Реэ — ראה
- Тора: Реэ (Смотри) Второзаконие 11:26-16:17
- Хафтара: Исайи 54:11-55:5
- Новый Завет: Ин. 7:37-52; 1 Ин. 4:1-6; 1 Кор. 5:9-13
Эта недельная глава начинается с призыва к Израилю выбрать повиновение заповедям Господним. Израильтянам предлагаются на выбор: благословения за послушание и проклятия за непослушание. Интересно, как легко нам сегодня было бы сделать этот выбор за них и как сложно делать этот же самый выбор каждый день в своей собственной жизни!
Из этого же предложения мы видим, насколько давно Господь проявляет уважение к свободной воле человека. Кстати, в этом предложении слово «смотри» (в русском синодальном переводе «вот») стоит в единственном числе, а «вам» — во множественном. Еврейская традиция объясняет, что каждый человек должен помнить, что его личный выбор всегда влияет на жизнь общества в целом – «клаль Исраэль» («всего Израиля»).
Поскольку в Ханаане были очень распространены разные идолослужения, народу было приказано уничтожить все места поклонения идолам. Их служение Господу не должно было и близко напоминать служения язычников своим божкам. Более того, впротивовес множеству разнообразных мест идолопоклонства, Бог обещал указать одно-единственное место для правильного поклонения Ему.
Далее буквально одим стихом запрещается принимать в пищу кровь. Объяснение одно – в ней душа животного, хотя из этого ничего не становится ясно. Исследователи и ученые спорят, почему Бог запретил это, причем в разных местах Библии. Скорее всего, причин имеется множество, и Бог точно знает их все Одна из принимаемых историками причин состоит в том, что египетские жрецы пили кровь животного, чтобы увидеть будущее.
Далее следует особое наставление по отношению к лжепророкам. Никакие чудеса и знамения не должны уводить народ от Бога, какими бы чудесными и замечательными они ни были. Мы, люди, мало имеем знания о духовном мире, поэтому нам надо просто принять на веру то, что говорит Бог: все гадатели, прорицатели, экстрасенсы, гадалки, вызыватели духов мертвых и т.д. и т.п. – мерзость в глазах Божьих. Причем мерзость настолько противная Богу, что Он готов наказывать ее смертью.
Каждый седьмой год жизни в земле Израиля должен быть годом покоя для земли. Кроме того, в этот год «закрываются» все долги одного еврея другому. Если один еврей не успел выплатить долг другому евреи до наступления седьмого года, этот долг прощался.
Много позже, когда Гилель заметил, что люди перестали одалживать друг другу деньги при приближении седьмого года, он постановил, чтобы все долги выплачивались даже в седьмой год. Он объяснял это тем, что кредитор может на словах простить долг, но это не означает, что должник не обязан этот долг все-таки выплатить.
Далее глава перечисляет законы о кражах и возмещениях за них; о первенцах; и о «шалош регалим» — трех больших праздниках, на которые все мужское население Израиля должно было собираться в одном месте, где стояла сначала скиния, а затем Храм. Это праздники Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Праздник кущей).
ХАФТАРА на эту недельную главу является третьей из Хафтарот утешения. Она напоминает о том, что даже при полном разорении Иерусалима и рассеянии сынов Израиля, Господь все равно соберет нас в Своей земле. Для этого нужно, всего-навсего, обратиться к Нему в покаянии от всего сердца.
НОВЫЙ ЗАВЕТ придает новое значение одному из трех великих праздников («шалош реглаим») – Суккот. Он предлагает живую воду, которая даст людям возможность утолить самую сильную жажду души.
В Новом Завете также резко порицается общение с разного рода прорицателями и «духами». Об этом говорят разные апостолы, и об этом мы должны говорить людям вокруг нас, считающим, что вера в Бога и вера в духовный мир – одно и то же.