Вэзот Абраха – וזאת הברכה
- Тора: Ве-зот ха-браха (Вот благословение, которым…) Второзаконие 33:1-34:12
- Хафтара: Иисус Навин 1:1–18 (а); 1:1-9 (с)
- Новый Завет: Матфея 17:1-9; Марка 9:2-10; Луки 9:28-36; Иуды 3-4, 8-10; Откровение 22:1-5
На прошлой неделе, в главе Хаазину, Моисей учил израильтян пророческой шире (песне), которая предсказывала историю Израиля и предупреждала людей не сбиваться с пути, которым Бог повелел им следовать. Теперь, перед тем как умереть, Моисей хотел благословить колена Израилевы и воздать хвалу Господу за заботу о молодом народе.
Часть Торы на этой неделе (читается во время Симхат Торы) называется Ве-зот ха-браха («Это благословение»), которая также является последней частью всей Торы. Прочитав эту часть, мы «перемотаем свиток» обратно, чтобы начать с Берешит, начать читать свиток заново. Мы делаем это каждый год, потому что Талмуд-Тора – изучение Торы – является циклическим чтением, которое дает нам возможность лучше понимать Писание, в том числе Новый Завет… В этой связи интересно отметить, что первая буква Торы – Бет (בּ) в слове берешит (בְּרֵאשִׁית), а последняя буква Торы – Ламед (ל) в слове Израиль (יִשְׂרָאֵל). Соединяя их вместе, мы получаем слово lev (לֵב), «сердце», означающее, что вся Тора – от первой буквы до последней – раскрывает сердце и любовь Бога к нам.
Ве-зот ха-браха содержит последние слова Моисея к народу перед его смертью на горе Нево в земле Моавитской. Согласно мидрашу, когда Бог пришел и сказал Моисею приготовиться покинуть этот мир, он обратился к Богу со словами: «Подожди, пока я благословлю Израиль. Всю мою жизнь они терпели меня, потому что я постоянно упрекал их и наставлял их бояться Бога и выполнять заповеди. Я не хочу покидать этот мир, пока не благословлю их » («Легенды евреев», Гинзберг).
Поэтому эта глава начинается со слов: «Вот благословение (וְזאת הַבְּרָכָה), которым Моисей, человек Божий (אִישׁ הָאֱלהִים), благословил сынов Израилевых пред смертью своею.» (Втор. 33:1). Неясно, было ли благословение Моисея позже добавлено к Книге Второзакония писцом, или сам Моисей написал о себе в третьем лице; тем не менее, благословение начинается с поэтической метафоры Бога, сияющего Божественным Светом с Синая: «Господь пришел с Синая и пробудился (זָרַח) открылся им от Сеира; он сиял с горы Паран; он пришел от десяти тысяч святых с огнем знания (אֵשׁ דָּת) в правой руке » (Втор. 33: 2). Благословение продолжается, утверждением того, что Божье откровение основано на Его любви: «Да, Он лелеял (חָבַב) свой народ, все его святые были в его руке; поэтому они следовали вашим шагам, получая слова от вас, когда Моисей повелел нам Тора как наследие (מוֹרָשָׁה) для собрания Иакова» (Втор. 33: 3-4). Согласно мудрецам, слово, переведенное как «наследие» в этом стихе (то есть, мораша), относится к духовному, а не физическому, наследству, которое будет существовать вечно. Маймонид далее отмечает, что этот стих относится к «собранию» (קְהִלָּה) Иакова, а не исключительно к физическому «семени» (т. е. естественным потомкам) еврейского народа… Это подразумевает, что Тора станет наследием для всех тех, в собрании с Иаковом. Поэтому все, кто «привит» к Израилю, являются членами «общины Божьей» (Иоанна 10:16; Рим. 11: 16-24).
Откровение на Синае было коронацией Бога, как любящего Царя Израиля: «Таким образом, Господь стал царем в Иешуруне (т. е. יְשֻׁרוּן, поэтическое имя Израиля, основанное на глаголе yashar, «прямой» или «благочестивый»), когда главы народа были собраны, все колена Израилевы вместе” (Втор. 33: 5). Мудрецы спорят, почему Моисей благословил колена именно в этом порядке и почему пропало колено Симеона (сравните благословение колен Иаковом в Быт. 49: 1-28). Нахманиды отмечают, что порядок благословений был пророческим, поскольку они следовали за будущим расселением колен. Так, например, Рувим упоминается первым, потому что он был первым коленом, поселившимся в Галааде, к востоку от Иордана (Нав. 13: 15-23). Далее упоминается Иуда, потому что он первым поселился в Земле Обетованной (Нав. 15; Судей 1: 2). Что до того, почему не упоминается Симеон, считается, что это восходит к инциденту в Сихеме, когда Леви и Симеон жестоко отомстили за изнасилование их сестры Дины (Быт. 34). Колено Левия подверглось тешуве (как Моисей упомянул во Второзаконии 33: 9, потому что они отказались участвовать в грехе Золотого Тельца), а колено Симеона – нет. Колено Симеона было позже ассимилировано другими коленами Израиля и не имело своей собственной территории, тогда как колено Леви стало странствующим коленом учителей Торы (Втор. 33:10). Моисей продолжает благословлять оставшиеся колена, заключительным заявлением: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит,охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.” (Втор. 33:29).
Благословив колена, Моисей поднялся с равнин Моава, чтобы подняться на гору Нево, где Господь сверхъестественно открыл ему всю Землю Обетованную. Когда Моисей увидел славу земли, Господь сказал ему: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: “Я отдам ее потомству твоему”. Я позволил тебе увидеть это твоими глазами, но ты в нее не войдешь» (Втор. 34: 4). Мидраш рассказывает, что Моисей спорил с Богом за свою жизнь и стремился отменить прежний Божий указ, обратившись к Тринадцати Атрибутам Милосердия, подразумеваемым в Имени ЯХВХ (יהוה). Бог, однако, отклонил просьбу Моисея из-за шести серьезных грехов, которые он совершил. Моисей изначально отказался освобождать евреев (Исх. 4:13), а затем обвинил Бога в том, что он создал плохие условия для Израиля, не сразу освободив народ (Исх. 5:23). После самого Исхода Моисей дважды испытывал Бога во время восстания Кораха (Чис. 16: 29-30), и он также, в двух отдельных случаях, клеветал на людей (Чис. 20:10; 32:14). Из-за этого Моисею было запрещено входить в Землю Обетованную и он умер на горе Нево в земле Моавитской. «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.» (Втор. 34:7-8). Сам Бог похоронил Моисея в неизвестном месте. Согласно еврейской традиции, Моисей умер 7-го Адара.
Затем Иисус, сын Навина, стал преемником Моисея среди народа, и в заключение Тора утверждает, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (פָּנִים אֶל־פָּנִים) … и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.” (Втор. 34: 10-12).
Дата смерти Моисея
Как упоминалось выше, еврейская традиция гласит, что Моисей умер 7-го Адара. Мудрецы доказывали, что Израиль оплакивал Моисея в течение 30 дней после его смерти, находясь в лагере на равнинах Моава (Втор. 34: 8), и Книга Иисуса Навина начинается с Божьего повеления провести еврейский народ через Иордан, сразу после 30 дней скорби (Нав. 1: 1-5). Мудрецы предполагали, что Израилю понадобилось три дня, чтобы пересечь реку Иордан, начиная с 10-го Нисана (Нав. 4:19). Отсчитывая 33 дня от этого времени, мы возвращаемся к дате 7-го Адара.
Яшер Коах!
Заключительный стих каждой книги Торы собрание, обычно, слушает стоя. Затем, в драматической манере, чтец Торы подает сигнал собранию, которое затем начинает восклицать: Хазак, хазак, ве-нит хазек (חָזַק חָזַק וְנִתְחַזֵּק) – «Будь крепким, будь крепким, и все мы укрепимся!» Это – крик ободрения, чтобы продолжить чтение следующей книги и возвращаться к ней снова в свое время. Изучение Торы – это «бесконечный круг», в котором мы надеемся разглядеть все больше и больше открытой Божьей истины… Да поможет Бог каждому из нас …
Восклицание на иврите, “Яшер Коах!” (יָשֶׁר כּחַ) означает «Прямой силы тебе!». Им часто поздравляют людей, которые преуспели в изучении Торы. Тем из вас, кто изучал Тору в течении еврейского года, хочется пожелать от всего сердца: «Яшер Коах!». По окончании годичного цикла чтения Торы, обычно устраивается праздничная вечеринка (сиюм: סִיּוּם), посвященная завершению изучения еврейского текста. Изучение Торы – это великая радость, хаверим, поскольку она открывает нам истину и помогает нам понять Господа Славы. Как сказал царь Давид: «Ты укажешь мне путь жизни (ארַח חַיִּים); полнота радостей пред лицом Твоим (שִׂמְחָה); блаженство в деснице Твоей вовек.” (Пс. 15:11).
Хафтара на Ве-зот ха-браха запечатлевает начало лидерства Иисуса Навина, как прямого преемника Моисея. Здесь Господь лично дал ему поручение и указание «быть твердым и мужественным» (chazak ve’ematz) не менее трех раз. Господь закончил давать ему свое поручение этими словами.
После получения поручения Иисус Навин приказал лидерам подготовиться к завоеванию Земли Обетованной в соответствии с указаниями Господа.
Чтение последней главы Брит Хадаша дает видение «небесного Иерусалима» и Реки Воды Жизни, которая течет через город от самого престола Бога и Агнца. «Потерянный рай» восстанавливается любовью и благодатью Господа Бога Израиля.