Ваелех — וילך
- Тора: Ваелех (Он пошел) Второзаконие 31:1-30
- Хафтара: Ис. 61:10–63:9 (иногда — Ис. 55:6-8)
- Новый Завет: Рим. 10:14-18
В последней недельной главе Моисей собрал народ Израиля, чтобы они заключили Завет с Господом.
Согласно еврейской традиции, именно в это время (седьмой день адара) к Моисею проговорил голос Божий и сказал: «Это твой последний день на земле». Поэтому Моисей пошел к старейшинам Израиля попрощаться.
Поскольку Моисею уже исполнилось к тому времени 120 лет, да и Господь подтвердил, что скоро ему идти «домой», он поставил Иисуса Навина (Йехошуа бен Нун) своим преемником. Именно он должен будет перейти через Иордан и ввести народ в землю обетованную. В присутствии всего собрания Моисей сказал Иисусу Навину ничего не бояться и полностью полагаться на Господа.
После этого Моисей сел и записал весь Закон, который он до этого передавал народу только устно. Все свитки он передал священникам для хранения. Но заповедал, что как только Израиль обоснуется в земле, Закон обязательно нужно будет читать вслух всему Израилю каждые семь лет во время особой церемонии праздника Суккот. Моисей отлично понимал, как важно людям слышать и напоминать самим себе Слово Божие, чтобы правильно его исполнять, ничего не придумывая, как часто стремиться поступить наш человеческий разум.
Затем Господь призвал Моисея и Иисуса в скинию, чтобы посвятить Иисуса Навина в преемники Моисея. Там Господь предрек им обоим, что израильтяне отойдут от Него и разорвут только что заключенный Завет с Ним. Он даже сказал Моисею научить народ песне «Хаазину», чтобы они всегда помнили о последствиях отхода от Него. Но Он все равно заключил Завет с народом, о котором Он точно знал, что будет неверным Ему!
Выйдя из скинии, Моисей сказал левитам положить свиток Закона рядом с Ковчегом Завета, чтобы он оставался свидетельством израильтянам, когда они захотят отойти от Бога. Позже царь Иосия успел спрятать эти свитки до того, как Храм был разрушен.
Заканчивается эта недельная глава тем, что Моисей собирает людей, чтобы научить их песне «Хаазину», как сказал ему Господь.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: обычно глава Ваелех читается вместе с предыдущей главой Ницавим.
Хафтара на эту главу зависит от лунного календаря. В данном случае главы Ницавим и Ваелех читаются вместе, поэтому и Хафтара на них читается одна — из Ис. 61:10—63:9.
В ином случае читается Ис. 55:6-8, чья тема созвучна 10 дням покаяния.
Новый Завет говорит о том, как важно читать и слышать Слово Божье постоянно, чтобы вера человека созидалась и росла. Ведь без веры угодить Богу невозможно, но и вера в Него должна быть такой, какой Он этого хочет, а не такой, какой людям удобно ее себе придумать, как сказал Тимофей: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (4:3-4). Интересно, что эти слова непосредственно относятся как к древнему Израилю, отошедшему от Бога, так и к сегодняшним верующим, заменяющих Слово Божье человеческими мечтами и желаниями.