Ки Тецэ — כי תצא
- Тора: Ки-тецэ (Когда выйдешь) Второзаконие 21:10-25:19
- Хафтара: Исайи 54:1-10
- Новый Завет: Матфея 5: 31-32; 19:3-12; 22:23-32; 1 Коринфянам 5:1-5; 9:4-18; Галатам 3:9-14
В этой недельной главе Моисей говорит о законах, которых следует придерживаться Израилю, когда они завоюют обетованную землю.
Еврейская традиция находит 74 из общего числа 613 заповедей только в этой недельной главе — больше, чем в любой другой главе Торы.
Законы, о которых Моисей говорит в этой главе, касаются следующих тем:
Пленные женщины — если мужчина брал в плен красивую женщину, он не имел права брать ее в жены. Сначала она должна была остричь волосы и ногти и пережить месяц траура. После этого, если мужчина все еще находил ее красивой и желал взять себе в жены, он должен был привести ее перед судом старейшин, который спрашивал женщину, согласна ли она принять веру в Бога Израилева и соблюдать законы Торы. И только если она на это была согласна, он мог на ней жениться. Если же нет, ее просто освобождали из плена и отпускали.
Наследование первородных прав — первородный сын наследовал двойную часть того, что оставалось от его отца, независимо от статуса матери.
Воспитание детей — если у родителей вырастал упрямый и непокорный сын, не слушающийся родителей и поступающий во всем против их воли, они должны были наказать его, а если наказание не действовало, такого человека забивали камнями.
Проклятие висящего на древе — происхождение этого закона не ясно, но евангелисты явно видели в нем напоминание о римском распятии вообще и о жертве Йешуа в частности (Марка 15:9-15; Иоанна 19:5-7; 15). Считается, что такая смерть хуже остальных, потому что в последний момент наказуемый не имеет возможности пасть на колени и возопить к Богу о своем покаянии, таким образом, не может стереть с себя проклятие Божье за свои грехи.
Законы сексуальной чистоты занимают несколько абзацев в этой главе. Например, если женщина оказывается не девственницей до свадьбы, ее побивают камнями. По-моему, это вполне четкое доказательство того, что Бог действительно НЕ одобряет «проверку отношений» до брака, будить то со своим будущим мужем или с любым другим человеком.
Заканчивается эта недельная глава наставлением помнить дела Амалика, который напал на евреев, когда те были слабы. Израильтяне должны были вообще стереть память об Амалике с лица земли. По сей день «софер» (человек, который переписывает Тору) проверяет свои перья (которыми пишутся свитки Торы), написав слово «Амалик», а потом яростно его перечеркивая.
Хафтара на эту недельную главу называется Пятой хафтарой утешения. Здесь Господь сравнивает сынов Израиля с женой, у которой долго не было детей. Она может петь от радости, потому что вскоре детей у нее будет видимо-невидимо. Хотя Господь и ожесточил сердца израильтян на какое-то время, все равно еврейский народ будет спасен.
Новый Завет показывает, как и Господь Йешуа, и апостолы следовали и поддерживали учения Торы по разным вопросам, в частности, в вопросах сексуальной чистоты.