Бешелах – בשלח
- Тора: Бешелах (Когда отпустил он) Исход 13:17-17:16
- Хафтара: Судей 4:4 – 5:31 (ашкеназы), Судей 5:1-31 (сефарды)
- Новый Завет: Ин. 6:15-71; 1 Кор. 10:1-13; Откр. 15:1-4
Покинув, наконец, Египет, израильтяне не пошли в Ханаан прямым путем (через территорию, занятую палестинцами). Господь повел их к «ям суф» — Красному морю, которое, конечно, никакое не красное, а «тростниковое море». Просто когда-то составитель карт на английском языке ошибся в одной букве и вместо слова «Reed» написал «Red». Так это название и вошло в общий обиход.
О чуде с Красным морем и переходом еврейского народа по суше знают, наверное, все. Господь разделил волны, и народ смог пройти посуху на другой берег, а погнавшиеся за ними египтяне погибли в настигших их волнах.
Еврейская традиция имеет множество описаний этого события. Например, мидраш говорит, что море сформировало покров над головами израильтян, защищая их со всех сторон. Дальше говорится, что волны разделились на 12 тоннелей, чтобы каждое колено могло идти по своему и, таким образом, все прошли побыстрее. Но вода была кристально чистой и прозрачной, так что все могли видеть друг друга.
К восходу все израильтяне были на другой стороне моря. Увидев гибель своих врагов, Моисей и его сестра Мариам повели людей в поклонении и хвале спасшему их Господу.
Мидраш рассказывает, что когда расступились воды моря, ангелы готовы были присоединиться к песне людей, но Всевышний запретил им это делать, пока не закончится песнь евреев. Мидраш уточняет: Всевышний хотел услышать сначала песню женщин. Чем же можно объяснить особую радость женщин в момент освобождения? Дело в том, говорят мудрецы, что именно женщины страдали в Египте в наибольшей степени, ведь самый страшный антиеврейский указ фараона предписывал уничтожать их новорожденных детей.
Дальше Господь повел Свой народ в пустыню. Вскоре, однако, горькая реальность путешествия по пустыне заставила народ возроптать. С этого начались их основные проблемы — вместе с Господними чудесами. Например, на одном из привалов Господь обратил горькую и непригодную для питья воду в живую и насыщающую.
Когда у них кончилась вся маца, взятая с собой из Египта, израильтяне снова начали жаловаться и роптать. Они даже захотели вернуться обратно в Египет, только чтобы снова нормально поесть. В этот вечер, по молитве Моисея, налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана. К утру эта роса поднялась, и евреи получили то, что позже получило название «хлеб с неба» или «манна». На самом деле слово «манна» — это не синоним манной каши, а слово, обозначающее «что же это?». Так израильтяне спрашивали друг у друга, что же они такое собирают, ведь прежде никто никогда в мире такого не видел.
Спустя какое-то время люди привыкли к манне и снова начали роптать, и Господь снова дал им чудо — воду из скалы. Это чудо позже станет одним из важных в учении о Мессии — камне, дающем воду жизни.
Заканчивается эта недельная глава нападением амалекитян на израильский стан. И здесь происходит очередное чудо: физически с врагами воюет Иисус Навин, но настоящий исход битвы решается не на поле, а на горе, где стоит Моисей и простирает руки к небу. Пока его руки подняты кверху, Иисус Навин одолевает врагов, но как только Моисей устает и опускает руки, одолевают враги. Дело дошло до того, что Аарон и Ур поднялись на гору и стали физически поддерживать руки Моисея в молитве. К вечеру победа была одержана. Кстати, отсюда и произошло известное русское выражение «опускать руки». Давайте никогда их не опускать — ни в молитве, ни в надежде, ни в борьбе со своими грехами и старыми привычками!
Поведение женщин после перехода Красного моря так поразило древних, что в Хафтаре к этой главе мудрецы постановили читать главу из Книги Судей, посвященную аналогичному сюжету — песне женщины: «И пела Девора…»
Девора — пророчица, благодаря которой Израиль одержал очередную из своих побед. Это была женщина, вдохновлявшая мужчин на борьбу и победу! Благодаря ее мужеству и уму, Израиль 40 лет жил в тишине и покое.
В Новом Завете есть масса параллелей с этой недельной главой. Но главное для нас — помнить, две вещи: все описанное в Торе происходило на самом деле (да-да, даже расступление моря) И все происходившее тогда должно учить нас. Давайте возьмем хотя бы несколько вещей — благодарение Бога в песне, в танцах, в сердце, приход к Йешуа как к источнику живой воды и как к скале нашей веры — и будем держаться их до конца, не опуская руки.