примириться со Своим народом и землей.

Заканчивается эта недельная глава последними словами, которые говорит Моисей, восходя на гору Нево, чтобы перед смертью увидеть землю обетованную.

Название главы — «Хаазину» — означает «Внимай» или «Слушай». И в этом весь смысл песни Моисея. Кого мы слушаем? Голос этого мира или голос Божий? Голос газет и интернет-передач или голос Слова Божьего, которое единственное не дает нам свою личную трактовку событий, но исключительно Божью?

Времени осталось слишком мало. Не надо тратить его остаток на ерунду, которая «не насыщает». Обетования Божьи верны, даже если нам в это трудно поверить, даже если нам это не особенно нравится иногда — ведь это касается ВСЕХ Его обетований: и о благословении, и о проклятии.

Хафтара на эту недельную главу также является песней. Ее написал Царь Давид. В ней он благодарит Господа за избавление от врагов. Преследуемый царем Саулом и не видя выхода из сложившейся ситуации, Давид взывает к Господу в великой скорби. Господь вмешался и спас его, и теперь Давид поет Ему песнь хвалы.

Новый Завет относит нас мысленно к песне Моисея, напоминая о том, что Господь приведет Свой народ к ревности Своей милостью к другим народам. Павел напоминает, что Господь НИКОГДА не отвергнет Своего народа, даже когда этот народ отвергает Его.

И это правда. Доказательства? Само существование нас — «Евреев за Иисуса» — уже доказывает, что Господь не оставил Свой народ на протяжении последних нескольких тысяч лет. Как бы нас ни убивали, как бы нас не рассеивали по всем уголкам земли и как бы ни старались уничтожить землю, данную нам Богом, мы все равно существуем, все равно приходим к вере в Него, каемся перед Ним — и получаем великие благословения!

А также несем эту самую весть всем остальным представителям нашего собственного народа и другим народам тех мест, где мы живем. Это ли не доказательство — евреи, проповедующие Господа во всех странах, где их гнали и убивали?