Ки Таво — כי תבוא
- Тора: Ки Таво (Когда войдешь) Второзаконие 26:1-29:8
- Хафтара: Исайи 60:1-22
- Новый Завет: Еф. 1:3-6; Рим. 11:1-15; Откр. 21:10-27
В этой недельной главе Моисей завершает пересказ законов законом о первых плодах («бикурим»), которые должны приноситсья священникам в святилище.
Для этого каждый земледелец должен был прийти к святилищу с лучшими плодами из своего урожая. В скинии (а позже — в Храме) каждая семья предлагала свою корзинку с первыми плодами священнику, который махал ею в семи направлениях, а потом клал перед жертвенником.
После этого Моисей плавно переходит к закону о десятине. Десятины, т.е. десятая часть урожая или другого результата труда израильтянина, шли священникам и левитам. Еще одна десятина от остатка откладывалась для использования в святилище во время праздников, а во время третьего и шестого года семигодичного шабатнего цикла — раздавалась нищим.
Система приношения десятин была построена на «честном слове» и не находилась под контролем священников. Но каждый понимал, что Бог-то все равно не дремлет и Свои обещания благословений и проклятий выполнит.
После этого Моисей сказал людям построить жертвенник, на котором были высечены законы, которым люди должны будут следовать в земле обетованной. Народ должен будет принести жертвоприношения в честь входа, наконец, в землю обетованную.
Дальше Моисей разделил народ на 2 части, чтобы каждая часть произнесла благословения и проклятия. Чем больше произносишь вслух текста, тем лучше его запоминаешь — это очевидно. Поскольку ни карманных компьютеров, ни каких бы то ни было других удобных носителей в то время не было (каменные скрижали не в счет), то только так народ мог сам себе помочь запомнить благословения и проклятия, предложенные им Господом на выбор. В каком-то аспекте этот ритуал был как бы вторым «матан Тора» — получением Торы в обетованной земле, поскольку поколение, произносившее теперь эти обетования, не присутствовало при даровании самой Торы, а их родители уже умерли в пустыне.
Хафтара к этой недельной главе называется Шестой хафтарот утешения. Она описывает небесный Иерусалим по 60 главе Исайи. Там же описывается воскресение множества праведных, которые все соберутся снова вместе как народ Божий.
В Новом Завете говорится о том, что остаток Израиля — т.е. евреи и неевреи, привитые к древу Мессии и потому участвующие в Новом Завете Господа — получал все духовные благословения. Это же подтверждается и в Послании к Римлянам, где довольно подробно описываются причины, по которым избранный народ остается избранным народом, но к нему добавляются избранные из других народов.
А Книга Откровения подчеркивает слова из Хафтары, прекрасно описывая Небесный Иерусалим, где будут обитать все, получившие новую жизнь.