Ваэтханан — ואתחנן
- Тора: Ваэтханан (И просил я) Второзаконие 3:23-7:11
- Хафтара: Исайи 40:1-26
- Новый Завет: Мф. 4:8-11; 23:37; Мк. 12:28-34
Эта недельная глава включает в себя самые фундаментальные отрывки всей Торы: Десять Заповедей и Шма.
Начинается глава с того, что Моисей попробовал упросить Господа разрешить ему войти в землю, но Господь отказал. Единственное, что Бог ему разрешил — это вглянуть на землю обетованную издали.
Поскольку израильтяне вот-вот должны были войти в землю и овладеть ею, Моисей напоминаем им о скурпулезном следовании заповедям Божьим. Их нельзя менять, к ним нельзя ничего добавлять (даже «заборов» — «гезейрот») или убавлять от них.
Бог говорил к народу лицом к лицу — «паним ле-паним». И это поставило новое поколение в один ряд с их праотцами. Вдобавок к Десяти Заповедям Моисей должен был наставить народ в разных «хуким умишпатим» — «законах и судах», которые они должны были соблюдать в земле обетованной.
Отдельно была выделена заповедь борьбы с идолопоклонтсвом. Господь называет Себя в этой главе Эль Кана, что значит Бог-Ревнитель. Еврей, занимающийся идолопоклонтсвом, становится как неверный муж в земном браке.
Здесь же Моисей пророчествует, что если евреи когда-нибудь забудут Бога и обратятся к идолам, они будут изгнаны из этой земли в галут.
После этого Моисей назначит города-убежища к востоку от Иордана, еще раз повторил Десять Заповедей, выделив на этот раз «Шма». Здесь же были сказаны и слова, которые в будущем привели к созданию «тфилина» — специальных коробочек, которые евреи-мужчины навязывают себе на правую руку и на лоб, а также «мезузы» — специальной коробочки со словами из Писания, которую евреи прикрепляют на двери.
Хафтара к этой недельной главе называется Первой хафтарой утешения, потому что именно с утешения начинается читаемый отрывок. Еврейские мудрецы называют ее одной из семи глав-утешений. Раши считает, что эта хафтара относится в основном к мессианскому будущему Израиля, когда еврейский народ получит утешение от всех своих бед.
В Новом Завете дается небольшой взгляд на ревность Господа по Иерусалиму. Сион — символ правления Божьего над всей землей, а также символ любви Божьей ко всему человечеству.
Иисус также в Новом Завете дает прекрасный пример Своего Собственного следования заповеди об идолопоклонстве — сколько бы Ему всего не предлагал дьявол, Он точно знал, за Кем следует и Кому служит.
И, наконец, Иисус смог прекрасно вычленить самое главное в Десяти Заповедях и во всем Законе Божьем — любовь к Богу и к ближнему. Главнее этих двух нет ничего!